Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:00, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетель¬ствует, что малый бизнес оказывает суще¬ственное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы эко¬номического роста, структуру и качество ва¬лового национального продукта. По числен¬ности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выпол¬няемых работ субъекты малого бизнеса зачастую занимают ведущие мес¬та. Таким образом, высокий уровень разви¬тия малого бизнеса является необходимым условием успешного функцио¬нирования рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........................................................................................................
6
1.1 Экономическое содержание и назначение малого бизнеса в со-временной экономике…...……………………….
6
1.2 Организация поддержки развития малого бизнеса ……………….. 9
1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ...…............................................
13
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………
20
2.1 Анализ динамики показателей структуры и развития малого бизнеса ……..…………….…………………………………………………...
20
2.2 Анализ динамики объемов финансирования малого бизнеса 22
2.3 Анализ участия малого бизнеса в экономических показателях….. 25
3 ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………….……………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….…
37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 39
Государственная поддержка малого бизнеса в Беларуси осуществляется органами власти, а также различными организации, осуществляющие консультирование и поддержку субъектов предпринимательства. Задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. Действующее законодательство предусматривает широкий комплекс мер по государственной поддержке малого предпринимательства.
Вторая
часть работы посвящается анализу
состояния и эффективности
Выявлено, что за анализируемый период количество предприятий малого предпринимательства выросло на 70%. К концу 2009 года 38,3% всех предприятий малого бизнеса функционировали в качестве унитарных предприятий. Распространение малого бизнеса по территории Республики крайне неравномерно. Центром малого предпринимательства является город Минск и Минская область.
За 2008 год по сравнению с
2007 годом увеличилась доля
На протяжении изучаемого периода происходит увеличение доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике Республики Беларусь. Наибольшее изменение приходится на 2006 - 2008 года, что связано с совершенствованием налоговой системы. В 2009 году удельный вес малых предприятий в общем объеме валового внутреннего продукта составил 11,4%. В общем объеме производства продукции (работ, услуг промышленного характера) удельный вес малых предприятий составил 9,1%. По итогам 2009 года наибольшее количество малых предприятий было занято в торговле и общественном питании – 42%. Доля убыточных малых предприятий в анализируемом периоде уменьшается. Уровень рентабельности в 2009 году составил 13,5% против 17,1% в 2008 году, что является негативным явлением в деятельности малого бизнеса. Объем белорусского экспорта товаров субъектов малого предпринимательства по итогам 2009 года составил 7298 млн. долларов США (по итогам 2008 года – 2605,9 млн. долларов США). Общий объем импорта составила ,7892,8 млн. долларов США (по итогам 2008 года – 9507,1 млн. долларов США).
В третьей части изложены негативные факторы, влияющие на предпринимательство, представлены практические рекомендации, некоторые пути совершенствования поддержки и привлечения инвестиций в малый бизнес путем совершенствования финансово-кредитных, инновационных и инвестиционных механизмов.
Реализация этих и других мероприятий позволит сформировать благоприятную рыночную среду для развития малого бизнеса и предпринимательства и существенно повысить роль данного сектора в экономике Республики Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Таблица А.1 – Число малых предприятий по отраслям экономики (на конец года, единиц).
Отрасль экономики | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Всего: | 33094 | 37660 | 51240 | 67991 | 77402 |
промышленность | 7793 | 8409 | 10849 | 14251 | 15394 |
сельское хозяйство | 317 | 2312 | 2223 | 2346 | 2582 |
лесное хозяйство | 38 | 51 | 58 | 63 | 65 |
транспорт | 1833 | 1930 | 4106 | 5929 | 6490 |
связь | 167 | 172 | 212 | 235 | 288 |
строительство | 4069 | 4400 | 5308 | 6556 | 7895 |
торговля
и общественное
питание |
13634 | 14716 | 20779 | 28897 | 32501 |
материально-техническое снабжение и сбыт | 424 | 394 | 444 | 515 | 627 |
информационно-вычислительное обслуживание | 182 | 192 | 291 | 392 | 493 |
операции с недвижимым имуществом | 866 | 1040 | 1314 | 1586 | 1965 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 883 | 1031 | 1379 | 1671 | 2154 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 101 | 95 | 134 | 153 | 318 |
непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 504 | 594 | 1315 | 1961 | 2379 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 702 | 747 | 975 | 1166 | 1364 |
образование | 138 | 135 | 195 | 269 | 370 |
культура и искусство | 386 | 403 | 535 | 802 | 1065 |
наука и научное обслуживание | 274 | 268 | 274 | 271 | 301 |
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 244 | 221 | 226 | 235 | 265 |
прочие | 539 | 550 | 623 | 693 | 886 |
Примечание.
Источник: [16]..
Таблица А.2 – Удельный вес числа малых предприятий по отраслям экономики (в процентах к итогу).
Отрасль экономики | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Всего: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
промышленность | 23,6 | 22,3 | 21,2 | 21,0 | 19,9 |
сельское хозяйство | 1,0 | 6,1 | 4,3 | 3,5 | 3,3 |
лесное хозяйство | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
транспорт | 5,5 | 5,1 | 8,0 | 8,7 | 8,4 |
связь | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,4 |
строительство | 12,3 | 11,7 | 10,4 | 9,6 | 10,2 |
торговля
и общественное
питание |
41,2 | 39,1 | 40,5 | 42,5 | 42,0 |
материально-техническое снабжение и сбыт | 1,3 | 1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,8 |
информационно-вычислительное обслуживание | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
операции с недвижимым имуществом | 2,6 | 2,8 | 2,6 | 2,3 | 2,5 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,5 | 2,8 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,4 |
непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 1,5 | 1,6 | 2,6 | 2,9 | 3,1 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 2,1 | 2,0 | 1,9 | 1,7 | 1,8 |
образование | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
культура и искусство | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 1,2 | 1,4 |
наука и научное обслуживание | 0,8 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | 0,4 |
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 0,7 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
прочие | 1,6 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 1,1 |
Примечание.
Источник: [16].
Информация о работе Малый бизнес в экономике Республики Беларусь