Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

для печатки.docx

— 331.97 Кб (Скачать)

В одних  странах (в Англии, Франции) центральные банки формально принадлежат государству, в других они имеют статус "независимы; агентств" (подобно Федеральной резервной системе в США), но в абсолютном большинстве государств они обладают определенной автономией не зависят от исполнительных органов власти и проводят самостоятельную денежно-кредитную политику, отвечая за недопущение инфляции и общую финансовую стабильность в стране. В любом случае деятельность центральных банков должна полностью отвечать государственным интересам в их широком понимании.

Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный  банк влияет на процесс воспроизводства  общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.

Выделяют  три направления кредитно-денежного  регулирования:

  • контроль над банковской системой;
  • регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;
  • регулирование государственного долга.

К основным инструментам денежно-кредитной политики (Sм, Dм) относятся:

  1. учетная или дисконтная ставка;
  2. операции в открытом рынке;
  3. изменение нормы резервов.

Учетная или дисконтная ставка – это тот процент, который уплачивают коммерческие банки за кредиты, взятые в центральном банке на льготных условиях через т.н. дисконтное окно.

Центральный банк решает сам какие коммерческие банки следует поддержать: если банк занимается инвестициями и выполняет  прогнозируемые программы государства  по обновлению технологий, по инновациям, то этот банк первый получает дисконтный займ по учетной ставке центрального банка.

Процентная  ставка значительно ниже, чем обычная  процентная ставка на денежном рынке  – выгодные займы для банков.

Получение дисконтного займа расширяет  денежную базу коммерческих банков, увеличивает  кредитоспособность, в конечном счете  – это приводит к снижению процентной ставки на денежном рынке, к увеличению инвестиционных кредитов и  долгосрочном периоде к росту ВВП (рис.4.).

Рис.4. Логическая цепочка при получении коммерческими  банками дисконтных займов.

 А если  центральный банк покупает у  коммерческих банков дисконтные  займы все происходит наоборот (рис.5):

Рис. 5. Логическая цепочка при покупке центральным  банком дисконтных займов

Операции  в открытом рынке  -  покупка и продажа государственных облигаций со стороны центрального банка на открытом рынке коммерческим банком и населением.

Покупка государственных  ценных бумаг приводит к увеличению резервов коммерческих банков, а продажа  - к снижению резервов:

  Резервов           к мультипликатору денег Sм           М на денежном рынке             

   i             суммы кредитов            Y           С          N          (3.)

Изменение нормы резервов, при ее изменении меняется величина денежного мультипликатора, а следовательно меняется и Sм. Выстроим логические связи последствия при изменении резервной нормы:

   R в %           R        величина избыточных R           мультипликатор депозитов

                                                                                                 (4.)

    R          величину обязательных R            избыточные R          мультипликатор денег                                                                                       (5.)   

 Меняется резервная норма редко: 1 раз в несколько лет, так как смена мультипликатора может дестабилизировать экономику.

Существует  кейнсианская концепция денежно-кредитной  политики, которая складывается из 2 концепций:

  • политика дорогих денег;
  • политика дешевых денег. (табл. 1)
проблема: инфляция проблема: спад
Политика "дорогих" денег (М)(цель сниж. Sм): политика "дешевых" денег (М)(цель     Sм,    кредитосп-ность банков,                    I I,  Y, N)
1)   R         Sм  (через мультипликатор депозитов 1)   R              Mд            Sм
2)продажа  ценных гос-нных бумаг 2)покупка ценных бумаг у коммерческих  банков         кредитных  резервов у банков             I
3)  дисконтной ставки 3)   дисконтной ставки               дисконтных займов            Sм        
   Sм             i              I             Y          N     Sм           I               I                Y             N
 

Табл.1. Кейнскианский  подход: 2 концепции.

Согласно  утверждениям кейнсианцев, для поддержания  стабильности необходимо поддерживать определенный уровень ставки процента, а для обеспечения экономического роста следует «вливанием» денежной массы обеспечить снижение ставки процента. Схематично передаточный механизм в  кейнсианской модели КДП можно изобразить следующим образом (рис.6): 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 6. Влияние  «вливания» денежной массы и снижения ставки процента на ВВП в кейнсианской модели

На графике  видно, как увеличение денежной массы (с Мs  до  Мs ) приводит к уменьшению ставки процента (с i   до i  )а это вызывает рост инвестиций (с I  до I ) и увеличение национального продукта (с Y  до Y  ).

Жесткая кредитно-денежная политика ограничивает рост денежной массы, что ведет к сокращению предложения национальной валюты и  повышению ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для  снижения курса национальной валюты.

Все перечисленные  рычаги используются центральными банками  весьма осторожно, так как они непосредственно влияют на общее количество денежной массы в обращении, следить за которой является главной задачей Центробанка.

 Государство учреждает и контролирует деятельность специальных банков и специализированных кредитных учреждений, инвестиционных фондов, страховых компаний, с помощью которых осуществляется льготное кредитование сельского хозяйства, малого бизнеса, научно-технических инноваций, жилищного строительства, внешней торговли, выполнения важных социальных программ. Тем самым оказывается стимулирующее воздействие как на предпринимателей, так и на потребителей. Государственные кредитные гарантии и льготные кредиты дополняют бюджетное финансирование общественно важных хозяйственных и социальных проектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бюджетное регулирование. Функции бюджета.

Центральным звеном в финансово-кредитной системе  является бюджет. Он представляет собой  централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство  страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также  выполнения необходимых социально-экономических  функций. В нем объединяются все  основные финансовые институты - различные  виды доходов и расходов. Бюджет разрабатывается в форме баланса и состоит из двух частей: доходы и расходы. Определение объема бюджета, его доходной и расходной частей осуществляется на основе бюджетного планирования исходя из прогнозных показателей социально-экономического развития государства и соответствующих административно-территориальных единиц.  

Бюджет выполняет  три основные функции:  

    • фискальную - создание финансовой базы функционирования государства;
    • экономическую - реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики;
    • социальную - перераспределение доходов, решение проблем социального развития.
 

Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику. С этой целью  в процессе формирования и использования  доходов и расходов применяются  различные методы, из них наиболее важные:

  • налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ;
  • прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ субсидирование отдельных отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий;
  • выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд; создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства, предупреждения диспропорций в развитии экономики.
 

Доходы бюджетов формируются за счет налогов, обязательных платежей и иных поступлений, определяемых законодательством РБ. В бюджеты  могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства. Доходы республиканского бюджета подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. К налоговым доходам относятся: прямые налоги на доходы и прибыль; налоги, взимаемые с фонда заработной платы; внутренние налоги на товары и услуги; доходы от внешней торговли и внешнеэкономических; прочие налоги, сборы и пошлины. К неналоговым доходам относятся: доходы от гос. собственности и предпринимательской деятельности; административные сборы и платежи; поступления по штрафам и санкциям; прочие текущие неналоговые доходы; доходы от реализации основных фондов; доходы от продажи земли; капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений. К безвозмездным поступлениям относятся поступления, получаемые государственными. органами со стороны иностранных государств, от физических и юридических лиц, других государственных органов, международных организаций и правительств иностранных государств.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития республики и соответствующей  административно-территориальной единицы  и осуществляются по направлениям и  в размерах, установленных законодательством  РБ и решениями местных Советов  депутатов.

Расходы государства составляют лишь часть общих затрат на содержание социальной сферы. За услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения, образования и социального обеспечения, в значительной мере расплачиваются сами граждане из своих доходов.

В 2007 году при  реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 17,9% по сравнению с 2006 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы  бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно  возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 35,8%, общегосударственные расходы –  на 20,9%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 18,6%. В 2007 году по сравнению  с 2006 годом на 3,1 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета  на поддержку национальной экономики; на 0,3 процентных пункта – доля общегосударственных  расходов при снижении удельного  веса расходов по другим разделам функциональной классификации (рис. 7)[10].

Рис. 7. Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу 

Участие граждан и, соответственно, государства зависит от большей или меньшей социальной направленности проводимой в разных странах политики. В качестве наглядного примера можно привести данные о расходах на высшее образование из государственных и частных источников во Франции, США и Японии в 2000 г. (в % от ВВП)(табл. 2):

   Таблица 2.

 
 
Государственные Частные Общие
Франция 5,7 0,3 6,0
США 4,8 2,2 7,0
Япония 3,6 1,2 4,8

Источник: "ЭКО", 2005, № 8, с. 34.

Тот факт, что  высшее образование имеют в странах  ОЭСР четверть населения, в Японии - 34%, а в США - 37% , свидетельствует об отсутствии прямой зависимости результатов в этой сфере как от общих государственных затрат, так и от доли государства в финансировании расходов. Е то же время приведенная статистика не показывает, кто конкретно получает высшее образование в этих странах, доступно ли оно небогатым людям, которые не имеют возможности сами платить за свое обучение. Во всяком случае только государство в состоянии добиваться большей справедливости в этом вопросе. 

Информация о работе Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне