Малый бизнес в экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Мировая практика убедительно свидетель¬ствует, что малый бизнес оказывает суще¬ственное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы эко¬номического роста, структуру и качество ва¬лового национального продукта. По числен¬ности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выпол¬няемых работ субъекты малого бизнеса зачастую занимают ведущие мес¬та. Таким образом, высокий уровень разви¬тия малого бизнеса является необходимым условием успешного функцио¬нирования рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........................................................................................................

6
1.1 Экономическое содержание и назначение малого бизнеса в со-временной экономике…...……………………….
6
1.2 Организация поддержки развития малого бизнеса ……………….. 9
1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ...…............................................
13

2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………
20
2.1 Анализ динамики показателей структуры и развития малого бизнеса ……..…………….…………………………………………………...
20
2.2 Анализ динамики объемов финансирования малого бизнеса 22
2.3 Анализ участия малого бизнеса в экономических показателях….. 25

3 ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………
31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………….……………………………. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….…
37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 39

Работа содержит 1 файл

111малый бизнес.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

       Однако  малые предприятия обладают рядом  существенных конкурентных недостатков:

  • слабый уровень диверсификации;
  • невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой размер уставного фонда, затрудненный доступ к кредитным ресурсам);
  • зависимость от крупных компаний;
  • слабая компетентность руководителей (недостаток управленческого опыта, невозможность привлечения опытного менеджера в связи с невысоким уровнем оплаты труда);
  • высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования (у малых предприятий, как правило, не большой круг клиентов, небольшая номенклатура реализуемой продукции, меньший запас финансовой устойчивости; в связи с этим ухудшение показателей по условной единице экономических показателей может вызвать кризис или банкротство);
  • невозможность масштабного финансирования научных разработок, а также развития социальной сферы, что снижает привлекательность малых предприятий для крупных специалистов [2].

       Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса как для нашей страны, так и для экономики развитых стран, где они способны коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг  с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости и ускорить научно-технический прогресс.

       1.2 Организация поддержки развития  малого бизнеса

       Устойчивый  экономический рост непосредственно  зависит от эффективности использования основных факторов производства, а также одного из ключевых факторов экономики - малого бизнеса. Малый бизнес в современных условиях требует государственного регулирования и поддержки, благодаря которым частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества.

       Предпринимательство, а также инфраструктура его поддержки  в Беларуси находится в процессе развития и нуждается в поддержке государства. По своему экономическому положению и условиям жизни предприниматели  составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

       За  последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого бизнеса. На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.

       В Республике Беларусь действует государственная система поддержки развития малого бизнеса, которая представлена на рисунке 1.1.

       Рисунок 1.1 – Система государственной  поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

       Примечание. Источник: [2, c.75]..

       Для реализации государственной политики в области малого бизнеса необходима институциональная структура государственной поддержки малых предприятий. Базовыми элементами этой структуры в Республике Беларусь являются:

  • Орган управления и контроля - Министерство экономики Республики Беларусь;
  • Финансовый орган - Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей; региональные фонды финансовой поддержки предпринимателей;
  • Информационно-консалтинговые структуры, центры поддержки предпринимательства, научно-технологические парки, инкубаторы малого бизнеса;
  • Общественный орган - различные союзы, ассоциации, объединения предпринимателей;
  • Государственные центры занятости.

       Рассмотрим  элементы структуры поддержки малого бизнеса:

       Департамент по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь. В компетенцию Департамента входит поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь, координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере. Департамент разрабатывает проекты законов Республики Беларусь, решений Президента, Правительства, нормативных правовых актов по вопросам поддержки предпринимательства, осуществляет разработку ежегодных республиканских программ государственной поддержки малого предпринимательства, содействует формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказывает организационную и информационно-методическую помощь по вопросам финансово-кредитной поддержки, обеспечивает эффективное использование средств республиканского бюджета, которые направляются на поддержку и развитие малого предпринимательства.

       Фонд  поддержки малого и среднего бизнеса  Министерства экономики. Основными задачами Фонда являются финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, оказания субъектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса финансовой, организационной и информационно-методической помощи на льготной или безвозмездной основе, контроль целевого использования средств, выделяемых субъектам инфраструктуры или получаемых этими субъектами при содействии Фонда.

       Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и региональные фонды финансовой поддержки, основанный на равенстве участников, взаимной экономической заинтересованности и ответственности. Осуществляет кредитование и микрокредитование субъектов малого предпринимательства, индивидуальных предпринимателей на льготных условиях, участвует в формировании рыночной инфраструктуры, поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, проведение многопрофильных исследований предпринимательских структур.

       Некоторые белорусские банки проводят финансирование малого бизнеса за счет кредитования. На сегодняшний день предлагаются несколько видов кредитования, которое может получить лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя с предоставление ликвидационного обеспечения и разработки обоснованного бизнес-плана, который сможет убедить в перспективности данного предпринимательства.

       В республике функционируют 50 центра и 9 инкубаторов, которые оказывают  комплексную и адресную поддержку  представителям малого бизнеса в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-технологическом. Субъекты инфраструктуры проводят маркетинговые исследования, разработку и экспертизу бизнес-планов, проводят обучающие семинары, курсы и другие мероприятия.

         Центры поддержки предпринимательства  взаимодействуют с субъектами хозяйствования на договорной основе. Их основной задачей является оказание содействия (информационное обеспечение, маркетинговые исследования, консалтинговые услуги, независимая экспертиза) субъектам малого предпринимательства.

       Инкубаторы  малого предпринимательства осуществляет взаимодействие на договорной основе  с субъектами малого предпринимательства. Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого бизнеса с помощью создания условий, стимулирующих их деятельность.

       Научно-технологические  парки, предметом деятельности которых  является решение проблем ускоренной передачи результатов научной деятельности в производство и доведение их до потребителей. Главными задачами научно-технологических парков являются:

  • содействию привлечения иностранных инвестиций и технологий
  • анализ и отбор инновационных проектов
  • подбор зарубежных партнеров
  • участие в международных программах и др.

       Бизнес  – ассоциации. Такие организации создаются как в форме объединения юридических лиц, так и общественной организации. Примером такой организации может быть Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского.

       Основными задачами являются:

  • содействие рыночным реформам, становлению и развитию негосударственного сектора экономики;
  • помощь членам БСПН им. Кунявского в развитии их бизнеса, решении кредитных, юридических, финансовых, коммерческих и производственных проблем, нормализации социальных и трудовых отношений;
  • всесторонняя защита членов БСПН им. Кунявского и представление их интересов в правительстве, государственных органах, общественных и иных организациях и др. [10].

       Для решения проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров – Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики – рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне – советы (комиссии) по развитию предпринимательства, которые, в пределах своей компетенции, обеспечивают регулирование и всестороннюю поддержку малого бизнеса и предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.

       1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

       Общие принципы организации государственной поддержки развития малого бизнеса, в частности предпринимательства, сформулированы в Законе РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», действующем с 1996 г., и других правовых актах. На основе действующей законодательной базы принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого бизнеса и предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств РБ (Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и др.).

       Ежегодные республиканские программы государственной  поддержки и соответствующие региональные программы разрабатываются и реализуются с целью совершенствованию государственной поддержки и развития малого бизнеса, включают в себя совершенствование нормативной правовой базы, финансово-кредитную и инвестиционную поддержку субъектов малого бизнеса. В рамках республиканской Программы государственной поддержки малого бизнеса реализовываются мероприятия по созданию льготных условий для доступа субъектов малого бизнеса к финансовым ресурсам.

       28 декабря 2009 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждена Государственная программа поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы.

       Главной задачей является создание благоприятных  условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства, внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, создание новых рабочих мест, обеспечение импортозамещения, адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей [11].

       Данная  государственная программа содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых  являются: мероприятия, направленные на совершенствование законодательства; финансовая поддержка малого предпринимательства; повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и др.

       На  реализацию мероприятий Государственной  программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761млн. рублей.

       В результате реализации мероприятий  Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки  от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов.

Информация о работе Малый бизнес в экономике Республики Беларусь