Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

для печатки.docx

— 331.97 Кб (Скачать)

Рыночная  экономика может эффективно функционировать, только если агенты рынка получают адекватные "сигналы" — цены —  для принятия решений по покупкам, продажам, сбережениям и инвестициям. Следовательно, главное экономическое  воздействие на процессы воспроизводства  оказывают цены, наиболее результативно  выполняющие свои функции только при наличии стабильных финансов, т. е. эффективность рыночных отношений  зависит от гармоничного единства финансов и цен. В условиях высокой и  несбалансированной инфляции первоочередное значение приобретает достижение макроэкономической стабилизации как необходимого условия  дальнейших реформ.

Отказ от контроля высокой инфляции имеет три важных последствия. Во-первых, в условиях высокой инфляции доходы и богатство  значительно перераспределяются, что  создает предпосылки для снижения экономической эффективности. Во-вторых, в условиях высокой инфляции цены не выполняют своей сигнализирующей  роли, т. к. субъектам экономики становится трудно интерпретировать ценовые изменения  как изменения относительных цен. В-третьих, в течение периода высокой инфляции предприятия и домашние хозяйства концентрируют экономическую активность скорее на краткосрочных (часто спекулятивных) мерах по защите своих доходов и активов, чем на долгосрочных решениях по поводу, например, сбережений и инвестиций, которые так необходимы для достижения устойчивого экономического роста.

В Республике Беларусь на начальных этапах реформирования экономики была проведена широкая  либерализация цен, которая привела  к резкому и неуправляемому росту  цен и падению объемов промышленного  производства.

А если проследить тенденцию проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь за последние 5 лет, можно увидеть,что  инфляция на потребительском рынке Республики Беларусь за 2007 год составила 12,1%, или 1% в среднемесячном исчислении, что выше прогнозных показателей (0,5-0,6%) и показателей 2006 года (0,5%).

Основной  вклад в рост сводного индекса  потребительских цен за 2007 год в РБ – 8,3% прироста сводного индекса – внесли высокие темпы роста цен на продовольственные товары (на 15,9%). Непродовольственные товары подорожали на 5,9%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 1,5%. Тарифы на платные услуги возросли на 10,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,3%. Среднегодовой индекс потребительских цен в 2007 году составил 108,4% (рис. 11) [10].

Рис. 11. Динамика среднегодовых сводных индексов цен в Республике Беларусь 

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость  присутствия государственного регулирования  в аграрной сфере. В силу высокого органического строения капитала в  сельском хозяйстве субъекты предпринимательской  деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать  на рынке с производителями других отраслей. Кроме того, зависимость  урожая, а следовательно, и доходов  сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет  к нестабильности их положения. Государство, принимая во внимание то, что продукты питания как товар имеют малоэластичный спрос и предложение, а также  удовлетворяют потребности населения  базового порядка, берет на себя функции  регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. Известный  американский экономист Д. Гэлбрейт, характеризуя роль государства в  макроэкономическом регулировании  пропорций развития производства писал: "Государственное вмешательство  в интересы сельского хозяйства... имеет существенное значение для  сбалансированности развития. Окажись  сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства, развитие бесспорно было бы недостаточным, а  к настоящему времени, возможно, и  опасно низким".

Характерной чертой белорусской практики управления АПК является отождествление понятий "государственное регулирование"и "государственное управление". Однако следует иметь в виду, что  между данными категориями прослеживаются четкие различия.

Государственное управление должно ограничиваться рамками  государственной собственности  и его объектами, которыми являются: собственно органы отраслевого управления (учреждения), государственные унитарные  предприятия как республиканского, так и коммунального уровня; пакеты акций в акционерных обществах; контрольно-инспекционные службы и  другие государственные организации  АПК, государственные целевые программы. По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственного управления) вправе осуществлять как  функции управления собственностью, так и функции оперативного управления если это предусмотрено учредительными документами. Государственные органы вправе назначать и снимать с  работы руководителей организаций  государственной формы собственности  согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры  оплаты труда, контролировать хозяйственную  и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других форм собственности, как это имеет  место в колхозах и других негосударственных  сельскохозяйственных организациях Беларуси, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности.

Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают  все организации АПК. Государственное  управление тесно связано с понятием государственного регулирования. И  то, и другое осуществляется государством через единую систему законодательства и органов государственного управления отраслью.

Помимо вышеуказанных  проблем, существует еще одна – это  проблема регулирования внешней  торговли и валютных отношений. По мере формирования единого мирового рынка, углубления международного разделения труда и особенно с началом экономической глобализации в большинстве стран произошла либерализация внешнеторгового и валютного режимов, повысившая степень открытости национальных экономик. И тем не менее государство сохраняет важные рычаги воздействия на соотношения курсов валют, на таможенную защиту экономики, на развитие экспортного потенциала страны и на выработку и проведение внешнеторговой политики в целом.

В прошлом  курсы иностранных валют устанавливались  по воле государственных органов с учетом реального положения национальной денежной единицы и задач внешнеторговой политики. В настоящее время формирование и изменение курсов проходят на валютных рынках в зависимости от соотношений между спросом и предложением иностранных и отечественных денег. Главным средством валютного регулирования стали интервенции центральных банков, которые либо скупают излишнюю иностранную валюту, либо продают ее из своих золотовалютных резервов, изменяя тем самым стоимость национальной денежной единицы. Это очень сложный инструмент воздействия, который затрагивает многие другие макроэкономические параметры и может непосредственно влиять не только на внешнеэкономические процессы, но и на темпы инфляции, работу банков, бюджетную сферу в соответствующих странах.

Каждое государство  заинтересовано в развитии собственного экспортного производства и в повышении конкурентоспособности своих товаропроизводителей. Применяется целый арсенал средств: кредитование экспортного производства и поставок на экспорт товаров с длительным циклом производства и окупаемости, освобождение от налогов и таможенных пошлин ввозимых в страну сырья и комплектующих изделий, предназначенных для собственного экспортного производства, стимулирование производственной кооперации и освоения выпуска лицензионных изделий отечественной промышленностью[4, стр. 56].

В 2007 году, по предварительным данным Национального  банка, объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса составил 58,1 млрд. долл. США, что на 26,3% (из расчета в фактических  ценах) больше уровня 2006 года, в том  числе экспорт – 27,7 млрд. долл. США, импорт – 30,4 млрд. долл. США. По сравнению  с 2006 годом экспорт товаров и  услуг возрос на 24,6%, импорт – на 28%.

Сальдо внешнеторговых операций по методологии платежного баланса в 2007 году сложилось отрицательное  в размере 2,7 млрд. долл. США, в том  числе в торговле товарами – 3,9 млрд. долл. США, в торговле услугами –  положительное – 1,2 млрд. долл. США.

Основную  часть внешней торговли составляет торговля товарами – 91,4% общей суммы  торговли товарами и услугами. Объем  внешнего товарооборота, по данным торгового  баланса, в 2007 году составил 53,1 млрд. долл. США, или 126% к уровню 2006 года [10].

Рис. 12. Консолидированный торговый баланс Республики Беларусь

За 2007 год экспортировано товаров на сумму 24,4 млрд. долл. США, что на 23,3% больше, чем в 2006 году (рис. 12).

Ни одно государство  не отказывается от проведения внешнеторговой политики, направленной на использование сравнительных преимуществ страны перед иностранными конкурентами, на развитие сырьевого, научно-технического, инновационного, кадрового потенциала, способствующего прогрессу и повышению международной конкурентоспособности экономики.  
 

Заключение

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали  и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения  воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные  кризисы, массовая безработица, нарушение  в денежном обращении, обострившаяся  конкуренция на мировых рынках требовали  государственной экономической  политики.

Объективная возможность государственного регулирования  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных  условиях государственное регулирование  является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные  задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение  прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка  экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования  определяются характером и остротой экономических и социальных проблем  в той или иной стране в конкретный период.

Грамотное вмешательство государства в  рыночную экономику происходит таким  образом, чтобы рынок не лишался  своей незаменимой роли мощного стимулятора экономического роста и высокой эффективности действующих на нем хозяйственных субъектов. Оно не должно подрывать жесткую конкуренцию между участниками рыночных отношений и первичные распределительные механизмы, обеспечивающие рациональную аллокацию факторов производства и перелив капитала в наиболее перспективные отрасли и сферы деятельности.

Все функции  государства можно условно объединить в две группы.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и  поддерживающие функционирование рыночной системы.

Вторая группа функций государства связана  с усилением и развитием самой  экономической системы.

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических  процессов, которые принимают участие  в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

Теория социально-регулируемой рыночной экономики включает в себя как известные либеральные постулаты о свободном рынке, так и идеи, обосновывающие неизбежность регулирующей роли государства и всего общества в интересах бесперебойного экономического развития и его социальной направленности.

В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования  могут выступать: экономический цикл, секториальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения.

Административно-распорядительные методы государственного регулирования  эффективны в сфере контроля над  монопольными рынками, в области  экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании  необходимых параметров жизни населения.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне