Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:44, курсовая работа
Первая глава курсовой работы посвящена теоретическим аспектам вопроса материально-технического обеспечения товаром на предприятии.
Вторая глава посвящена анализу материально-технического обеспечения предприятия на примере ООО «Сан-Трейд», где приведена краткая характеристика предприятия и рассмотрены наиболее важные показатели деятельности, а также проведен анализ существующей на предприятии системы закупа товара.
В третьей главе приводятся выводы, сделанные по анализу второй главы, с рекомендациями по улучшению материального обеспечения товаром на предприятии и дана оценка экономической эффективности от внедрения мероприятий.
В заключении приведены основные выводы по результатам проведенных исследований, предложения и рекомендации по дальнейшему материально-техническому обеспечению предприятия ООО «Сан-Трейд».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА....………………….....5
1.1 Состав, структура и классификация оборотных фондов предприятия .... 5
1.2 Кругооборот оборотных средств. Показатели оборачиваемости ...……....9
1.3 Методика нормирования материально-производственных запасов предприятия ……………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «САН-ТРЕЙД»………...………….... 22
2.1 Общая характеристика ООО «Сан-Трейд»….………………………….. 22
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия ООО «Сан-Трейд»…….…….…………………………………….……….…….27
2.3 Анализ обеспеченности ООО «Сан-Трейд» материальными ресурсам....33
2.4 Анализ динамики и структуры материально-технических ресурсов предприятия……………………………………………………………………...44
ГЛАВА 3. СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ….…………………………………………..……………………33
3.1 ABC и XYZ – анализ на примере керамического завода «Сокол»……....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………………………………………….....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....…46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Характеристика структуры оборотных средств ООО «Сан-Трейд»
Наименование статей баланса |
Сумма, тыс. р. | Изменение, +/- | |||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2008/2007 | 2009/2008 | |
Оборотные активы | 100 | 100 | 100 | - | - |
в том числе: | |||||
1. Запасы, НДС | 66,14 | 66,21 | 75,97 | 0,06 | 9,76 |
2. Дебиторская задолженность | 31,86 | 31,43 | 19,51 | -0,44 | -11,92 |
3. Денежные средства | 1,99 | 2,37 | 4,52 | 0,38 | 2,15 |
Из таблицы 3.2 видно, что на протяжении 2007-2009 годов наибольший удельный вес в оборотных активах организации ООО «Сан-Трейд» занимают материальные запасы, причем их доля увеличилась с 66,1% в 2007 году до 76% в 2009 году.
Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывает эффективная система регулирования материальных запасов.
Управление запасами в организации ООО «Сан-Трейд» автоматизировано с помощью информационной системы «1С: Предприятие 8.1 –Управление торговлей», в которой ведется учет запасов и остатков на складе.
Хранятся
запасы компании «Сан-Трейд» на складе,
фирма имеет собственные
Расходуются запасы и поступают в оптовую или розничную реализацию по методу (last in – last out) – «первый пришел» - «первый ушел», то есть из склада в реализацию направляются в первую очередь та продукция, которая поступила на склад давно. Это необходимо для того, чтобы у товара не было сильного разнотонна при поступлении следующей партии. Поскольку различия между последней партией и предпоследней не значительна, а в сравнение с товаром 3-4 давней партии – очень заметна.
Оценивать эффективность управления материальными запасами можно разными способами. Наиболее простой способ - по двум показателям: Коэффициент реализации и Коэффициент предложения товара.
Коэффициент реализации (КР) показывает, какая часть товарных запасов была реализована за период.
Коэффициент предложения (КП) показывает, какую часть из периода мы предлагали товар покупателю.
1) Формула коэффициента реализации:5
КР = Количество проданных товаров/(Остаток на складе на начало периода + количество товара, закупленного в течение данного периода).
Если за период товары не закупались и на начало периода остаток на складе был 0 (то есть в знаменателе формулы - 0), то КР нужно считать равным "-1". Это специальное значение КР, означающее, что за период ничего не продано, но и на складе ничего не было. Далее, будем выражать КР в процентах, "КР в процентах" = КР*100, и значение "-1" тоже станет "-100". Как правило, товарная группа «под заказ», имеет КР=-100%, а товар который входит в постоянную складскую программу КР=100% или меньше.
2) Формула коэффициента предложения:
КП = Количество дней предложения товара/Количество рабочих дней в периоде.
КП, как и КР удобнее выражать в процентах, "КП в процентах" = КП*100.
«Предложение
товара» означает, что потенциальный
клиент знает, что он может у нас
купить данный товар. Например, для розничной
торговли, под «Предложением товара» подразумевается,
что хоть одна единица товара есть на складе,
что не мало важно для имиджа компании.
3.2 ABC и XYZ – анализ
на примере керамического
завода «Сокол»
В компании «Сан-Трейд» решение о том, сколько покупать и когда, становиться более важным из-за тесной зависимости между объемом закупок и плановой реализацией товара. Поэтому необходимо проводить различия между тем, сколько покупать за один раз и какую часть общего количества приобретать у отдельного поставщика.
Для этого используется широко известная классификация и закупок и запасов исходящая из денежной стоимости продукции - АВС – анализ. Метод ABC основан на распространенном методе анализа - «правило 80/20», которое впервые обосновал итал. ученый В. Парето (1897г.). Он подходит ко всем закупаемым изделиям, числу поставщиков, числу изделий в запасах и т.д.
По табл. 3. 3 к группе А относятся товары, сумма накопленных стоимостей которых составляет порядка 50% от суммарной стоимости всей реализованной за отчетный период товаров данного завода. Опыт показывает, что обычно в эту группу попадает 10-20% всей номенклатуры. Как видно из таблицы 2.2. в группу «А» вошли 3 коллекции (14%) из 21-го, которые суммарно дают прибыль порядка 40% по заводу керамических изделии «Сокол» - 3 950 962 руб.
К группе В попадает около трети наименования, сумма стоимостей которых составляет 50%. Это коллекции с 4 по 13 (10 коллекции=47 %)
К
группе С относятся оставшиеся позиции
номенклатуры, суммарная стоимость
которых составляет лишь 20%. Это коллекции
с 14 по 21. Но решение о снятие с поставки
не может решаться только по данному анализу,
поскольку скажем коллекция «Золотое
руно» является «якорной позицией», т.к.
из-за покупки, замены и установки нового
оборудования данная коллекция не производилась
в течение 4-х месяцев, что и привело к снижению
продаж в группе «А» или «В». Поэтому данную
коллекцию компания переносит в группу
« ожидания» или «связанную» позицию.
АВС
- анализ коллекции завода ОАО «Сокол»
за 2009г. по продаже в суммовом выражении.
№ п/п | Коллекции | Годовая реализованная стоимость, руб. | Годовая закупочная стоимость, руб. | Валовая Прибыль | Процентная доля товара в группе, % | Группа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 |
1 | Коллекция БРИЗ 20*33 | 1 986 650 | 1 461 775 | 524 875 | 22,94 | А |
2 | Коллекция УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ 20*33 розовые | 1 032 417 | 721 446 | 310 971 | 9,53 | А |
3 | Коллекция УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ 20*33 зеленые | 931 895 | 687 163 | 244 732 | 8,60 | А |
4 | Коллекция СТАРЫЙ КАМЕНЬ 20*33 | 542 455 | 389 646 | 154 570 | 5,01 | В |
5 | Коллекция ПОД КИРПИЧ 36,5*12 | 511 122 | 385 027 | 152 809 | 4,72 | В |
6 | Коллекция КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК 20*33 | 469 138 | 339 636 | 129 502 | 4,33 | В |
7 | Коллекция СКИФЫ И АРСЕНАЛ 33*33 | 430 631 | 276 061 | 126 739 | 3,98 | В |
8 | Коллекция БАМБУК 20*33 | 411 933 | 281 021 | 130 912 | 3,80 | В |
9 | Коллекция ДОМИНИКАНА 33*44 | 401 694 | 252 626 | 149 067 | 3,71 | В |
10 | Коллекция ПОД КИРПИЧ 36,5*12 фасад | 397 690 | 308 093 | 89 597 | 3,67 | В |
11 | Коллекция САКУРА 20*33 | 378 809 | 243 450 | 135 359 | 3,50 | В |
12 | Коллекция БАТТЕРФЛЯЙ 20*33 зеленый | 375 822 | 260 445 | 115 376 | 3,47 | В |
13 | Коллекция РИМСКАЯ МОЗАЙКА 33*33 | 362 670 | 257 135 | 105 535 | 3,35 | В |
14 | Коллекция ЖЕМЧУГ роз. 20*33 | 341 099 | 241 001 | 100 098 | 3,15 | С |
15 | Коллекция ТРИУМФ 33*33 | 333 963 | 226 482 | 107 480 | 3,08 | С |
16 | Коллекция КОКТЕЙЛЬ 20*33 | 314 908 | 221 930 | 92 978 | 2,91 | С |
17 | Коллекция БАССЕЙН 36,5*12 | 276 996 | 211 857 | 65 139 | 2,56 | С |
18 | Коллекция ГУРМАН 33*33 | 262 529 | 182 131 | 80 397 | 2,42 | С |
19 | Коллекция ЗОЛОТОЕ РУНО 33*44 | 209 538 | 133 799 | 75 739 | 1,93 | С |
20 | Коллекция ГОБЕЛЕН 20*33 | 199 661 | 137 090 | 62 571 | 1,84 | С |
21 | Коллекция БАТТЕРФЛЯЙ 20*33 розовый | 162 749 | 112 386 | 50 363 | 1,50 | С |
ИТОГО: | 10 334 | 7 330 201 | 3 004 166 | 100,00 |
Таким
образом, использование метода Парето
в управление товаром показывает,
что номенклатура делиться на соответствующие
критерии активности. Группа «А», как
наиболее активная, и она подвергается
самому тщательному контролю. Группе
«В» уделяется меньшее
Но хотелось бы сказать, что в компании есть еще одна группа «D»- она является «балластом» группы «С», там содержится огромный список артикулов из выведенных с поставки старых коллекции.
Для
анализа ассортимента необходимо делать
АВС - анализ не только по одному показателю
(товарообороту или прибыли), но и
по продажам в количественном выражении,
схема расчета групп АВС
АВС - анализ коллекции завода ОАО «Сокол» за 2009г. по продаже в количественном выражении
№ п/п | Количество реализ- го товара, в м2 | Годовая реализованная стоимость, руб. | Процентная доля от общего объема закупок за год, % | Группа | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Коллекция БРИЗ 20*33 | 36 432 | 1 986 650 | 3,92 | А |
2 | Коллекция УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ 20*33 зеленые | 20 110 | 1 032 417 | 2,04 | А |
3 | Коллекция УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ 20*33 розовые | 18 259 | 931 895 | 1,84 | А |
4 | Коллекция КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК 20*33 | 12 594 | 469 138 | 1,07 | А |
5 | Коллекция СТАРЫЙ КАМЕНЬ 20*33 | 12 054 | 542 455 | 1,01 | А |
6 | Коллекция ПОД КИРПИЧ 36,5*12 | 10 975 | 511 122 | 0,93 | А |
7 | Коллекция СКИФЫ И АРСЕНАЛ 33*33 | 8 996 | 430 631 | 0,85 | В |
8 | Коллекция БАМБУК 20*33 | 7 897 | 411 933 | 0,81 | В |
9 | Коллекция ПОД КИРПИЧ 36,5*12 фасадная | 7 542 | 401 694 | 0,79 | В |
10 | Коллекция САКУРА 20*33 | 6 968 | 397 690 | 0,78 | В |
11 | Коллекция БАТТЕРФЛЯЙ 20*33 зеленый | 5 799 | 378 809 | 0,75 | В |
12 | Коллекция РИМСКАЯ МОЗАЙКА 33*33 | 5 172 | 375 822 | 0,74 | В |
13 | Коллекция ЗОЛОТОЕ РУНО 33*44 | 4 652 | 362 670 | 0,72 | В |
14 | Коллекция ГОБЕЛЕН 20*33 | 4 541 | 341 099 | 0,67 | В |
15 | Коллекция ЖЕМЧУГ розовая 20*33 | 4 106 | 333 963 | 0,66 | В |
16 | Коллекция ДОМИНИКАНА 33*44 | 3 900 | 314 908 | 0,62 | С |
17 | Коллекция КОКТЕЙЛЬ 20*33 | 3 510 | 262 529 | 0,55 | С |
18 | Коллекция ТРИУМФ 33*33 | 3 270 | 276 996 | 0,52 | С |
19 | Коллекция ГУРМАН 33*33 | 2 505 | 199 661 | 0,41 | С |
20 | Коллекция БАССЕЙН 36,5*12 | 2 359 | 209 538 | 0,39 | С |
21 | Коллекция БАТТЕРФЛЯЙ 20*33 розовый | 1 896 | 162 749 | 0,32 | С |
ИТОГО: | 183 536 | 10 334 369 |
К сожалению как и любой анализ, АВС методика имеет ограничения и недостатки:
1.
Неточность информации, используемой
при анализе, она может
2. Новинки чаще всего опадают в группу «С», и так мы можем видеть по Таблице 2.2 коллекция Баттерфляй розовый, не показывала полноценных продаж. Данная коллекция была введена в программу компании в августе 2009 г. и носит значение «Новинка», и отдельно рассматривается при анализе АВС.
3.
Сезонные колебания и
Для уменьшения влияния этого фактора существует еще 1 метод – XYZ-анализ.
XYZ-анализ- позволяет оценить стабильность спроса и классифицировать товарный запас от характера потребления и прогнозов изменения потребностей.
Группировка артикулов при проведении XYZ-анализа осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации:
, где
xi - значение параметра по оцениваемому объекту за i-й период;
x - среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа;
n – число периодов.
Рассмотрим более детально выявленную
группу А по XYZ –анализу.
Таблица 3.5.
Данные по продажам коллекции за 2009 г.
|
Информация о работе Материально-техническое обеспечение предприятия