Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:00, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетель¬ствует, что малый бизнес оказывает суще¬ственное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы эко¬номического роста, структуру и качество ва¬лового национального продукта. По числен¬ности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выпол¬няемых работ субъекты малого бизнеса зачастую занимают ведущие мес¬та. Таким образом, высокий уровень разви¬тия малого бизнеса является необходимым условием успешного функцио¬нирования рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........................................................................................................
6
1.1 Экономическое содержание и назначение малого бизнеса в со-временной экономике…...……………………….
6
1.2 Организация поддержки развития малого бизнеса ……………….. 9
1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ...…............................................
13
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………
20
2.1 Анализ динамики показателей структуры и развития малого бизнеса ……..…………….…………………………………………………...
20
2.2 Анализ динамики объемов финансирования малого бизнеса 22
2.3 Анализ участия малого бизнеса в экономических показателях….. 25
3 ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………….……………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….…
37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 39
О деловой активности в регионах свидетельствует количество малых предприятий, приходящихся на 1000 постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении).
Наибольший уровень деловой активности (рис. 2.3) в г. Минске - 21,3 малых предприятий на тысячу постоянного населения в трудоспособном возрасте (средний показатель по республике – 11,2), наименьший – в Гомельской области – 6,8 малых предприятий на тысячу постоянного населения в трудоспособном возрасте. В 2009 году в трех областях: Брестской, Витебской и Могилевской, этот показатель почти уровнялся и составил 9-10 малых предприятий на тысячу населения.
Рисунок 2.3 – Распределение количества малых предприятий по областям Республики Беларусь, в % к общему количеству.
Примечание. Источник: собственная разработка на основе статистических данных.
Это объясняется развитой производственной и социальной инфраструктурой г. Минска и Минской области, на их территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры.
Таким образом, за период с 2005 по 2009 год произошли следующие изменения: количество предприятий малого предпринимательства выросло на 70,2%. К концу 2009 года 38,3% всех предприятий малого предпринимательства функционировали в качестве унитарных предприятий. Распространение малого бизнеса по территории Республики крайне неравномерно. Центром малого предпринимательства является город Минск. Здесь работает 36,5% малых предприятий республики. Далее следуют Минская область (19,1%), Брестская область (10,2%), Витебская область (9,7%), Могилёвская область (8,5%), Гродненская область (7,4%), Гомельская область (6,5%).
2.2
Анализ динамики объемов
Республика Беларусь придает большое значение развитию малого бизнеса, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики.
К средствам, направляемым на
реализацию мероприятий
Для
исключения влияния инфляционного
фактора и обеспечения
Средства, направляемые на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства идут на приобретение основных фондов и иного имущества и передачи их в безвозмездное пользование центрам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства.
Финансирование развития малого предпринимательства с каждым годом увеличивается более чем на 50% (табл. 2.1). При этом меняется и целевое использование средств: увеличился объем финансирования для формирования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и уменьшился для информационного обеспечения малого предпринимательства (темп прироста составил «минус» 19,5%).
При этом важен и тот факт, что в структуре финансирования практически вдвое увеличилась доля средств, идущих на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (темп прироста составил 2,5%, темп роста 25,8%).
Таблица 2.1 – Распределение средств по разделам Программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 и 2007 год
|
Источник: собственная разработка.
Примечание
* – данные представлены в сопоставимом
виде.
Более гибкие и эффективные источники финансирования по-прежнему ограничены. Доступ к частному финансированию коммерческих банков у малого бизнеса ограничен в силу отсутствия у компаний оборотного капитала и необходимой репутации (кредитного рейтинга), недостаточной капитализации коммерческих банков и высокой доли необслуживаемых кредитов в их портфелях, а так же недостаточного опыта в управлении рисками и использовании инструментов финансирования торговли.
В
изучаемом периоде произошли
следующие изменения в
2.3
Анализ участия субъектов
На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2009 года работало 21,5 процентов от занятых в экономике (рис. 2.4).
Рисунок 2.4 – Динамика доли занятых (в %) в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике Республики Беларусь.
Источник: собственная разработка на основе статистических данных.
В 2009 году по сравнению с 2005 произошли значительные изменения в количестве занятого населения в малом бизнесе Республики Беларусь, темп прироста составил 6,8%. При это следует отметить, что значительная часть изменений пришлось на 2007-2009 года.
Небольшие организации вносят существенный вклад в развитие экономики Беларуси, увеличивая объемы ВВП, производства продукции, розничный товарооборот (рис. 2.5)
Рисунок 2.5 – Удельный вес малого предпринимательства в отдельных экономических показателях развития РБ, в %.
Источник:
собственная разработка на основе данных
[16]..
В 2009 году удельный вес малых предприятий в общем объеме валового внутреннего продукта составил 11,4 %, темп прироста 2005/2009 составил 3,3% (для сравнения: в РФ на малые предприятия приходится 10-12 % ВВП, в странах ЕС -50-80% ВВП). За анализируемый период происходили скачки участия субъектов малого предпринимательства в объеме валового внутреннего продукта: наименьший удельный вес был в 2005 году и составлял 8,1%. Значительный прирост розничного товарооборота наблюдается в 2008-2009 годах, темп прироста за анализируемый период составил 19,4 %.
В общем объеме производства продукции (работ, услуг промышленного характера) удельный вес малых предприятий составил 9,1%.
Распределение малых предприятий по отраслям экономики в 2005-2009 годах приведено в приложении А. Следует отметить, что отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. По итогам 2009 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 42 %. В промышленности сосредоточено 19,9 %, строительстве – 9,6 %, транспорте – 10,2 %, сельском хозяйстве – 8,4 % от общего количества малых предприятий (рис. 2.6). Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий.
Рисунок 2.6 – Доля малых предприятий в отраслях экономики в 2005-2009 годах.
Источник: собственная разработка на основе данных [16].
Анализ показателей за последние пять лет свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За период с 2005 по 2009 год сохраняется значительная доля малых предприятий, функционирующих в сфере торговли и общественного питания: с небольшими колебаниями эта доля остается в пределах 39,1 – 42,5 %. Аналогичны колебания доли малых промышленных предприятий: с 23,6 % в 2005 году до 19,9% в 2009 году.
В 2009 году наблюдается небольшой рост доли малых предприятий в таких сферах, как транспорт и связь, бытовое обслуживание населения. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.
За 2009 год малыми предприятиями произведено продукции (работ, услуг промышленного характера) на сумму 11658,4 млрд.рублей или 103,2 % объема производства 2008 года в сопоставимых ценах.
Объем розничного товарооборота организаций торговой сети и общественного питания, относящихся к категории малых, составил за 2009 год 11942,8 млрд. рублей, включая общественное питание. В сопоставимых ценах данный показатель в 2008 году составил 7657,6 млрд. рублей).
Доля убыточных малых предприятий в 2005 - 2008 году постепенно уменьшалась: снизилась по сравнению с 26,9 % от общего количества малых предприятий до 22,4% . Однако в 2009 году данный показатель увеличился до 23,4 %.
Основным показателем, характеризующим эффективность работы предприятий малого бизнеса, является уровень рентабельности, представленный на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 – Динамика рентабельности реализованной продукции, работ, услуг малыми предприятиями, в %
Источник: собственная разработка на основе данных [16].
Показатель рентабельности реализованной продукции, работ и услуг в анализируемом периоде не имеет постоянный тенденции роста. В 2009 году он составил 13,5% против 17,1% в 2008 году. Наиболее рентабельной была реализованная продукция (услуги) в сфере операций с недвижимым имуществом – 71,9 %, в сфере материально-технического снабжения и сбыта – 33,3 %, в торговле и общественном питании – 32,5%, в сфере информационного обслуживания – 26,8%. Рентабельность в промышленности составила 12,7 %, в строительстве – 18,7%, в сельском хозяйстве – 20,0%, на транспорте – 9,9% [15].
Динамика экспорта и импорта товаров субъектами малого предпринимательства за 2005-2009 годы приведена на рисунке 2.8).
Рисунок 2.8 – Динамика экспорта и импорта товаров, млн. долл. США.
Источник: собственная разработка на основе данных [16].
По
итогам 2009 года объем экспорта товаров
субъектами малого предпринимательства
составил 7298 млн. долларов США (по итогам
2008 года – 2605,9 млн. долларов США). Импорт
товаров субъектами малого предпринимательства
за 2009 год составил 7892,8 млн. долларов США
(по итогам 2008 года – 9507,1 млн. долларов
США).
Таким образом, за анализируемый период количество предприятий малого предпринимательства выросло на 70%. К концу 2009 года 38,3% всех предприятий малого бизнеса функционировали в качестве унитарных предприятий. Распространение малого бизнеса по территории Республики крайне неравномерно. Центром малого предпринимательства является город Минск и Минская область.
Информация о работе Малый бизнес в экономике Республики Беларусь