Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:00, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетель¬ствует, что малый бизнес оказывает суще¬ственное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы эко¬номического роста, структуру и качество ва¬лового национального продукта. По числен¬ности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выпол¬няемых работ субъекты малого бизнеса зачастую занимают ведущие мес¬та. Таким образом, высокий уровень разви¬тия малого бизнеса является необходимым условием успешного функцио¬нирования рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........................................................................................................
6
1.1 Экономическое содержание и назначение малого бизнеса в со-временной экономике…...……………………….
6
1.2 Организация поддержки развития малого бизнеса ……………….. 9
1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ...…............................................
13
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………
20
2.1 Анализ динамики показателей структуры и развития малого бизнеса ……..…………….…………………………………………………...
20
2.2 Анализ динамики объемов финансирования малого бизнеса 22
2.3 Анализ участия малого бизнеса в экономических показателях….. 25
3 ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………….……………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….…
37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 39
В соответствии с поставленной целью предусматривается решить следующие основные задачи:
Положение об упрощенной системе налогообложения от 09.03.2007 года с изменениями от 07.12.2009 года определяет условия, согласно которым субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенную систему налогообложения. В положении указаны плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, сроки его уплаты и представления налоговой декларации при упрощенной системе, порядок перехода и прекращение применения упрощенной системы. Представлен перечень видов деятельности, при которой нельзя применять упрощенную систему налогообложения, к ним относятся: лотерейная деятельность, туристическая деятельность, риэлтерская деятельность, страховая деятельность и др.
В целях дальнейшего формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства 09.07.2008 г. было утверждено постановление «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь».
В
настоящем Положении
В положении определяются основные цели и задачи центра, понятие базового центра и его задач.
Центры создаются при содействии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов. Регистрация организации в качестве центра (базового центра) осуществляется Министерством экономики.
Организация, зарегистрированная в качестве центра (базового центра), пользуется правом:
Контроль за осуществлением организациями деятельности в качестве центров (базовых центров) в соответствии с настоящим Положением возлагается на Министерство экономики [12].
В целях дальнейшего развития малого бизнеса и повышения эффективности оказания ему государственной поддержки также был принят указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства». В данном указе содержится положение об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.
Положением определяется порядок оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.
Государственная финансовая
Иные направления инвестиционных проектов, при реализации которых субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе оказывается государственная финансовая поддержка, могут быть определены Советом Министров Республики Беларусь – при оказании такой поддержки из средств республиканского бюджета, облисполкомами и Минским горисполкомом – за счет средств местных бюджетов.
Обязательным условием оказания государственной финансовой поддержки на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства является создание новых рабочих мест.
Государственная финансовая поддержка не может оказываться за счет средств, предусмотренных в программах, субъектам малого предпринимательства:
Государственная финансовая поддержка не оказывается субъекту малого предпринимательства в случае, если:
Средства, выделяемые в рамках программ на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и используемые ими не по целевому назначению, подлежат возврату (взысканию) с применением мер согласно законодательным актам.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых в рамках программ на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства из республиканского бюджета, осуществляется Министерством экономики, выделяемых из местных бюджетов, – облисполкомами и Минским горисполкомом [13].
Таким образом, Республика Беларусь придает большое значение развитию малого бизнеса, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения активности в данном секторе экономики. Малый бизнес играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности. Государственная поддержка малого предпринимательства в Беларуси осуществляется органами власти, а также различными организации, осуществляющие консультирование и поддержку субъектов малого бизнеса и предпринимательства. В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает широкий комплекс мер по государственной поддержке малого предпринимательства.
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ динамики показателей структуры и развития малого бизнеса
В соответствии с законодательством, действовавшим в 2009 году, малое предпринимательство в республике было представлено в следующих формах: юридические лица (микроорганизации, малые организации) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Рисунок 2.1 – Динамика изменения количества малых предприятий за 2005-2009 годы, в единицах.
Примечание. Источник: собственная разработка на основе статистических данных.
Анализируя данные рисунка 2.1 следует отметить, что количество малых предприятий на конец 2009 года составило 77402 единиц, что на 70% больше, чем в 2005 году. За 2008-2009 год произошло увеличение количества предприятий на 26162 единиц. Стремительное увеличение данного показателя было обусловлено реализацией государственной политики в области развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства, улучшения делового климата в стране.
В
2009 году предприятия малого предпринимательства
были организованы в таких организационно
правовых формах как унитарные предприятия,
акционерные общества, общества с ограниченной
ответственностью, общества с дополнительной
ответственностью и другие (рис. 2.2).
Рисунок
2.2 – Распределение малых
Примечание. Источник: собственная разработка на основе статистических данных.
Исходя из данных представленных на рисунке 2.2, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь преобладают унитарные предприятия. В первую очередь это связано с тем, что в частном унитарном предприятии (ЧУП) всего один учредитель. Поэтому частное унитарное предприятие (ЧУП) является самой устойчивой из всех форм юридического лица, исключающей разногласия между учредителями с последующим разделом юридического лица. Единоличному учредителю нет необходимости считаться с мнениями других участников (как в случае с обществом с ограниченной ответственностью (ООО). Частное унитарное предприятие может располагаться в жилом помещении (в квартире или в жилом доме). В частном унитарном предприятии функции по ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности могут быть возложены на директора, и нет необходимости принимать в штат бухгалтера.
Информация о работе Малый бизнес в экономике Республики Беларусь