Малый бизнес в экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Мировая практика убедительно свидетель¬ствует, что малый бизнес оказывает суще¬ственное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы эко¬номического роста, структуру и качество ва¬лового национального продукта. По числен¬ности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выпол¬няемых работ субъекты малого бизнеса зачастую занимают ведущие мес¬та. Таким образом, высокий уровень разви¬тия малого бизнеса является необходимым условием успешного функцио¬нирования рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........................................................................................................

6
1.1 Экономическое содержание и назначение малого бизнеса в со-временной экономике…...……………………….
6
1.2 Организация поддержки развития малого бизнеса ……………….. 9
1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ...…............................................
13

2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………
20
2.1 Анализ динамики показателей структуры и развития малого бизнеса ……..…………….…………………………………………………...
20
2.2 Анализ динамики объемов финансирования малого бизнеса 22
2.3 Анализ участия малого бизнеса в экономических показателях….. 25

3 ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………
31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………….……………………………. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….…
37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 39

Работа содержит 1 файл

111малый бизнес.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

       О деловой активности в регионах свидетельствует  количество малых предприятий, приходящихся на 1000 постоянного населения в  трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении).

       Наибольший  уровень деловой активности (рис. 2.3) в г. Минске - 21,3 малых предприятий на тысячу постоянного населения в трудоспособном возрасте (средний показатель по республике – 11,2), наименьший – в Гомельской области – 6,8 малых предприятий на тысячу постоянного населения в трудоспособном возрасте. В 2009 году в трех областях: Брестской, Витебской и  Могилевской, этот показатель почти уровнялся и составил 9-10 малых предприятий на тысячу населения.

       

       Рисунок 2.3 – Распределение количества малых предприятий по областям Республики Беларусь, в % к общему количеству.

       Примечание. Источник: собственная разработка на основе статистических данных.

       Это объясняется развитой производственной и социальной инфраструктурой г. Минска и Минской области, на их территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры.

       Таким образом, за период с 2005 по 2009 год произошли следующие изменения: количество предприятий малого предпринимательства выросло на 70,2%. К концу 2009 года 38,3% всех предприятий малого предпринимательства функционировали в качестве унитарных предприятий. Распространение малого бизнеса по территории Республики крайне неравномерно. Центром малого предпринимательства является город Минск. Здесь работает 36,5% малых предприятий республики. Далее следуют Минская область (19,1%), Брестская область (10,2%), Витебская область (9,7%), Могилёвская область (8,5%), Гродненская область (7,4%), Гомельская область (6,5%).

       2.2 Анализ динамики объемов финансирования  малого бизнеса и предпринимательства

       Республика  Беларусь придает большое значение развитию малого бизнеса, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики.

         К средствам, направляемым на  реализацию мероприятий программ государственной поддержки малого бизнеса относятся средства республиканского бюджета, в том числе выделяемые Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимательства, средства местных бюджетов, включая размещенные во вклады (депозиты) банков, а также выделяемые создаваемым в областях (г.Минске) учреждениям финансовой поддержки предпринимателей [14].

       Для исключения влияния инфляционного  фактора и обеспечения возможности анализа распределения средств за 2007-2008 года данные за 2007 год приведем в сопоставимый вид в сравнении с данными за 2008 год для этого используем индекс потребительских цен I2008/2007 = 1,121.

       Средства, направляемые на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства идут на приобретение основных фондов и иного имущества и передачи их в безвозмездное пользование центрам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства.

       Финансирование  развития малого предпринимательства  с каждым годом увеличивается более чем на 50% (табл. 2.1). При этом меняется и целевое использование средств: увеличился объем финансирования для формирования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и уменьшился для информационного обеспечения малого предпринимательства (темп прироста составил «минус» 19,5%).

       При этом важен и тот факт, что в  структуре финансирования практически вдвое увеличилась доля средств, идущих на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (темп прироста составил 2,5%, темп роста 25,8%).

       Таблица 2.1 – Распределение средств по разделам Программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 и 2007 год

Раздел  программы        2008        2007* Показатели

динамики

  Объем финансирования, млн. руб. Удельный вес  в объеме финансирования, % Объем финансирования, млн. руб. Удельный вес  в объеме финансирования, % Темп роста, % Структурные

сдвиги,п.п.

 Совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства 0 0 0 0 0 0
 Ресурсное и финансовое обеспечение развития малого предпринимательства 228,4 95,4 58,85 78,4 388,1 17
 Формирование  инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства 7,7 2,9 0,34 0,4 2264,7 2,5
 Информационное  обеспечение малого предпринимательства 4,0 1,7 15,9 21,2 -25,2 -19,5
 Учебное и методологическое обеспечение малого предпринимательства 0 0 0 0 0 0
       всего 240,1 100 75,1 100 3  

       Источник: собственная разработка.

       Примечание  * – данные представлены в сопоставимом виде. 

       Более гибкие и эффективные источники  финансирования по-прежнему ограничены. Доступ к частному финансированию коммерческих банков у малого бизнеса ограничен в силу отсутствия у компаний оборотного капитала и необходимой репутации (кредитного рейтинга), недостаточной капитализации коммерческих банков и высокой доли необслуживаемых кредитов в их портфелях, а так же недостаточного опыта в управлении рисками и использовании инструментов финансирования торговли.

       В изучаемом периоде произошли  следующие изменения в структуре  финансирования малого предпринимательства. За 2008  год по сравнению с 2007 годом увеличилась доля ресурсного и финансового обеспечения развития малого предпринимательства на 388,1%. При этом ее доля в общем объеме прибыли увеличилась на 17%. Возрос объем финансирования, направленный на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в 22,647 раза. Но следует отметить то, что объем финансирование формирования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства занимает очень малый удельный вес в общем объеме финансирования. Объем средств, направляемых на реализацию программы поддержки малого предпринимательства, в 2008  году возрос на 319,6% по сравнению с 2007  годом.

       2.3 Анализ участия субъектов малого  бизнеса в экономических показателях

       На  протяжении последних нескольких лет  наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2009 года работало 21,5 процентов от занятых в экономике (рис. 2.4).

       

       Рисунок 2.4 – Динамика доли занятых (в %) в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике Республики Беларусь.

       Источник: собственная разработка на основе статистических данных.

       В 2009 году по сравнению с 2005 произошли значительные изменения в количестве занятого населения в малом бизнесе Республики Беларусь, темп прироста составил 6,8%. При это следует отметить, что значительная часть изменений пришлось на 2007-2009 года.

       Небольшие организации вносят существенный вклад  в развитие экономики Беларуси, увеличивая объемы ВВП, производства продукции, розничный товарооборот (рис. 2.5)

       

       Рисунок 2.5 – Удельный вес малого предпринимательства в отдельных  экономических показателях развития РБ, в %.

       Источник: собственная разработка на основе данных [16].. 

       В 2009 году удельный вес малых предприятий в общем объеме валового внутреннего продукта составил 11,4 %, темп прироста 2005/2009 составил 3,3% (для сравнения: в РФ на малые предприятия приходится 10-12 % ВВП, в странах ЕС -50-80% ВВП). За анализируемый период происходили скачки участия субъектов малого предпринимательства в объеме валового внутреннего продукта: наименьший удельный вес был в 2005 году и составлял 8,1%. Значительный прирост розничного товарооборота наблюдается в 2008-2009 годах, темп прироста за анализируемый период составил 19,4 %.

       В общем объеме производства продукции (работ, услуг промышленного характера) удельный вес малых предприятий составил 9,1%.

       Распределение малых предприятий по отраслям экономики в 2005-2009 годах приведено в приложении А. Следует отметить, что отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. По итогам 2009 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 42 %. В промышленности сосредоточено 19,9 %, строительстве – 9,6 %, транспорте – 10,2 %, сельском хозяйстве – 8,4 % от общего количества малых предприятий (рис. 2.6). Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий.

       

       Рисунок 2.6 – Доля малых предприятий в отраслях экономики в 2005-2009 годах.

       Источник: собственная разработка на основе данных [16].

       Анализ  показателей за последние пять лет свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За период с 2005 по 2009 год сохраняется значительная доля малых предприятий, функционирующих в сфере торговли и общественного питания: с небольшими колебаниями эта доля остается в пределах 39,1 – 42,5 %. Аналогичны колебания доли малых промышленных предприятий: с 23,6 % в 2005 году до 19,9% в 2009 году.

       В 2009 году наблюдается небольшой рост доли малых предприятий в таких сферах, как транспорт и связь, бытовое обслуживание населения. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.

       За 2009 год малыми предприятиями произведено продукции (работ, услуг промышленного характера) на сумму 11658,4 млрд.рублей или 103,2 % объема производства 2008 года в сопоставимых ценах.

       Объем розничного товарооборота организаций  торговой сети и общественного питания, относящихся к категории малых, составил за 2009 год 11942,8 млрд. рублей, включая общественное питание. В сопоставимых ценах данный показатель в 2008 году составил 7657,6 млрд. рублей).

       Доля  убыточных малых предприятий в 2005 - 2008 году постепенно уменьшалась: снизилась по сравнению с 26,9 % от общего количества малых предприятий до 22,4% . Однако в 2009 году данный показатель увеличился до 23,4 %.

       Основным  показателем, характеризующим эффективность  работы предприятий малого бизнеса, является уровень рентабельности, представленный на рисунке 2.7.

       

       Рисунок 2.7 – Динамика рентабельности реализованной продукции, работ, услуг малыми предприятиями, в %

       Источник: собственная разработка на основе данных [16].

       Показатель рентабельности реализованной продукции, работ и услуг в анализируемом периоде не имеет постоянный тенденции роста. В 2009 году он составил 13,5% против 17,1%  в 2008 году. Наиболее рентабельной была реализованная продукция (услуги) в сфере операций с недвижимым имуществом – 71,9 %, в сфере материально-технического снабжения и сбыта – 33,3 %, в торговле и общественном питании – 32,5%, в сфере информационного обслуживания – 26,8%. Рентабельность в промышленности составила 12,7 %, в строительстве – 18,7%, в сельском хозяйстве – 20,0%, на транспорте – 9,9% [15].

       Динамика  экспорта и импорта товаров субъектами малого предпринимательства за 2005-2009 годы приведена на рисунке 2.8).

       

       Рисунок 2.8 – Динамика экспорта и импорта товаров, млн. долл. США.

       Источник: собственная разработка на основе данных [16].

       По  итогам 2009 года объем экспорта товаров  субъектами малого предпринимательства составил 7298 млн. долларов США (по итогам 2008 года – 2605,9 млн. долларов США). Импорт товаров субъектами малого предпринимательства за 2009 год составил 7892,8 млн. долларов США (по итогам 2008 года – 9507,1  млн. долларов США). 

       Таким образом, за анализируемый период количество предприятий малого предпринимательства выросло на 70%. К концу 2009 года 38,3% всех предприятий малого бизнеса функционировали в качестве унитарных предприятий. Распространение малого бизнеса по территории Республики крайне неравномерно. Центром малого предпринимательства является город Минск и Минская область.

Информация о работе Малый бизнес в экономике Республики Беларусь