Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 06:02, курс лекций

Описание работы

К середине XIX в. в России объективно назрел общий структурный кризис феодально-крепостнической системы. Крепостное право тормозило развитие товарно-денежных отношений, особенно торгового земледелия. К тому же общество характеризовалось крайне низким образовательным уровнем (22 % в возрасте старше 9-22 лет, тогда как в развитых европейских государствах этот показатель был более 85 %). Это сказывалось на медленном формировании отечественного слоя предпринимателей, необходимого для начавшейся индустриализации.

Работа содержит 1 файл

Семинар 10.docx

— 73.66 Кб (Скачать)

Вопрос о том, какая  модель экономического развития способна прийти на смену нынешнему "неомеркантилизму", все более демонстрирующему свою несостоятельность, заслуживает отдельного специального разговора.

 

 

 

 

 

 

Семинар 16 «Экономическое развитие украины в условиях отечественной  экономической системы  и его  трактовка в экономической мысли»

Величайшей трагедией  для нашего народа обернулось разрушение социальной сферы (особенно на селе), деградация считавшихся лучшими в мире систем образования, здравоохранения, социального  обеспечения и защиты, беспрецедентное  имущественное и социальное расслоение общества, обнищание миллионов людей. Даже по официальным данным, свыше 26% населения имеют доход ниже установленного нищенского прожиточного минимума. Это больше, чем два года тому назад, когда преодоление бедности было провозглашено одной из важнейших задач нынешней власти. Бедных в стране – 75-80%, богатых – 2-3%. Пропасть между ними нарастает из года в год. Соотношение доходов между 10% богатых и 10% бедных составляет 1:50-60, тогда как среднеевропейский показатель – 1:6-8. Население страны уменьшилось почти на 6,5 млн. человек. И демографическая ситуация продолжает обостряться. Эти годы отмечены духовной и нравственной деградацией населения. По признанию Президента В.Януковича, критически ослаблен сектор безопасности Украины, ее Вооруженные Силы лишь ограниченно готовы к выполнению задач по назначению.

Все это привело к ослаблению позиций и авторитета нашей страны на международной арене, создает угрозу ее суверенитету.

ТАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ капиталистической  реставрации, тотального разгосударствления и грабительской приватизации, сознательного  увода государства от управления экономическими и социальными процессами, разрушения уникального народно-хозяйственного комплекса великого союзного государства, разрыв хозяйственных, научных и  других связей между бывшими союзными республиками, политических потрясений последних десятилетий, отсутствия продуманной, реалистичной стратегии  развития страны, все большего подчинения политики Украины – и внутренней, и внешней – диктату Международного валютного фонда, руководящих органов  Европейского Союза, других международных организаций.

Становится все более  очевидным, что переход от директивно-управляемой  экономики к рыночной не подтвердил ни одного из шумно декларировавшихся  преимуществ последней: ни частной  собственности над государственной, ни стихийного ценообразования над  административным, ни свободного движения капиталов над планированием  развития и размещения производств.

Поэтому вполне логичным и  обоснованным является вывод, сделанный  в Антикризисной программе КПУ: «Сегодня государственная политика Украины должна быть направлена не только на локализацию проявлений продолжающегося  глубокого и затяжного кризиса, но и на коренную смену модели политического  и социально-экономического развития страны».

АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА  носит взвешенный, реалистичный и  целенаправленный характер. В ней  изложены конкретные обязательства  коммунистов перед трудящимися  в борьбе за народовластие, социальную справедливость и социализм ХХІ  века. Четко выделены основные направления  и приоритеты, предложены пути решения  острых проблем в экономике, социальной сфере, управленческой деятельности, обозначены ожидаемые результаты предлагаемых мер.

В документе всесторонне  обоснована необходимость усиления регулирующей роли государства –  не на командно-административных принципах, а на основе экономических рычагов  и принципов, модернизации производства и государственных институтов, повышения  их эффективности, обеспечения стабильности финансовой системы, создания на этой основе гарантий социальной справедливости, конституционных прав и свобод граждан, корректировки внешнеполитического  курса с тем, чтобы он гарантировал надежную безопасность мирного труда нашего народа.

НА ПЕРВОЕ МЕСТО В ПРОГРАММЕ  выдвигается ликвидация технологической  отсталости украинской промышленности. Об остроте этой проблемы свидетельствуют  такие цифры. Ныне в нашей стране лишь 13% предприятий разрабатывают  и внедряют новые виды продукции, технологические процессы или совершенствуют их, тогда как в советское время  доля таких предприятий достигала 60-70%, а в развитых странах мира составляет сейчас 70-85%. Пятый технологический  уклад, который в промышленности передовых стран является преобладающим, у нас составляет всего 3%.

Для радикального изменения  ситуации, повышения конкурентоспособности  отечественной индустрии предлагается возвратить в собственность государства  стратегически важные отрасли и  предприятия, восстановить государственный  контроль над их деятельностью, в  целях консолидации государственной  собственности создать мощные отраслевые вертикально-интегрированные компании, обеспечить им бюджетную поддержку  инновационной деятельности, установить жесткий контроль за расходованием  бюджетных средств (для предотвращения коррупции). Особое внимание должно быть уделено формированию и развитию отечественного оборонно-промышленного  комплекса, введению действенных стимулов разработки и выпуска техники  двойного назначения, которая может  использоваться как в оборонных, так и в гражданских отраслях.

Предусматривается довести  не менее чем до 10% от ВВП удельный вес расходов на научные разработки и расширение производства в государственном  секторе экономики. В качестве ориентира  выдвигается создание ежегодно не менее 50 тыс. новых рабочих мест, постепенное  увеличение до 60% в себестоимости  продукции доли оплаты труда, возобновление  работы объектов социальной инфраструктуры предприятий (детских садов, санаториев, профилакториев и др.).

ВАЖНЕЙШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ придается  преодолению структурных диспропорций в экономике, поддержке отечественного товаропроизводителя, защите внутреннего  рынка. Ослабление регулирующей роли государства  в результате так называемых «рыночных  реформ» привело к опасной  примитивизации отраслевой структуры  нашей экономики. В сравнении  с 1990 годом в ней почти в 1,6 раза – с 11% до 17,5% – возросла доля металлургической промышленности (в основном производится продукция низких стадий переработки). В то же время почти в три  раза – с 30,5% до 10,6% – снизился удельный вес продукции машиностроения и  металлообработки, в 9,5 раза – с 10,5% до 0,7% – товаров легкой промышленности, более чем в два раза – с 18,7% до 8,3% – доля сельскохозяйственной продукции. Импортные товары все  больше вытесняют продукцию отечественных  производителей. Если в 2004 году удельный вес продукции отечественных  предприятий и хозяйств составлял  во внутреннем потреблении 71%, то сейчас, по данным, публиковавшимся в печати, он снизился до 56%. Украина, способная  обеспечивать высококачественной, экологически чистой продукцией едва ли не всю Европу, в последние годы вынуждена завозить в огромных масштабах животноводческую продукцию, фрукты и овощи, даже сахар, картофель и гречку. Над страной  нависла угроза утраты продовольственной  безопасности. Опасно растет отрицательное  сальдо внешнеторгового баланса.

Ситуация требует усилить  контроль над импортной продукцией, особенно относительно соблюдения стандартов качества, наличия опасных для  жизни и здоровья добавок, а главное  – создать эффективно действующую  систему приоритетной поддержки  отечественного товаропроизводителей.

Конкретно речь идет прежде всего о всемерной поддержке  сельского хозяйства. Жизнь настоятельно требует возрождения коллективных и государственных сельхозпредприятий, введения особого режима содействия и льготных условий для сельхозпредприятий – кооперативов, государственной  поддержки технического и технологического переоснащения производства, ликвидации дисбаланса в ценах на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, восстановления разрушенной инфраструктуры села. На осуществление этих программ ежегодно должно выделяться средств из госбюджета в размере 5-10% от ВВП.

Предлагаются также меры по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ МОНОПОЛИЗАЦИИ  производства упование на то, что «рынок все расставит на свои места», ослабление регулирующей роли государства особенно негативно сказалось в такой  чувствительной сфере, как ценовая  политика. Снижение производства, особенно в отраслях, ориентированных на удовлетворение повседневных нужд людей, искусственное  создание дефицитов, провоцирование ажиотажного  спроса ведет к неконтролируемому  взвинчиванию цен, существенно усложняет  для населения доступ к так  называемым базовым, жизненно необходимым  товарам и услугам, лекарствам и  медикаментам, делает их для многих граждан из низкооплачиваемых, уязвимых слоев просто недоступными.

Содержащиеся в Антикризисной  программе меры направлены на обеспечение  гарантированного доступа всех слоев  населения к товарам первой необходимости  и услугам, стабилизацию цен, предотвращение ценовых сговоров.

Особое внимание уделено  укреплению энергетической безопасности, гарантированному обеспечению промышленности и других отраслей энергоносителями по экономически обоснованным ценам, что  снимет необходимость повышения  коммунальных тарифов для населения.

В ОБСТАНОВКЕ, когда в мире продолжается глобальный финансово-экономический  кризис, одной из основных «болевых точек» отечественной экономики  и важнейшей задачей государства  остается стабилизация финансовой системы, обеспечение доверия населения  к национальной денежной единице  – гривне, дедолларизация экономики, уменьшение зависимости национальной финансово-экономической системы  от ситуации на внешних финансовых рынках и спекуляций со стороны иностранного капитала, укрепление стабильности банков, снижение процентной ставки кредитных  ресурсов для национальных товаропроизводителей.

Антикризисная программа  КПУ, в частности, предусматривает:

изменение структуры золотовалютных ресурсов Национального банка Украины  в пользу золота и валют стран  – торговых партнеров и уменьшения резервов в долларах и евро;

переход к внешнеторговым расчетам в валютах стран-партнеров;

введение налога на операции с иностранными валютами;

введение обязательной продажи 75% валютной выручки экспортеров на межбанковским рынке;

постепенное снижение учетной  ставки Нацбанка в диапазоне от 3

 до 5%;

усиление контроля над  внешними займами отечественных компаний и банков;

повышение гарантий по депозитам  физических лиц – вкладчиков банков (в частности, повышение суммы  гарантированного возвращения вкладов населения до 250 тыс. гривен);

усиление контроля над  соблюдением правил конкуренции  на рынке банковских кредитов.

В ЭТОМ КОМПЛЕКСЕ также  меры по корректированию налоговой  и бюджетной политики. Необходимость  в них обусловлены трудностями  с пополнением доходной части  государственного бюджета, опасным  возрастанием государственного долга  в связи с привлечением западного  капитала, что привело к стремительному наращиванию долговой нагрузки, угрозе стабильности бюджета в среднесрочной  перспективе, вымыванию ресурсов, необходимых  для обеспечения дальнейшего  экономического и научно-технического развития, выполнения государством социальных обязательств. В поисках выхода из сложившейся ситуации, ресурсов для  покрытия текущих расходов власть планирует  осуществить тотальную приватизацию государственных предприятий и  отраслей, в частности, имеющих стратегическое значение («оборонка», энергетика и  др.), а также снять запрет на куплю-продажу земли.

Коммунисты выступают  категорически против такой политики, осуществление которой угрожает окончательной утратой украинской экономикой конкурентноспособности, новыми рисками для национальной безопасности (прежде всего энергетической и продовольственной), дальнейшим падением уровня жизни населения.

Фракция коммунистов предлагает безотлагательно принять законы о моратории на приватизацию государственных  предприятий, запрете купли-продажи  земель сельскохозяйственного назначения (кроме случаев выкупа земель государством у крестьян-пайщиков), возврате в  государственную собственность  ликеро-водочных заводов и табачных фабрик, перейти к трехгодичной системе  бюджетного планирования и финансирования государственных программ, законодательно закрепить максимальный размер государственного долга в 500 млрд. гривен.

ДЛЯ УСИЛЕНИЯ социальных гарантий гражданам и наращивания инвестиционных программ со стороны государства  предлагается существенно расширить  доходную базу государственного бюджета, в частности:

ввести налог на покупку  предметов роскоши (яхт, самолетов, вертолетов, комфортабельных автомобилей);

ввести налог на так  называемые «пассивные» доходы (роялти, дивиденды, бонусы, превышающие 100 тыс. гривен в год);

ввести прогрессивную  шкалу налогообложения – освободить от уплаты налогов граждан с небольшими доходами и увеличить – с 17% до 25% – налог на доходы, превышающие 100 тыс. гривен в год);

диференциировать размер налога на добавленную стоимость;

ввести систему сбора  налогов, основанную на контроле за расходами  и потреблением владельцев бизнеса, государственных чиновников высокого уровня;

Информация о работе Лекции по "Экономике"