Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

для печатки.docx

— 331.97 Кб (Скачать)

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, форм и способов их изъятия, а также налоговых органов. Налоговая система любой страны сформирована на следующих  основных методологических  подходах:

  • равные доходы при равных условиях должны облагаться равными по величине налогами;
  • ставка налога должна быть единой для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности;
  • система должна быть комплексной и умело сочетать различные способы налогообложения;
  • система должна дополняться комплексом налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер;
  • налоговые льготы должны отвечать стратегическим целям экономической политики;
  • большие налоги должны платить те, чьи доходы выше, т. е. должен соблюдаться принцип «платежеспособности»;
  • налоговая система должна утверждаться в законодательном порядке, что обеспечит обязательный и принудительный порядок их взимания;
  • правила применения налоговой системы должны быть относительно стабильными.

В рамках методологической концепции воздействия государства  на  экономику вырабатываются основные направления налоговой политики. Налоговая политика — комплекс мер, проводимых государством с целью регулирования экономических процессов инструментами налоговой системы (налоговых ставок, налоговых льгот, штрафных санкций и др.).

Налоговая политика может преследовать различные  цели в зависимости от того, какую  модель экономической системы (социально  или индустриально ориентированную) избрала данная национальная экономика.

Основными направлениями налоговой политики являются:

  • стимулирование базовых и стратегически важных, а также социально значимых отраслей производства;
  • подавление производства социально вредных товаров;
  • стимулирование роста чистого экспорта;
  • выравнивание доходов населения;
  • стимулирование инвестиционного и инновационного процессов в  экономике;
  • развитие социальной инфраструктуры;
  • распространение режима экономии энергетических и сырьевых ресурсов;
  • охрана окружающей среды.

Введение  множества налогов, характеризующихся  разным способом изъятия, может быть сведено к единой оценке — размеру налогового бремени (нагрузки), т. е. той доли чистого дохода субъектов хозяйствования, которая изымается в доход государства в соотношении с чистым доходом производителя.

Влияние прямых налогов  на динамику национального производства:

Налогам отводится  роль фактора, влияющего на темпы  развития экономики. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога (рис. 1). Таким образом, срабатывает эффект мультипликации.

        Рис. 1. Влияние изменения ставки пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели.

    Влияние  косвенных налогов на динамику  национального производства:

  Для концептуального  изучения влияния косвенных налоговых сборов на динамику ВВП используют несколько другой мультипликатор. Он показывает, насколько изменяется величина ВВП при изменении величины налоговых поступлений на 1 единицу. Следует отметить, что с его помощью иллюстрируется действие на ВВП фиксированных или аккордных налогов, природа которых близка к косвенным видам налогов, не зависящих по своей сути от размера доходов.

Из рис. 2.  следует, что увеличение величины  налоговых сборов аккордного типа с Т , до Т2 приводит к снижению уровня располагаемого дохода на эту величину и, следовательно, к снижению совокупного спроса с AD1 до АD2. В результате равновесный объем национального производства снижается (с Y, до Y2).

 

         Рис.2. Влияние изменения ставки аккордного налога на ВВП в кейнсианской модели.

Мультипликатор, показывающий, насколько изменяется величина Y при    изменении аккордных налогов на 1 денежную единицу. Характерен знак «-» в числителе формулы мультипликатора, показывающий, что между динамикой ВВП и уровнем налоговых сборов аккордного типа существует обратно пропорциональная зависимость:

        Y =( - MPC / 1 – MPC)*T = m * T                (1.)

Снижая или  увеличивая ставки налогов, предоставляя налоговые льготы или освобождая от налогов, государство меняет соотношение между накопляемой и потребляемой частями национального дохода, поощряет или затрудняет сбережения граждан и накопления предприятий. Любое государство  вынуждено балансировать между противоположными стремлениями — к получению более высоких бюджетных доходов путем повышения налоговых ставок и к развитию предпринимательства и повышению собираемости налогов путем снижения налогового бремени. Опытным путем современные государства пришли к оптимальной для себя структуре налоговых поступлений. Так, в странах ЕС на начало 2000 г. из общей суммы налоговых поступлений приходилось в среднем 30% на подоходный налог и налог на прибыль, 22% — на отчисления из фонда заработной платы предприятий (социальные платежи), 26% — на НДС и другие косвенные налоги на потребление, 3,3% - на налог на собственность [4, стр. 42].Конечно, в зависимости от проводимой в той или иной стране социальной политики и от состояния экономики налоговые ставки существенно варьируются. Разная нагрузка приходится и на отдельных налогоплательщиков. В США, например, в отличие от европейских стран облагаются в основном личные доходы граждан и в меньшей мере прибыли корпораций, что связано как с более умеренной социальной направленностью американского бюджета, так и с высокими заработками работников, которые фирмы имеют возможность выплачивать, будучи менее отягощены высокими ставками налогов на прибыль и социальных отчислений и: фонда заработной платы.

Разновидностью  мер по регулированию внешнеэкономической  деятельности, устанавливаемых государственными и международными органами, является квотирование - ограничение производства, экспорта и импорта отдельных  товаров и услуг в натуральном  или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или  группам стран.

Социальная  политика и развитие социальной сферы

Проведение  социальной политики, направленной на снятие напряженности между различными классами и слоями населения, на поддержку малообеспеченных граждан, на смягчение экономического неравенства, является важнейшей задачей современного государства. Эта деятельность не относится непосредственно к функции регулирования народного хозяйства, скорее она обеспечивает определенную степень социальной справедливости в обществе.

Социальная  политика обычно проводится государством по следующим направлениям:

  • помощь обездоленным, беднейшим и неспособным материально себя обеспечивать людям;материальная поддержка временно безработных граждан и оказание им содействия в устройстве на работу, в повышении их профессионального уровня и переквалификации, обеспечение по возможности полной занятости трудоспособного населения;
  • выплата пособий на детей, оплата отпусков по беременности и родам и больничных листов, создание целостной системы социальной защиты всех граждан на основе более справедливого распределения национального дохода;организация медицинского страхования граждан и финансирование всеобщего бесплатного здравоохранения;
  • содержание системы бесплатного начального и среднего образования и предоставление льгот при получении профессионального и высшего образования;
  • создание государственной системы пенсионного обеспечения в сочетании с деятельностью частных пенсионных фондов;
  • решение социальных проблем в жилищно-коммунальной сфере;
  • гарантирование государством сбережений населения в частных банках, пенсионных фондах и страховых компаниях, а также инвестиций граждан в ценные бумаги;
  • борьба с бедностью и экономическом неравенством граждан путем создания целостной системы социальной защиты на основе более справедливого распределения национального дохода.

Социальные  выплаты (трансферты). Их влияние на совокупный спрос.

Социальные  выплаты (трансферты) ТRэто безвозмездные социальные платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких- либо товаров и услуг. Выплата ТR населению преследует целью выравнивание доходов граждан, социальную защиту малоимущих и многодетных, инвалидов и временно безработных [3, стр. 101].

Как правило, рост социальных трансфертов в период экономического спада и их сокращение в период экономического подъема рассматриваются как инструменты соответственно стимулирующей и сдерживающей фискальной политики (неокейнсианский подход).

AD2 = МРС * (Y + TR) + а + I + G

AD = MPC* (Y + TR) + a + I + G

    *

АО, = МРС • (У+ 77?,)+ а +1+ С

Социальные  трансферты способствуют увеличению располагаемого дохода в экономике, следовательно, росту совокупного спроса (рис. 3). 
 
 
 

Рис. 3. Стимулирующая фискальная политика социальных трансфертов.

 В результате кривая совокупных расходов передвигается вверх из положения АD,     до. АD2, а равновесный ВВП смещается вправо, увеличиваясь  c     У,  до  Y2..                

Мультипликатор социальных трансфертов: из рис. 3. следует, что  прирост ВВП происходит в намного большей степени, чем прирост социальных трансфертов., Как и в случае с госзакупками, имеет место мультипликативный эффект.

Располагаемый доход, увеличиваясь из-за роста социальных выплат в 1 одной сфере, влечет за собой  расширение располагаемого дохода в  смежных сферах экономики. Мультипликативный эффект от роста социальных трансфертов аналогичен снижению аккордного налога, так как он тоже ведет к росту располагаемого дохода.

Мультипликатор  социальных трансфертов рассчитывается следующим образом:

                                  m = MPC / 1-МРС              (2.)

Социальная  корректировка рыночной экономики  преследует две главные цели: а)обеспечивать бесперебойное функционирование народного хозяйства,б) поддерживать в обществе определенный уровень социальной справедливости. Выполнение этих целей достигается деятельностью государства в двух основных сферах его компетенции: 1) в области макроэкономического регулирования и 2) в социальной сфере, где проводится соответствующая политика [5, стр.43].

Деятельность  государства по макроэкономическому  регулированию осуществляется по крайней мере по следующим направлениям:

  • обеспечение индивидуальной и корпоративной свободы предпринимательства для всех без исключения бизнесменов и защита трудовых прав наемных работников;
  • создание конкурентной рыночной среды и борьба с монополизмом;
  • антикризисное и антицикличное регулирование экономического развития и стимулирование экономического роста;
  • проведение структурной и региональной политики;
  • стимулирование научно-технических, технологических и информационно-организационных инноваций на предприятиях и в обществе в целом;
  • регулирование внешнеэкономической сферы.

Ограничение государственного вмешательства в  экономику лишь самым необходимым минимумом и использование рычагов и средств, не нарушающих рыночные законы и свободу предпринимательства, позволяет отойти от бесплодных споров о том, должно ли государство вмешиваться в экономическую жизнь, и перейти в практическую плоскость определения реальных полномочий государственных органов в области макроэкономического регулирования.

Стратегической  долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кредитно-денежное регулирование

С появлением бумажных денег, номинальная ценность которых стала гарантироваться непосредственно государством, денежное обращение превратилось в важнейший рычаг государственного регулирования не только монетарно-кредитной, но и всей банковско-финансовой сферы, выполняющей роль кровеносной системы экономики. Монопольным правом эмиссии металлических монет, бумажных банкнот и значительной части кредитных денег обладает центральный банк, который контролирует деятельность всех других банков, устанавливает и регулирует количество денежной массы в обращении, определяет процентную ставку банковского кредитования, накапливает и использует золотовалютные резервы страны, воздействует на обменные курсы национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне