Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

для печатки.docx

— 331.97 Кб (Скачать)

Особому контролю подвергаются деятельность банков и операции на фондовых рынках с целью предотвращения банкротств, обеспечения прозрачности финансовых потоков и разного рода злоупотреблений. Для этого строго регламентируются банковские операции, эмиссия акций, деятельность брокеров, защищаются права вкладчиков и акционеров. Антимонопольное регулирование предусматривает ограничения на расширение предприятий и их экономический рост, запрещает некоторые сделки по продаже товаров и покупке сырья, препятствует установлению монопольно высоких и демпинговых цен [4, стр. 40].

Множество ограничений установлено для  частных предприятий и собственников в связи с охраной окружающей среды, обеспечением комфортных условий жизни в городах и сельской местности, регламентацией трудовых отношений и оплаты труда (ограничение длины рабочего дня, установление минимальной заработной платы, отчисление взносов в социальные фонды). В условиях экономической глобализации для защиты интересов местного населения государства принимают меры по административному ограничению прав иностранцев на приобретение имущества и земли.

Ограничивают  права собственности не только государственные  органы, но и разного рода лоббисты, экологические и другие неправительственные  организации, влияющие на законодательство, решения судов ; общественное мнение. Следование установленным правилам означает рост трансакционных издержек предпринимателей и может даже вести к оттоку инвестиций из стран со слишком жестким регламентированием.

Защита общественных интересов от недобросовестных корпораций и прочих рыночных субъектов с помощью государственного регулирования имеет и оборотную сторону медали, а именно волюнтаризм государственных органов и коррупцию чиновничества. Но это можно считать неизбежной платой за цивилизованную и комфортную жизнь общества, которое вынуждено идти на эти издержки, стремясь в то же время свести их к минимуму.

Государственное предпринимательство и государственно-частное партнерство

Считается, что государственное предпринимательство  менее эффективно, чем частное. Поэтому для мировой практики характерно, что непосредственной хозяйственной деятельностью государство занимается в тех условиях, когда она невыгодна для частников или они не в состоянии ее выполнять. В последнее время широкое распространение получило государственно-частное партнерство, под которым понимается любое взаимодействие государственных и частных структур при выполнении ими хозяйственных функций. В условиях, когда в государственном бюджете сосредотачиваются все большие средства и в собственности государства находится разнообразное имущество (предприятия, земельные, лесные и водные ресурсы, недра с полезными ископаемыми, транспортная, энергетическая и другая инфраструктура), наиболее эффективное использование этого богатства часто требует кооперации с частниками. Государство, со своей стороны, заинтересовано в привлечении средств и управленческого опыта частных структур для выполнения общественно важных проектов и социальных программ.

Государственно-частное  партнерство эффективно применяется  в следующих отраслях и сферах деятельности:

1) горно-добывающие  отрасли промышленности;

2) производственная, энергетическая и транспортная  инфраструктура;

3) прикладные  научные исследования и инновационная  деятельность;

4) малое  предпринимательство; 

5) жилищно-коммунальное  хозяйство;

6) образование  и здравоохранение; 

7) защита  окружающей среды;

8) региональное  развитие;

9) экспортное  и наукоемкое производство.

Формы государственно-частного партнерства весьма разнообразны:

1) взаимные  поставки товаров, в том числе  по долгосрочным контрактам и госзаказам;

2) предоставление  государственной собственности  (включая землю) частникам во временное пользование (аренда, лизинг, концессии);

3) создание  особых экономических зон; 

4) соглашения  о разделе продукции;

5) участие  частного бизнеса в реализации  государственных проектов;

6) долевое  бюджетное финансирование частных  проектов;

7) привлечение частного бизнеса к предоставлению публичных услуг в здравоохранении, образовании, ЖКХ, строительстве и на транспорте;

8) совместное  предпринимательство (совместные предприятия, смешанные корпорации).

Если частники видят в кооперации с государством дополнительные возможности для извлечения прибыли и создания более благоприятных условий и гарантий для своего бизнеса, то государственные структуры, как центральные, так и местные, заинтересованы в участии частников в реализации всевозможных экономических и социальных проектов общественного значения, в привлечении дополнительных инвестиций путем их долевого участия в бюджетном финансировании инфраструктурных объектов (например, в строительстве государством дорог при передаче частным партнерам права высокоприбыльной эксплуатации сопутствующих бензозаправок, ресторанов, кемпингов и торговых точек).

В Республике Беларусь важным приоритетом нынешней пятилетки выбран инновационный  путь развития экономики. Совершенно очевидно, что в XXI в. смогут занять достойное  место в мировом сообществе только страны, идущие по пути инновационного развития, обеспечившие структурную  перестройку и модернизацию экономики  и на этой основе рост конкурентоспособности  продукции.

Инновационное развитие экономики предполагает, прежде всего, модернизацию, реинженеринг экономических  механизмов. Не может быть одних  и тех же механизмов на все времена. То, что было хорошо в административно-командной  системе, не приемлемо для периода  формирования рыночных отношений. То, что хорошо для последнего, неприемлемо  для инновационного развития.

Сегодня государство  должно помочь бизнесу сформировать мощных глобальных факторов, оперирующих  если не на равных, то на приемлемых условиях с субъектами мировой экономики. Государство должно способствовать не только их формированию, но и выводу на глобальный рынок.

Большая роль принадлежит не столько реформированию отношений собственности, сколько  грамотному управлению. Что конкретно  необходимо сделать?

Речь идет о том, что назрела потребность  принятия концепции по управлению государственным  имуществом. Должны быть предусмотрены  следующие меры. Прежде всего, коммерческий оборот прав пользования земельными участками и находящимся на них  недвижимым имуществом как единым комплексом. Об этом говорил на семинаре руководящих  работников республиканских и местных  государственных органов «Возрождение малых городов и поселков —  приоритетная задача социально-экономического развития страны» Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко (2007 г.) [7, стр. 82].

Необходимо  создать равные права пользования  и покупки государственного имущества  всеми инвесторами, а также упростить  порядок регистрации, формы собственности  на неиспользуемые строения и земельные  участки и предоставить право  изъятия неиспользуемых земельных  участков и строений облисполкомам. Ликвидировать централизацию по вопросам понижения начальной цены при продаже неиспользуемого  оборудования и предоставить право  министерствам и иным органам  государственного управления самостоятельно принимать решения по этим вопросам. В этом плане подвижки уже намечаются.

В условиях существования убыточных предприятий необходима новая модель по их реформированию. Наряду с развитием института антикризисного управления необходимо создать условия для передачи государственных убыточных предприятий в доверительное управление (траст) частному сектору. С этой целью необходимо:

• разработать  и принять закон о трасте и  трастовом управлении либо внести поправки в существующие законы, обеспечивающие передачу в траст частным предприятиям убыточных предприятий или предприятий, на развитие которых у государства  нет средств;

• провести эксперимент по отработке трастовой  модели управления;

• создать  научную группу по сопровождению  эксперимента.

Особенно  широкое поле для интеграции в воспроизводственные системы мировой экономики дает кластерная форма организации экономики.

На кластеры обратил внимание М. Портер, определив  их следующим образом: «Кластер - это  группа географически соседствующих  взаимосвязанных компаний и связанных  с ними организаций, действующих  в определенной сфере, характеризующихся  общностью деятельности и взаимодополняющих  друг друга» [7. стр. 82]. Портер обнаружил, что наиболее конкурентоспособные  в международных масштабах фирмы  одной отрасли обычно не бессистемно  разбросаны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться  в одной и той же стране, а  порой даже в одном и том  же регионе страны.

Не вдаваясь в анализ кластерной формы организации, заметим, что такая форма имеет  место только тогда, когда какая-либо сфера или группа предприятий  работает либо на региональный, либо на мировой рынок.

Пример успешных кластеров - Финляндия. В настоящее  время Финляндия, имея 0,5 % мировых  запасов лесных ресурсов, обеспечивает более 10 % мирового экспорта продукции  деревопереработки, в том числе 25 % мирового экспорта качественной бумаги. Доля Финляндии на рынках телекоммуникационной продукции также исключительно  высока для столь маленькой страны: около 30 % рынка оборудования для  мобильной связи и почти 40 % рынка  мобильных телефонов, что говорит  об очень высоком уровне конкурентоспособности [7, стр. 83].

Безусловно, вопрос о создании кластера в нашей  республике не простой и требует  значительной проработки. Тем не менее, как представляется, для экономики  Республики Беларусь можно создать  машиностроительный кластер на базе «Объединенного машиностроительного  института», возглавляемого М. С. Высоцким, на базе тракторного завода также возможен кластер. В условиях роста цен на продовольствие вполне реальным представляется создание продовольственного кластера. Инициативу здесь должно проявить государство как полноправный партнер бизнеса.

Таким образом, без частно-государственного партнерства  современное развитие невозможно. И  эффективность современного государства  будет заключаться в том, чтобы  содействовать развитию своего национального  бизнеса на основе равноправного  диалога.

Налоговое обложение  предпринимателей и граждан

Система налогообложения  служит не только для сбора средств  и пополнения бюджета, но и широко используется государством для воздействия на поведение и деятельность предпринимателей и граждан, являющихся основными налогоплательщиками. Налоговая система включает пять основных типов налогов: налог на доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль предпринимателей, налог на заработную плату (отчисления из фонда заработной платы или социальные платежи), налоги на собственность и ее передачу другим лицам (продажа, наследство, дарение), косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и акцизы). Кроме налогов источниками бюджетных доходов служат также таможенные и иные сборы. Каждый из указанных налогов и сборов используется как инструмент воздействия государства на налогоплательщиков, стимулируя или ограничивая их соответствующую деятельность, создающую налогооблагаемую базу [4, стр. 42].

Существует  множество классификаций видов налогов. Например, можно выделить прямые и косвенные, с физических и юридических лиц, прогрессивные и регрессивные, местные, федеральные и республиканские налоги. Следует отметить, что основные виды налогов, установленных законодательством Республики Беларусь, соответствуют наиболее распространенным налоговым платежам в мировой практике. Это относится и к налогу на доходы и прибыль, налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на землю, налогу на недвижимость, подоходному налогу и др.

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов налогоплательщиков. В связи с этим такие налоги иногда называют условно пропорциональными: их размер находится в прямой зависимости от получаемого дохода, хотя и не для всех уровней доходов они пропорциональны (как правило, существует неналогооблагаемый минимум — стипендии, пенсии, пособия, минимальный уровень зарплаты и др.). Кроме того, высокие доходы облагаются по повышенной (прогрессивной) ставке налогообложения. В чистом виде пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода, для него характерна единая ставка налогообложения.

Прямые налоги имеют ряд преимуществ по сравнению  с другими: удобство платежа, простота расчета. Кроме того, ставка прямых налогов позволяет автоматически изменять величину налоговых сборов в казну при изменении величины доходов, что является основой для использования ее в качестве эффективного регулирующего рычага.

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Косвенные налоги обычно взимаются в следующих видах: акцизы, фискальные, монопольные налоги, таможенные пошлины. Они, как правило, непропорциональны доходу и по характеру действия на ВВП более походят на аккордные (фиксированные, паушальные) налоги.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне