Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:45, доклад
В экономической теории идею макроэкономической стабильности принято показывать на различных моделях макроэкономического равновесия. Одной из самых распространенных является модель «Совокупный спрос-совокупное предложение» (« AD-AS» -aggregate demand –aggregate supply)
Совокупный спрос, агрегированный спрос-совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домашние хозяйства, бизнес , государство при данном уровне цен.
Изменение
предпочтений индивида
с ростом благосостояния
Карта безразличия в ординалистской концепции выполняет ту же роль, что и таблица Менгера в кардиналистской концепции
На основе карты безразличия индивид формирует план потребления, максимизирующий при заданных ценах и бюджете его удовлетворенность
Форма
кривой безразличия
- важный источник об
особенностях предпочтений
потребителя
а) кривая безразличия - более пологая
Вывод: благо на оси ординат -Y является для потребителя более ценным, чем X (ради увеличения блага X он готов жертвовать только 1 ед. блага Y)
б) кривая безразличия - более крутая
Вывод: для потребителя более ценным является благо на оси абсцисс - X (ради увеличения блага X на 1 ед., он готов жертвовать 2 единицы Y)
Кривые
безразличия благ:
Совершенные заменители рассматриваются как одно благо
Функция полезности является линейной: U(X,Y) = aX + bY
MRSXY
= const
а)
близких заменителей (незначительные
изменения MRS)
б) совершенных заменителей (наклон кривой безразличия постоянен: MRS= const
Кривые
безразличия для
комплементарных (совершенно
дополняющих друг
друга в потреблении)
благ
Комплементарные
блага приносят
полезность только
при их совместном
использовании в
определенной пропорции
Функция полезности для такого рода потребления имеет вид:
U(X,Y) = min {X/CX;Y/CY}
CX
CY
Количественная
пропорция благ
в наборе
Повысить полезность
комплементарных благ с U
до U1 потребитель
может, только увеличив потребление, переходя
от набора А к набору В
В отношении потребления взаимодополняющих благ гипотеза о ненасыщении не действует
MRSXY = 0 (для горизонтального отрезка) MRS XY = ∞ (для вертикального)
Нормальное благо – благо, увеличение количества которого в наборе приводит к росту уровня общей полезности потребителя
(чем более полога
кривая безразличия, тем менее
ценным является благо на оси
абсцисс; чем круче - тем
менее ценным для потребителя
– благо на оси ординат)
Нейтральное
благо – благо, увеличение количества
которого в наборе не приводит к росту
уровня общей полезности потребителя
- а) нейтральное
благо - пиво
а) Потребитель ценит чай, ни за что не обменяет чашку чая на стакан пива: MRSпива чаем = 0
Для потребителя предпочтителен любой набор, в котором больше чая (независимо от того, сколько в нем пива)
а) Нейтральное благо – пиво
MRSпива чаем = 0
Предельная полезность пива, измеренная через чай, равна нулю
Потребитель
всегда предпочтет
набор С наборам
А и В
б) Нейтральное благо – чай
Предельная полезность чая, измеренная через пиво, равна нулю
Для потребителя предпочтителен любой набор, в котором больше пива (независимо от того, сколько в нем чая: В > А, но В < С)
MRSчая
пивом = ∞
Отдельные
блага рассматриваются
потребителем как
нежелательные - антиблага
Антиблаго
– это благо, потребление
которого воспринимается
потребителем как нанесение
ущерба его общей полезности
(увеличение полезности
потребитель связывает
с сокращением данного
блага)
Компенсация
изменений в полезности
осуществляется
за счет однонаправленных
количественных изменений (а
не противоположных -
как для нормальных
благ)
Для наборов с антиблагом кривые безразличия имеют положительный наклон: при сокращении потребления антиблага потребитель вынужден сокращать потребление полноценного блага
Кривые
безразличия с
растущей нормой
замены
Чем
большим количеством
блага располагает
потребитель, тем
сильнее его желание
увеличить количество
этого блага в
наборе: ради дополнительной
единицы блага Х потребитель
готов жертвовать
все большей величиной Y
Вогнутые к началу координат кривые безразличия отражают возрастание предельной полезности блага с ростом его потребления
2-й
вопрос:
Граница
потребительского выбора.
Бюджетное поле, бюджетная
линия
В реальной действительности выбор потребителя осуществляется в рамках определенных ограничений
Доступность благ определяется
множество
альтернативных
В
рамках бюджетного
поля потребитель
одну часть бюджета
расходует на конкретное
благо Х, вторую часть - на покупку
всех других благ (композитного
блага Y)
AC - бюджетная линия или линия бюджетного ограничения (линия, определяющая границы потребительского выбора), все точки которой представляют доступные потребителю комбинации двух благ Х и Y
Наборы выше линии АС – недоступны для потребителя
Для линии АС (в случае потребления двух благ) выполняется равенство:
I = PX·X + PY·Y
Решим
его относительно
Х и Y:
- уравнения
бюджетной линии
- точка пересечения
бюджетной линии с осью
ординат
- угол наклона бюджетной линии
Бюджетные
линии
Размеры
бюджетного поля
задаются уровнем
дохода потребителя
и ценами благ
При изменении дохода происходит смещение бюджетной линии параллельно исходному положению
Изменение наклона бюджетной линии при изменении цен
а)
блага Х
б) блага Y
в) блага Х и Y
Когда при фиксированной номинальной величине бюджета изменяется цена одного из благ, тогда бюджетная линия поворачивается вокруг точки своего пересечения с осью другого блага
На практике бюджетные ограничения потребителей формируются под влиянием факторов, внешних по отношению к доходам и ценам:
налоги,
субсидии, нормирование
потребления, стимулирование
сбыта
Бюджетные линии для случаев нормирования потребления
а) при ограничении объема потребления
б) при предоставлении блага бесплатно
в) при комбинированном регулировании потребления
г) при предоставлении скидки
д)
при премировании
натурой
Сокращение
бюджетного поля,
бюджетная линии -
ломаная
Расширение бюджетного поля, бюджетная линии - ломаная
3-й вопрос:
Равновесие потребителя
Задача
потребительского
выбора – определение
потребителем такого
набора благ, который
при существующих предпочтениях
и бюджетных ограничениях
обеспечил бы ему максимальную
полезность
Предпочтения
потребителя выражены
в кривых безразличия,
ранжирующих потребительские
наборы в порядке их
предпочтительности
Бюджетные
ограничения – задаются
бюджетной линией, отражающей
границу доступных
для него наборов благ
Набор, обеспечивающий
наиболее высокую полезность
находится на кривой
Предельная норма замещения двух благ MRSXY характеризует субъективную оценку эквивалентности этих благ для конкретного потребителя, а соотношение их цен - PX/PY (наклон бюджетной линии) объективную (рыночную) оценку
Когда обе эти оценки совпадают, потребитель достигает максимальной удовлетворенности при своем бюджете, т.е. оказывается в состоянии равновесия
Условие
оптимального выбора: MRSXY
= PX/PY эквивалентно
второму закону Госсена
Равенство MRSXY = PX/PY в ординалистской концепции несет в себе тот же смысл, что и равенство MRSXY = MUX /MUY в кардиналистской
Поэтому можно записать:
PX/PY
= MUX/MUY
или MUX/PX
= MUY/PY
Равновесие потребителя
по условию: MRSXY
= PX/PY
- внутреннее равновесие (точка
оптимального выбора располагается внутри
двухмерного множества благ) Условие:
MRSXY
= PX/PY
выполнимо только в отношении выпуклых
кривых безразличия
При отсутствии точки касания кривой безразличия и бюджетной линии равновесие недостижимо (MRSXY > PX / PY) (MRSXY < PX / PY) – это означает низкую предельную полезность для потребителя одного из благ (предельные затраты блага превышают предельные выгоды)
Угловое
равновесие потребителя – это
оптимальный выбор,
в соответствии с которым
потребитель отказывается
от покупки одного
из двух благ
При отсутствии точки касания кривой безразличия и бюджетной линии равновесие недостижимо: (MRSXY > PX / PY) или (MRSXY < PX / PY) – это означает низкую (нулевую: пиво – для любителя чая) предельную полезность для потребителя одного из благ (предельные затраты блага превышают предельные выгоды)
Оптимальное
решение для потребителя
- в точке одной из осей
координат, где бюджетная
линия пересекает кривую
безразличия
Угловое равновесие при неизменной MRSXY:
Информация о работе Макроэкономическое равновесие. Шоки спроса и предложения.