Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:00, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетель¬ствует, что малый бизнес оказывает суще¬ственное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы эко¬номического роста, структуру и качество ва¬лового национального продукта. По числен¬ности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выпол¬няемых работ субъекты малого бизнеса зачастую занимают ведущие мес¬та. Таким образом, высокий уровень разви¬тия малого бизнеса является необходимым условием успешного функцио¬нирования рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........................................................................................................
6
1.1 Экономическое содержание и назначение малого бизнеса в со-временной экономике…...……………………….
6
1.2 Организация поддержки развития малого бизнеса ……………….. 9
1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ...…............................................
13
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………
20
2.1 Анализ динамики показателей структуры и развития малого бизнеса ……..…………….…………………………………………………...
20
2.2 Анализ динамики объемов финансирования малого бизнеса 22
2.3 Анализ участия малого бизнеса в экономических показателях….. 25
3 ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………….……………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….…
37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 39
Однако малые предприятия обладают рядом существенных конкурентных недостатков:
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса как для нашей страны, так и для экономики развитых стран, где они способны коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости и ускорить научно-технический прогресс.
1.2
Организация поддержки
Устойчивый экономический рост непосредственно зависит от эффективности использования основных факторов производства, а также одного из ключевых факторов экономики - малого бизнеса. Малый бизнес в современных условиях требует государственного регулирования и поддержки, благодаря которым частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества.
Предпринимательство, а также инфраструктура его поддержки в Беларуси находится в процессе развития и нуждается в поддержке государства. По своему экономическому положению и условиям жизни предприниматели составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
За последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого бизнеса. На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.
В Республике Беларусь действует государственная система поддержки развития малого бизнеса, которая представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Система государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь
Примечание. Источник: [2, c.75]..
Для реализации государственной политики в области малого бизнеса необходима институциональная структура государственной поддержки малых предприятий. Базовыми элементами этой структуры в Республике Беларусь являются:
Рассмотрим элементы структуры поддержки малого бизнеса:
Департамент
по предпринимательству
Фонд поддержки малого и среднего бизнеса Министерства экономики. Основными задачами Фонда являются финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, оказания субъектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса финансовой, организационной и информационно-методической помощи на льготной или безвозмездной основе, контроль целевого использования средств, выделяемых субъектам инфраструктуры или получаемых этими субъектами при содействии Фонда.
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и региональные фонды финансовой поддержки, основанный на равенстве участников, взаимной экономической заинтересованности и ответственности. Осуществляет кредитование и микрокредитование субъектов малого предпринимательства, индивидуальных предпринимателей на льготных условиях, участвует в формировании рыночной инфраструктуры, поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, проведение многопрофильных исследований предпринимательских структур.
Некоторые белорусские банки проводят финансирование малого бизнеса за счет кредитования. На сегодняшний день предлагаются несколько видов кредитования, которое может получить лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя с предоставление ликвидационного обеспечения и разработки обоснованного бизнес-плана, который сможет убедить в перспективности данного предпринимательства.
В республике функционируют 50 центра и 9 инкубаторов, которые оказывают комплексную и адресную поддержку представителям малого бизнеса в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-технологическом. Субъекты инфраструктуры проводят маркетинговые исследования, разработку и экспертизу бизнес-планов, проводят обучающие семинары, курсы и другие мероприятия.
Центры поддержки
Инкубаторы малого предпринимательства осуществляет взаимодействие на договорной основе с субъектами малого предпринимательства. Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого бизнеса с помощью создания условий, стимулирующих их деятельность.
Научно-технологические парки, предметом деятельности которых является решение проблем ускоренной передачи результатов научной деятельности в производство и доведение их до потребителей. Главными задачами научно-технологических парков являются:
Бизнес – ассоциации. Такие организации создаются как в форме объединения юридических лиц, так и общественной организации. Примером такой организации может быть Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского.
Основными задачами являются:
Для решения проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров – Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики – рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне – советы (комиссии) по развитию предпринимательства, которые, в пределах своей компетенции, обеспечивают регулирование и всестороннюю поддержку малого бизнеса и предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.
1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь
Общие принципы организации государственной поддержки развития малого бизнеса, в частности предпринимательства, сформулированы в Законе РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», действующем с 1996 г., и других правовых актах. На основе действующей законодательной базы принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого бизнеса и предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств РБ (Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и др.).
Ежегодные
республиканские программы
28 декабря 2009 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждена Государственная программа поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы.
Главной задачей является создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства, внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, создание новых рабочих мест, обеспечение импортозамещения, адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей [11].
Данная
государственная программа
На реализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761млн. рублей.
В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов.
Информация о работе Малый бизнес в экономике Республики Беларусь