Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

для печатки.docx

— 331.97 Кб (Скачать)

Важнейшими  регуляторами бюджетного регулирования  являются: уровень централизации  средств в бюджете; соотношение  между республиканским и местными бюджетами; дефицит бюджета; соотношение  между государственным бюджетом и внебюджетными фондами; структура  государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования. Если задолженность государства  накапливается, она превращается в  государственный долг. Во всех странах  с рыночной экономикой существуют бюджетные  дефициты и государственный долг. Но если государственный долг превышает  ВВП более, чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Государственный  долг может быть внутренним и внешним, краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 до 5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет). Внутренний государственный долг - это долг государства своему населению. Внешний государственный долг - это  задолженность государства иностранным  государствам, организациям и отдельным  лицам . 

В Республике Беларусь дефицит госбюджета даже в  самые тяжелые кризисные годы не достигал 3 % от ВВП (1990 г. - 2,3 %, 1995 г. - 2,7 %) в последнее время он составляет 0,6 %) . 

Дефицит покрывается  за счет: 

  • экономии финансовых средств на содержание госаппарата; 
    сокращения военных расходов; 
  • выпуска и размещения государственных ценных бумаг внутреннего 
    и внешнего займа;
    • эмиссии денег, займов у внебюджетных фондов. 

В Республике Беларусь структура госбюджета имеет  свою специфику, обусловленную избранием социально ориентированной модели рыночной трансформации (табл. 3).  
 

Таблица 3. Структура консолидированного бюджета Республики Беларусь. 

Структура консолидированного бюджета Республики Беларусь

(в процентах  к итогу)

  В процентах  к итогу
2005 2006 2007
Доходы всего 100 100 100
налоговые доходы 55.4 70.1 71.3
налоги  на доходы и прибыль 15.7 16.0 15.5
подоходный  налог 6.1 6.5 6.4
налог на прибыль 7.7 8.2 8.0
налоги  на собственность 3.7 3.3 3.2
налоги  на товары и услуги 28.1 38.4 35.0
налог на добавленную стоимость 19.1 19.2 18.0
акцизы 4.4 7.4 6.3
налоги  от внешнеэк-ской деятельности 5.5 5.4 13.1
неналоговые доходы 4.0 5.7 5.3
Расходы всего 100 100 100
общегосударственные расходы 13.3 13.6
государственные органы общего назначения 2.4 2.4 2.4
международная деятельность 0.5 0.5 0.5
национальная  экономика 20.4 23.5
промышленность,энергетика, строительство и архитектура 0.3 3.9 8.7
сельское  хозяйство 3.8 8.9 8.2
жилищные  и коммунальные услуги 4.3 4.5 4.5
социально-культурные мероприятия 29.2 53.3 50.4
здравоохранение 9.5 9.5 9.1
образование 13.0 12.8 11.6

Составлено  по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007. Мн., С.304 – 306.

Сбалансированный  бюджет.

  Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь, так как с ростом объема национального производства увеличивается и объем налоговых поступлений в казну. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг — постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком уровне доходов — излишек бюджета (рис. 8).

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых  поступлений в госбюджет совпадает с суммой правительственных закупок (точка D) и Равна на рис. 8. отрезку DЕ. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном Уровне госзакупок сокращается до уровня ВС, возникает бюджетный дефицит величиной АВ.

На фазе экономического подъема цикла величина налоговых поступлении HF выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток НZ. При данном уровне госрасходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

Чистые налоги (Т)

Государственные закупки (О)

 

        Рис. 8. Формирование дефицита, избытка и сбалансированности государственного

        бюджета

Сбалансированный  бюджет представляет собой бюджет, в котором расходы равны доходам (точка D на рис. 8.), т. е. дефицит бюджета равен 0. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений S и чистых налогов Т равна сумме правительственных закупок G и инвестиций I:

S + Т=G + I                                                 (6.) 
 
 
 
 
 
 

Проблемы  и результаты макрорегулирования в Республике Беларусь

Чтобы представить  современное состояние экономики  республики и выяснить основные причины, обусловившие эту ситуацию, необходима, в первую очередь, трехсторонняя  характеристика:

  • оценка экономики Республики Беларусь как социально-экономической системы в составе бывшего СССР;
  • оценка влияния распада СССР, подрыва и ликвидации командно-распорядительной системы на процессы социально-экономического развития республики;
  • определение объективно необходимых путей развития экономики на современном этапе.

Беларусь  была одной из наиболее благополучных  республик бывшего Советского Союза. На конец 80-хгг. XX в. приходится наивысший  уровень ее социально-экономического развития.

Занимая 1% территории бывшего СССР, Беларусь в 1990 г. производила 4% валового национального продукта, 4,5% промышленных товаров и 5,6% продукции  сельского хозяйства тогдашней  огромной страны. Экономика республики являлась частью единого народнохозяйственного комплекса СССР [8, стр. 204].

Развиваясь  как глубоко и широко интегрированная  часть народнохозяйственного комплекса  СССР, республика была зависимой от него и по источникам материально-технических  ресурсов, и по рынкам сбыта готовой  продукции. Вся структура народного  хозяйства ориентировалась на вывоз  продукции в другие регионы и  не была приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей.

Наиболее  зависимой от экономических связей оказалась промышленность республики, где оборот ввоза и вывоза продукции  достигал почти 75% общего объема промышленного  производства. До 40% промышленной продукции  предназначалось для военных  целей.

В целом  годовой объем ввоза и вывоза продукции в Республике Беларусь в 1990 г. составил 40 млрд. рублей, или  более половины валового общественного продукта [8, стр. 208].

Что же касается ситуации за последние годы, динамика основных макроэкономических показателей  в Республике Беларусь является следующей (рис.9):

Рис. 9. Динамика основных макроэкономических показателей в Республике Беларусь

По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта, по оценке, за 2007 год составил в текущих  ценах 96,1 трлн. рублей. Реальный объем  производства ВВП был на 8,2% выше, чем в 2006 году (рис.9). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год был предусмотрен рост ВВП на 8-9%.

В январе-сентябре 2007года в основном сохранялись высокие  темпы роста основных макроэкономических показателей развития страны (рис. 9).

В 2007 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено  на сумму 91,5 трлн. руб., что на 8,5% больше, чем в 2007 году (при прогнозе – 7,5-8,5%). В отраслевой структуре валового внутреннего продукта удельный вес  добавленной стоимости промышленности уменьшился с 27,6% в 2006 году до 26,7% - в 2007 году.

В 2007 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено  на сумму 91,5 трлн. руб., что на 8,5% больше, чем в 2007 году (при прогнозе – 7,5-8,5%). В отраслевой структуре валового внутреннего продукта удельный вес  добавленной стоимости промышленности уменьшился с 27,6% в 2006 году до 26,7% - в 2007 году.

В 2007 году в  экономику и социальную сферу  республики инвестировано 25,1 трлн. рублей, или на 14,7% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2006 году (при прогнозных темпах прироста 14,5-17%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 25,7% в 2006 году до 26,1% в 2007 году.

Основными источниками инвестиций являлись собственные  средства организаций (41,6%), бюджетные  средства (26%), кредиты банков (включая  кредиты иностранных банков) (19,6%) и средства населения (7,9%)[10].

Существенной  особенностью экономики республики того периода был экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие  темпы роста производства сопровождались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Основные показатели эффективности (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость) снижались на протяжении последних 20 лет.

Ежегодно  падал прирост продукции на 1 рубль  капитальных вложений, и за 20 лет  он снизился примерно наполовину. И  лишь благодаря крайне низким ценам, в сравнении с мировыми, на энергетические и сырьевые ресурсы и ценам  на готовую продукцию, приближенным к мировым, республика имела благоприятный  торговый и платежный баланс.

Отягощающе  повлияли на экономику республики чернобыльская  катастрофа и нездоровая экологическая  обстановка в целом.

Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм  форм собственности, значительная степень  участия государства в обеспечении  эффективного функционирования экономики, регулировании занятости, формировании условий, регулировании доходов населения, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения.

Основным  источником дохода на сегодняшний день для большей части граждан по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2007 году начисленная среднемесячная заработная плата работников республики составила 701,1 тыс. рублей, что в реальном выражении на 9,5% больше, чем за 2006 год при прогнозе роста на 8-9% (в том числе в декабре – 795 тыс. рублей, реальный прирост к ноябрю 2007 года – 8%).

В отраслях бюджетной сферы средняя заработная плата в 2007 году составила 615 тыс. рублей, в том числе в декабре – 709 тыс. рублей.При этом по отраслям экономики сохраняются значительные различия в оплате труда. В отраслях материального производства наиболее низкий уровень заработной платы  в 2007 году наблюдался в сельскохозяйственном производстве – 423,4 тыс. рублей, что в 1,6 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтеперерабатывающей промышленности – 1409,6 тыс. рублей, что в 2 раза выше, чем в среднем по республике. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате являлись банки – 1174,7 тыс. рублей, самая низкая заработная плата была у младшего медицинского персонала в здравоохранении с зарплатой в 369,1 тыс. рублей, разрыв составил 3,2 раза  (рис. 10). При этом среднемесячная зарплата врачей в 2007 году составила 1006,1 тыс. рублей, что в 1,4 раза выше, чем в среднем по республике, профессорско-преподавательского состава – 1007,1 тыс. рублей (1,4 раза) [10].

1 промышленность      6 торговля и общепит                    11 наука и научное обслуживание         

2 сельское хозяйств      7 здравоохранение                         12 банки

3 транспорт                  8 социальное обеспечение           13 страхование

4 связь                  9 образование

5 строительство             10 культура и искусство 

Рис. 10. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики за 2007 год, тыс. рублей в Республике Беларусь.

Формируемая модель использует опыт мирового экономического развития, исходит из признания большого потенциала рыночной экономики, учитывает  объективную мировую тенденцию  к регулированию рыночной экономики  обществом в лице государства. Одна из особенностей белорусской модели - сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах.

При формировании модели белорусской экономики учитывается  и опыт развития стран с переходной рыночной экономикой, который учит, что чрезмерный акцент либо на монетарные рычаги воздействия на экономику (страны Балтии, Польша), либо на немонетарные (государства СНГ) не дает ожидаемого результата. В условиях национальной специфики необходимо их взвешенное сочетание.

Переход от административно-командной системы  к рыночной экономике не может  быть осуществлен в виде единовременного  акта, а требуется достаточно длительный - переходный - период.

В процессе формирования социально ориентированной  модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней  периода необходимо:

  • создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике;
  • при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде;
  • сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;
  • сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические процессы;
  • создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне