Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 06:02, курс лекций
К середине XIX в. в России объективно назрел общий структурный кризис феодально-крепостнической системы. Крепостное право тормозило развитие товарно-денежных отношений, особенно торгового земледелия. К тому же общество характеризовалось крайне низким образовательным уровнем (22 % в возрасте старше 9-22 лет, тогда как в развитых европейских государствах этот показатель был более 85 %). Это сказывалось на медленном формировании отечественного слоя предпринимателей, необходимого для начавшейся индустриализации.
Вопрос о том, какая модель экономического развития способна прийти на смену нынешнему "неомеркантилизму", все более демонстрирующему свою несостоятельность, заслуживает отдельного специального разговора.
Семинар 16 «Экономическое развитие
украины в условиях отечественной
экономической системы и его
трактовка в экономической
Величайшей трагедией для нашего народа обернулось разрушение социальной сферы (особенно на селе), деградация считавшихся лучшими в мире систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и защиты, беспрецедентное имущественное и социальное расслоение общества, обнищание миллионов людей. Даже по официальным данным, свыше 26% населения имеют доход ниже установленного нищенского прожиточного минимума. Это больше, чем два года тому назад, когда преодоление бедности было провозглашено одной из важнейших задач нынешней власти. Бедных в стране – 75-80%, богатых – 2-3%. Пропасть между ними нарастает из года в год. Соотношение доходов между 10% богатых и 10% бедных составляет 1:50-60, тогда как среднеевропейский показатель – 1:6-8. Население страны уменьшилось почти на 6,5 млн. человек. И демографическая ситуация продолжает обостряться. Эти годы отмечены духовной и нравственной деградацией населения. По признанию Президента В.Януковича, критически ослаблен сектор безопасности Украины, ее Вооруженные Силы лишь ограниченно готовы к выполнению задач по назначению.
Все это привело к ослаблению позиций и авторитета нашей страны на международной арене, создает угрозу ее суверенитету.
ТАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ
Становится все более
очевидным, что переход от директивно-управляемой
экономики к рыночной не подтвердил
ни одного из шумно декларировавшихся
преимуществ последней: ни частной
собственности над
Поэтому вполне логичным и обоснованным является вывод, сделанный в Антикризисной программе КПУ: «Сегодня государственная политика Украины должна быть направлена не только на локализацию проявлений продолжающегося глубокого и затяжного кризиса, но и на коренную смену модели политического и социально-экономического развития страны».
АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА носит взвешенный, реалистичный и целенаправленный характер. В ней изложены конкретные обязательства коммунистов перед трудящимися в борьбе за народовластие, социальную справедливость и социализм ХХІ века. Четко выделены основные направления и приоритеты, предложены пути решения острых проблем в экономике, социальной сфере, управленческой деятельности, обозначены ожидаемые результаты предлагаемых мер.
В документе всесторонне
обоснована необходимость усиления
регулирующей роли государства –
не на командно-административных принципах,
а на основе экономических рычагов
и принципов, модернизации производства
и государственных институтов, повышения
их эффективности, обеспечения стабильности
финансовой системы, создания на этой
основе гарантий социальной справедливости,
конституционных прав и свобод граждан,
корректировки
НА ПЕРВОЕ МЕСТО В ПРОГРАММЕ выдвигается ликвидация технологической отсталости украинской промышленности. Об остроте этой проблемы свидетельствуют такие цифры. Ныне в нашей стране лишь 13% предприятий разрабатывают и внедряют новые виды продукции, технологические процессы или совершенствуют их, тогда как в советское время доля таких предприятий достигала 60-70%, а в развитых странах мира составляет сейчас 70-85%. Пятый технологический уклад, который в промышленности передовых стран является преобладающим, у нас составляет всего 3%.
Для радикального изменения
ситуации, повышения
Предусматривается довести не менее чем до 10% от ВВП удельный вес расходов на научные разработки и расширение производства в государственном секторе экономики. В качестве ориентира выдвигается создание ежегодно не менее 50 тыс. новых рабочих мест, постепенное увеличение до 60% в себестоимости продукции доли оплаты труда, возобновление работы объектов социальной инфраструктуры предприятий (детских садов, санаториев, профилакториев и др.).
ВАЖНЕЙШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ придается
преодолению структурных
Ситуация требует усилить контроль над импортной продукцией, особенно относительно соблюдения стандартов качества, наличия опасных для жизни и здоровья добавок, а главное – создать эффективно действующую систему приоритетной поддержки отечественного товаропроизводителей.
Конкретно речь идет прежде
всего о всемерной поддержке
сельского хозяйства. Жизнь настоятельно
требует возрождения
Предлагаются также меры по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ МОНОПОЛИЗАЦИИ производства упование на то, что «рынок все расставит на свои места», ослабление регулирующей роли государства особенно негативно сказалось в такой чувствительной сфере, как ценовая политика. Снижение производства, особенно в отраслях, ориентированных на удовлетворение повседневных нужд людей, искусственное создание дефицитов, провоцирование ажиотажного спроса ведет к неконтролируемому взвинчиванию цен, существенно усложняет для населения доступ к так называемым базовым, жизненно необходимым товарам и услугам, лекарствам и медикаментам, делает их для многих граждан из низкооплачиваемых, уязвимых слоев просто недоступными.
Содержащиеся в Антикризисной программе меры направлены на обеспечение гарантированного доступа всех слоев населения к товарам первой необходимости и услугам, стабилизацию цен, предотвращение ценовых сговоров.
Особое внимание уделено укреплению энергетической безопасности, гарантированному обеспечению промышленности и других отраслей энергоносителями по экономически обоснованным ценам, что снимет необходимость повышения коммунальных тарифов для населения.
В ОБСТАНОВКЕ, когда в мире
продолжается глобальный финансово-экономический
кризис, одной из основных «болевых
точек» отечественной экономики
и важнейшей задачей
Антикризисная программа КПУ, в частности, предусматривает:
изменение структуры золотовалютных ресурсов Национального банка Украины в пользу золота и валют стран – торговых партнеров и уменьшения резервов в долларах и евро;
переход к внешнеторговым расчетам в валютах стран-партнеров;
введение налога на операции с иностранными валютами;
введение обязательной продажи 75% валютной выручки экспортеров на межбанковским рынке;
постепенное снижение учетной ставки Нацбанка в диапазоне от 3
до 5%;
усиление контроля над внешними займами отечественных компаний и банков;
повышение гарантий по депозитам физических лиц – вкладчиков банков (в частности, повышение суммы гарантированного возвращения вкладов населения до 250 тыс. гривен);
усиление контроля над соблюдением правил конкуренции на рынке банковских кредитов.
В ЭТОМ КОМПЛЕКСЕ также
меры по корректированию налоговой
и бюджетной политики. Необходимость
в них обусловлены трудностями
с пополнением доходной части
государственного бюджета, опасным
возрастанием государственного долга
в связи с привлечением западного
капитала, что привело к стремительному
наращиванию долговой нагрузки, угрозе
стабильности бюджета в среднесрочной
перспективе, вымыванию ресурсов, необходимых
для обеспечения дальнейшего
экономического и научно-технического
развития, выполнения государством социальных
обязательств. В поисках выхода из
сложившейся ситуации, ресурсов для
покрытия текущих расходов власть планирует
осуществить тотальную
Коммунисты выступают
категорически против такой политики,
осуществление которой угрожает
окончательной утратой
Фракция коммунистов предлагает
безотлагательно принять законы
о моратории на приватизацию государственных
предприятий, запрете купли-продажи
земель сельскохозяйственного
ДЛЯ УСИЛЕНИЯ социальных гарантий
гражданам и наращивания
ввести налог на покупку предметов роскоши (яхт, самолетов, вертолетов, комфортабельных автомобилей);
ввести налог на так называемые «пассивные» доходы (роялти, дивиденды, бонусы, превышающие 100 тыс. гривен в год);
ввести прогрессивную
шкалу налогообложения –
диференциировать размер налога на добавленную стоимость;
ввести систему сбора налогов, основанную на контроле за расходами и потреблением владельцев бизнеса, государственных чиновников высокого уровня;