Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Рыночная экономика может эффективно функционировать, только если агенты рынка получают адекватные "сигналы" — цены — для принятия решений по покупкам, продажам, сбережениям и инвестициям. Следовательно, главное экономическое воздействие на процессы воспроизводства оказывают цены, наиболее результативно выполняющие свои функции только при наличии стабильных финансов, т. е. эффективность рыночных отношений зависит от гармоничного единства финансов и цен. В условиях высокой и несбалансированной инфляции первоочередное значение приобретает достижение макроэкономической стабилизации как необходимого условия дальнейших реформ.
Отказ от контроля
высокой инфляции имеет три важных
последствия. Во-первых, в условиях
высокой инфляции доходы и богатство
значительно
В Республике
Беларусь на начальных этапах реформирования
экономики была проведена широкая
либерализация цен, которая привела
к резкому и неуправляемому росту
цен и падению объемов
А если проследить тенденцию проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь за последние 5 лет, можно увидеть,что инфляция на потребительском рынке Республики Беларусь за 2007 год составила 12,1%, или 1% в среднемесячном исчислении, что выше прогнозных показателей (0,5-0,6%) и показателей 2006 года (0,5%).
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен за 2007 год в РБ – 8,3% прироста сводного индекса – внесли высокие темпы роста цен на продовольственные товары (на 15,9%). Непродовольственные товары подорожали на 5,9%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 1,5%. Тарифы на платные услуги возросли на 10,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,3%. Среднегодовой индекс потребительских цен в 2007 году составил 108,4% (рис. 11) [10].
Рис. 11. Динамика среднегодовых
сводных индексов цен в Республике Беларусь
Сегодня ни
у кого не вызывает сомнение необходимость
присутствия государственного регулирования
в аграрной сфере. В силу высокого
органического строения капитала в
сельском хозяйстве субъекты предпринимательской
деятельности получают более низкий
доход и не могут конкурировать
на рынке с производителями других
отраслей. Кроме того, зависимость
урожая, а следовательно, и доходов
сельскохозяйственных товаропроизводителей
от климатических условий ведет
к нестабильности их положения. Государство,
принимая во внимание то, что продукты
питания как товар имеют
Характерной
чертой белорусской практики управления
АПК является отождествление понятий
"государственное
Государственное
управление должно ограничиваться рамками
государственной собственности
и его объектами, которыми являются:
собственно органы отраслевого управления
(учреждения), государственные унитарные
предприятия как
Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования. И то, и другое осуществляется государством через единую систему законодательства и органов государственного управления отраслью.
Помимо вышеуказанных проблем, существует еще одна – это проблема регулирования внешней торговли и валютных отношений. По мере формирования единого мирового рынка, углубления международного разделения труда и особенно с началом экономической глобализации в большинстве стран произошла либерализация внешнеторгового и валютного режимов, повысившая степень открытости национальных экономик. И тем не менее государство сохраняет важные рычаги воздействия на соотношения курсов валют, на таможенную защиту экономики, на развитие экспортного потенциала страны и на выработку и проведение внешнеторговой политики в целом.
В прошлом
курсы иностранных валют
Каждое государство заинтересовано в развитии собственного экспортного производства и в повышении конкурентоспособности своих товаропроизводителей. Применяется целый арсенал средств: кредитование экспортного производства и поставок на экспорт товаров с длительным циклом производства и окупаемости, освобождение от налогов и таможенных пошлин ввозимых в страну сырья и комплектующих изделий, предназначенных для собственного экспортного производства, стимулирование производственной кооперации и освоения выпуска лицензионных изделий отечественной промышленностью[4, стр. 56].
В 2007 году, по предварительным данным Национального банка, объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса составил 58,1 млрд. долл. США, что на 26,3% (из расчета в фактических ценах) больше уровня 2006 года, в том числе экспорт – 27,7 млрд. долл. США, импорт – 30,4 млрд. долл. США. По сравнению с 2006 годом экспорт товаров и услуг возрос на 24,6%, импорт – на 28%.
Сальдо внешнеторговых операций по методологии платежного баланса в 2007 году сложилось отрицательное в размере 2,7 млрд. долл. США, в том числе в торговле товарами – 3,9 млрд. долл. США, в торговле услугами – положительное – 1,2 млрд. долл. США.
Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 91,4% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота, по данным торгового баланса, в 2007 году составил 53,1 млрд. долл. США, или 126% к уровню 2006 года [10].
Рис. 12. Консолидированный торговый баланс Республики Беларусь
За 2007 год экспортировано товаров на сумму 24,4 млрд. долл. США, что на 23,3% больше, чем в 2006 году (рис. 12).
Ни одно государство
не отказывается от проведения внешнеторговой
политики, направленной на использование
сравнительных преимуществ страны перед
иностранными конкурентами, на развитие
сырьевого, научно-технического, инновационного,
кадрового потенциала, способствующего
прогрессу и повышению международной
конкурентоспособности экономики.
Заключение
Государственное
регулирование экономики в
По мере
развития рыночного хозяйства возникали
и обострялись экономические
и социальные проблемы, которые не
могли быть решены автоматически
на базе частной собственности. Появилась
необходимость значительных инвестиций,
малорентабельных или нерентабельных
с точки зрения частного капитала,
но необходимых для продолжения
воспроизводства в
Объективная
возможность государственного регулирования
появляется с достижением определенного
уровня экономического развития, концентрации
производства и капитала. В современных
условиях государственное регулирование
является составной частью процесса
воспроизводства. Оно решает различные
задачи, например: стимулирование экономического
роста, регулирование занятости, поощрение
прогрессивных сдвигов в
Грамотное вмешательство государства в рыночную экономику происходит таким образом, чтобы рынок не лишался своей незаменимой роли мощного стимулятора экономического роста и высокой эффективности действующих на нем хозяйственных субъектов. Оно не должно подрывать жесткую конкуренцию между участниками рыночных отношений и первичные распределительные механизмы, обеспечивающие рациональную аллокацию факторов производства и перелив капитала в наиболее перспективные отрасли и сферы деятельности.
Все функции
государства можно условно
Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.
Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы.
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.
Теория социально-регулируемой рыночной экономики включает в себя как известные либеральные постулаты о свободном рынке, так и идеи, обосновывающие неизбежность регулирующей роли государства и всего общества в интересах бесперебойного экономического развития и его социальной направленности.
В рамках макроэкономических
процессов объектами
Все меры государственного
регулирования экономики
Административно-
Административно-
Информация о работе Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне