Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:00, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетель¬ствует, что малый бизнес оказывает суще¬ственное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы эко¬номического роста, структуру и качество ва¬лового национального продукта. По числен¬ности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выпол¬няемых работ субъекты малого бизнеса зачастую занимают ведущие мес¬та. Таким образом, высокий уровень разви¬тия малого бизнеса является необходимым условием успешного функцио¬нирования рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........................................................................................................
6
1.1 Экономическое содержание и назначение малого бизнеса в со-временной экономике…...……………………….
6
1.2 Организация поддержки развития малого бизнеса ……………….. 9
1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ...…............................................
13
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………
20
2.1 Анализ динамики показателей структуры и развития малого бизнеса ……..…………….…………………………………………………...
20
2.2 Анализ динамики объемов финансирования малого бизнеса 22
2.3 Анализ участия малого бизнеса в экономических показателях….. 25
3 ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………….……………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….…
37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 39
За 2008 год по сравнению с 2007 годом увеличилась доля ресурсного и финансового обеспечения развития малого предпринимательства на 388,1%. При этом ее доля в общем объеме прибыли увеличилась на 17%. Возрос объем финансирования, направленный на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в 22,647 раза.
На протяжении изучаемого периода происходит увеличение доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике Республики Беларусь. Наибольшее изменение приходится на 2006 - 2008 года, что связано с совершенствованием налоговой системы. В 2009 году удельный вес малых предприятий в общем объеме валового внутреннего продукта составил 11,4%. В общем объеме производства продукции (работ, услуг промышленного характера) удельный вес малых предприятий составил 9,1%. По итогам 2009 года наибольшее количество малых предприятий было занято в торговле и общественном питании – 42%. Доля убыточных малых предприятий в анализируемом периоде уменьшается. Уровень рентабельности в 2009 году составил 13,5% против 17,1% в 2008 году, что является негативным явлением в деятельности малого бизнеса. Объем белорусского экспорта товаров субъектов малого предпринимательства по итогам 2009 года составил 7298 млн. долларов США (по итогам 2008 года – 2605,9 млн. долларов США). Общий объем импорта составила ,7892,8 млн. долларов США (по итогам 2008 года – 9507,1 млн. долларов США). Увеличение экспорта и снижение импорта является положительным явлением в деятельности малого бизнеса.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Развитие малого и среднего бизнеса и повышение его роли в развитии национального производства является одним из важнейших направлений реформирования экономики в различных странах. Не является исключением в этом плане и Республика Беларусь. Сегодня общепринятым стало понимание необходимости развития малого бизнеса не только как средства увеличения занятости, но и как способа создания конкурентной рыночной среды, формирования среднего класса, как источника долгосрочного, устойчивого экономического роста, новых знаний и новых технологий.
Однако несмотря на то, что проблема развития малого бизнеса в республике в последние годы является объектом пристального внимания со стороны государства, общественности и научных кругов, ситуация в данном секторе белорусской экономики весьма неоднозначна. Беларусь по-прежнему относится к числу стран с низким уровнем и незначительной динамикой развития частного бизнеса.
Активизация политики, направленной на развитие малого предпринимательства, со своей стороны, должна создавать условия для минимизации возможных негативных последствий социального характера при ускорении рыночных преобразований, а так же для повышения инновационной и инвестиционной активности в экономике, необходимой для достижения устойчивых темпов экономического роста.
В стране отсутствуют такие эффективные и признанные в мире формы предпринимательского инновационного финансирования, как инвестиционные банки, венчурные фонды и другие. Венчурные инвестиции должны направляться на финансирование разработок и внедрение их в производство, продвижение на рынок новых изделий и технологий, создание новых и развитие действующих предприятий, укрепление производственного и рыночного потенциала инновационных фирм. Через эффективно работающие фонды коммерческие банки смогут кредитовать инновационные компании, выступающие на момент кредитования фактически или потенциально ведущими в своей области.
Необходимо развитие базовой предпринимательской инфраструктуры (инвестиционные фонды, страховые компании, финансово-промышленные группы, фондовый рынок и др.), которая является основой для перехода страны на устойчиво инновационный путь развития.
Правила операций на фондовом рынке не адаптированы к потребностям малого и среднего инновационного бизнеса и инвесторов, заинтересованных во вложениях в ценные бумаги таких компаний. Для этого целесообразно рассмотреть вопрос о создании специализированного инновационного подразделения на белорусской валютно-фондовой бирже.
Важнейшей
составляющей эффективного протекания
инновационных процессов
Для развития малого бизнеса в Республике Беларусь должна быть создана единая система, включающая признание важной роли малого бизнеса со стороны общества, внимание со стороны власти и проведение постоянного диалога с представителями малого бизнеса, комплексная и эффективно действующая система поддержки малого бизнеса.
Актуальной остается проблема лицензирования деятельности предприятий. По сей день нет исчерпывающего списка видов деятельности, подлежащих лицензированию, что затрудняет процесс принятия предпринимателями решения об открытии нового бизнеса, сдерживает предпринимательскую инициативу. Более того, само количество лицензируемых видов деятельности следует сократить. При этом следует не объединять позиции, как это зачастую практикуется, а провести фактическое сокращение их количества. Лицензироваться должны только те виды деятельности, которые действительно требуют особого внимания с точки зрения безопасности для общества (например, здравоохранение, общественное питание).
В настоящее время необходимо совершенствовать применяемую упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, использовать которую имеют право только индивидуальные предприниматели и юридические лица с общей численностью наемных работников до 15 человек и ограниченным оборотом, не имеющие возможности содержать квалифицированных бухгалтеров и экономистов для применения общей системы налогообложения.
Необходимо расширить круг субъектов малого предпринимательства, пользующегося льготным налогообложением. Данная мера будет способствовать повышению налоговой и инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства.
К тому же, должны прорабатываться вопросы по активизации процедур приватизации, особенно в отношении неэффективно используемых площадей, акционирования госпредприятий. Огромные неиспользованные мощности убыточных предприятий могли бы быть использованы не только на создание инкубаторов малого предпринимательства, но и по льготным арендным ставкам предоставляться уже существующим малым предприятиям. Список подобных объектов по Республике уже ведется, требуется уделить подобной мере больше внимания.
Более того, актуальной и очень серьезной для малого бизнеса на сегодняшний день остается и проблема высоких ставок арендной платы. Необходимо установить базовую ставку арендной платы, а для более объективного установления ее рыночной цены применять систему поправочных коэффициентов. Не должно происходить спонтанных и резких изменений арендной платы.
Более того, необходимо развивать малый бизнес в регионах. Это особенно актуально для Беларуси, где большинство малых предприятий находится только в одном городе Минске. Одним из средств решения подобной проблемы являются свободные экономические зоны. Необходимо поддерживать создание СЭЗ на территории Республики и привлекать в них представителей малого бизнеса.
Необходимо развивать деятельность инкубаторов малого предпринимательства и центров поддержки предпринимательства. Необходимо создать условия для самостоятельного развития малого бизнеса, а за инкубаторами оставить функции по развитию особо чувствительных к конъюнктуре рынка инновационных предприятий, ориентированных на научно-технические разработки.
Очень важным на сегодняшний день является обучение и повышение квалификации предпринимателей. На базе центров поддержки предпринимательства должны проводиться семинары по менеджменту и маркетингу, основам внешнеэкономической деятельности, так как многие предприниматели не достаточно информированы о потенциальных возможностях развития своей деятельности, в частности на внешние рынки.
Спецификой Республики Беларусь является то, что у нас в стране очень слабо налажена система взаимоотношений с крупными предприятиями.
Необходимо создать специальный Центр, где будет накапливаться и анализироваться информация о производственных возможностях и потребностях малых и крупных предприятий. Посредством взаимодействия с подобным центром малые и крупные предприятия смогут узнать о взаимных потребностях и более эффективно развить сотрудничество и производство.
Мало внимания в нашей Республике уделяется и развитию научно-технического потенциала малых предприятий. Необходимо так же расширять международное сотрудничество в сфере научно-технических разработок.
Альтернативной формой финансирования могут быть институты взаимного кредитования, которые необходимо развивать. У населения Республики имеются личные сбережения, которые при обеспечении необходимых гарантий и стабильности могли бы направляться на развитие малого бизнеса. Кроме того, объединение капиталов самих предпринимателей расширяет доступ к взаимному финансированию при осуществлении хозяйственной деятельности.
Развитие рынка лизинговых услуг в Республике Беларусь будет так же способствовать решению проблем финансирования и технического обеспечения производства малыми предприятиями. Лизинговые компании не требуют такого большого количества подтверждений платежеспособности, как коммерческие банки, а предметом залога является само лизинговое имущество.
Необходимо создать гарантийный фонд на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей с участием коммерческих банков, для отработки механизма предоставления поручительств в республике и дальнейшего его развития в областях.
Создать
республиканский бизнес-
Подготовить учебно-методическое пособие для субъектов хозяйствования разрабатывающих инвестиционные проекты и экспортеров
С учётом ежеквартального предоставления информации об инвестиционных проектах в Департаменте по предпринимательству Министерства экономики информации считаем целесообразным создать единую базу данных инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь и размещать обновляемую информацию на сайте Министерства экономики.
Кроме того, на сегодняшний день в Республике имеется большое количество высококвалифицированных молодых специалистов, которым не может быть обеспечено место работы, поэтому их можно было бы привлекать на работу.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса в целом создана, нужно повысить эффективность ее функционирования. Акцент на сегодняшний день нужно сделать на развитии кооперационных связей с крупными предприятиями и повышении научно-технического потенциала малого бизнеса, доступе малого бизнеса к финансированию.
Реализация этих и других мероприятий позволит сформировать благоприятную рыночную среду для развития малого предпринимательства и существенно повысить роль данного сектора в экономике Республики Беларусь, а в комплексе с мерами по стимулированию выхода малых предприятий на внешние рынки, сделают его конкурентоспособным и за рубежом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся государственной поддержки и стимулирования развития малого бизнеса в Республике Беларусь, а также анализа состояния и эффективность функционирования малого бизнеса и предпринимательства.
В современном обществе предпринимательство, особенно наиболее динамичная его часть – малое предпринимательство, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие.
В первой части работы описывается понятие малого бизнеса, экономическое содержание и назначение его в Беларуси в сравнении с зарубежными странами, выделены особенности малого предпринимательства. Изучена организация государственной поддержки малого бизнеса, выделены структурные элементы данной организации с описанием их функций и особенностей. Исследована нормативно-правовая сторона обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
Информация о работе Малый бизнес в экономике Республики Беларусь