Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 06:02, курс лекций

Описание работы

К середине XIX в. в России объективно назрел общий структурный кризис феодально-крепостнической системы. Крепостное право тормозило развитие товарно-денежных отношений, особенно торгового земледелия. К тому же общество характеризовалось крайне низким образовательным уровнем (22 % в возрасте старше 9-22 лет, тогда как в развитых европейских государствах этот показатель был более 85 %). Это сказывалось на медленном формировании отечественного слоя предпринимателей, необходимого для начавшейся индустриализации.

Работа содержит 1 файл

Семинар 10.docx

— 73.66 Кб (Скачать)

 В это же время  формируется и неолиберализм  — течение в неоклассическом  учении, которое признает возможность  частичного, ограниченного влияния  государства на экономику. Это  свидетельствовало о приспособлении  идей либерализма к новой действительности, и следовательно, о начале нового  этапа его развития.

 в 1938 г. в Париже  состоялась первая Международная  конференция (коллоквиум Уолтера  Липмана), на которой были сформулированы  теоретические принципы неолиберализму  — признание необходимости частичного  вмешательства государства в  экономические процессы, пределы  такого вмешательства и функции  государства относительно обеспечения  условий свободной конкуренции.

 Подчеркивалось, что необходимость  регулирующего влияния государства  определяется лишь обстоятельствами, которые могут повлиять на  экономическую стабильность и  привести к негативным последствиям  в социальной жизни. Когда эластичность  попившую и предложения из  каких-то причин препятствует  быстрому возобновлению рыночного  равновесия, вмешательства в сферу  ценообразования, является желаемым  и может происходить через  непосредственную регуляцию размеров  спроса или предложения. Следовательно,  государству назначалась роль  охранника рыночных принципов  организации экономики.

 В отличие от консервативного,  неолиберализм является направлением, которое претендует на создание  полной социальной картины общества, определения основных принципов  его функционирования. Рядом с  декларированием принципа экономической  свободы и невмешательства государства  в экономику, современный неолиберализм  провозглашает принцип социальной  справедливости, то есть не ограничивает  роль государства функцией охранника  рыночных отношений, а признает  за ней право организатора  социальной жизни общества, правда, в пределах экономических возможностей  этого общества. За государством  закрепляется функция обеспечения социальной стабильности в обществе, как условия нормального развития экономики. Политической доктриной неолиберальной теории становится идея сильного государства — организатора конкурентно рыночных отношений и крепкой экономики.

 Теоретическое обоснование  этой доктрины по-разному осуществлялось  представителями немецкой, английской, французской неолиберальних школ. Среди самых выдающихся современных  достижений неолиберального направления  — доктрина монетаризма, сформулированная  американским ученым М. Фридменом  и усовершенствованная представителями  чиказькой школы. Для нее характерное  использование неоклассических  подходов к анализу, признанию  определяющей роли денежных факторов, сочетания двух функций экономической  науки и решения макроэкономических  проблем, на основании тезиса  о невмешательстве государства  в экономику. Современная монетарная  теория стала результатом интегрирования  неолиберальной доктрины и консервативных  неоклассических концепций экономического  роста.

 Интегрирование экономических  ученик происходит не только  в пределах неоклассических подходов. Наблюдается тенденция к сближению  кейнсианской и неоклассической  школ, то есть неоклассический  синтез. Делает возможным этот  синтез то, что кейнсианска теория  хотя и декларирует принцип  вмешательства государства в  экономику, но понимает это  вмешательство только как начальный  импульс, предусматривая в дальнейшем  включение самрегулирующих рыночных  сил. Фактически все современные  доктрины не исключают регулирующего  влияния государства, разница  заключается лишь в том, какие  именно об’єкти вмешательство  видит но другая школа ли, какие  допустимые пределы признает.

 Следовательно, уже  в 30-х гг. в пределах неоклассического  метода исследования формируется  несколько направлений: консервативный, что подражает традициям неоклассической  школы и анализирует проблемы  экономического равновесия, цикличности  развития и экономического роста;  неолиберализм, представители которого, настаивая на принципе саморегулирования  рыночной экономики, определяют  пределы, уровень и направления  влияния государства, на общественно-экономическое  развитие; неоклассический синтез, который защищает необходимость  гибкого сочетания принципа невмешательства  в экономику с кейнсианскими  методами государственной регуляции  в зависимости от конкретной  экономической ситуации.

 Для всех направлений  характерное использование таких  подходов к экономическому анализу,  которые обогащали политическую  экономию в течение всей истории  ее развития. Основным среди них  является принцип свободы экономической  деятельности и ограничения вмешательства  государства в экономику.

 Начиная из 70-х гг. неоклассическая  теория переживает возрождение  классических традиций, возвращаясь  к признанию определяющей роли  экономического суб’єкта но рыночного  механизма саморегулирования для  установления общего экономического  равновесия. Развитие неоклассической  теории зв’язується с исследованиями  в нескольких направлениях: с  теоретическим определением путей  преодоления кризисных явлений  в рыночных отношениях; с прогнозированием  экономического поведения суб’єктів  рыночной деятельности в динамической  среде; с формированием принципов  экономической политики, направленной  на защиту и поддержку конкурентной  рыночной экономики при условиях  монополизма; с определением методов  решения социальных проблем, порожденных  действием рыночных сил, что  до этого времени оставались  вне поля зрения неоклассического  анализа. Опять з’являються теории, которые отрицают необходимость  любого вмешательства государства  в экономику. В центр их внимания  попадают как экономические, так  и неэкономичные, факторы развития  и рыночного саморегулирования.  Это направление получает название «школи новой класики», или «нової классической економикс» и является признаком неоклассического ренессанса.

 Характерными чертами  новых неоклассических теорий  является то, что в них обобщается  идея равновесия, учитываются, формализируются  и математизируются все явления  экономической жизни, в том  числе и мотивированное поведение  экономического агента (отдельного  производителя или фирмы), и на  этом основании строится модель  цикла. В трудах представителей  современного консервативного направления  исследуются проблемы, зв’язані  с усовершенствованием механизмов  функционирования рыночной экономики  на макро- и микроэкономическому  уровнях. Эти теории представлены  доктринами рациональных ожиданий  и экономики предложения.

 В современных западных  академических кругах новую неоклассику  считают доминирующим и перспективным  направлением. Но следует отметить, что построенный на основе  идеи ценового равновесия и  теории предельной полезности, на  использовании принципа системного  анализа современный неоклассицизм  впритык подходит к признанию  необходимости влияния государства  на отдельные стороны экономической  системы с целью повлечь «ланцюгову  реакцию» и обеспечить условия  для действия рыночных сил.  Ссылаясь на то, что новые организационные  формы производства нуждаются  в новых подходах к проблеме  саморегулирования, неоклассики  считают необходимым исследовать  экономические явления с точки  зрения возможного стимулирования  и стабилизации экономических  процессов, не зашкоджуючи действия  рыночных сил.

Как неоклассическое направление  в экономической теории, так и  неолиберализм своими корнями уходят в экономические воззрения А.Смита. Именно его принцип "невидимой  руки", уверенность, что реализация своекорыстного интереса человека в  области экономической деятельности приведет к общественному благосостоянию и вытекающее из данной точки зрения требование невмешательства государства  в экономику легли в основу концепций представителей неолиберализма. Суть теоретических положений экономического либерализма можно свести к тому, что либералы признают и подчеркивают существование очевидной связи  между индивидуальной свободой, частной  собственностью и уровнем экономической  эффективности данного общества. Они настаивают, что никто не вправе нарушать чужую свободу, в том  числе и экономическую. В основе этих представлений лежит политическая философия либерализма, кредо которой  – знаменитый принцип "laisser faire", который можно трактовать как  право людей делать то, что они  хотят, предоставить им право быть самими собой в экономической деятельности и вероисповедании, культуре, повседневной жизни и мыслях. И индивидуализм, который стал основой европейской  цивилизации, по мнению одного из видных представителей неолиберального направления  Ф. Хайека, это не эгоизм и самовлюбленность, это, прежде всего, уважение к личности ближнего, это абсолютный приоритет  права каждого человека реализовать себя в этом мире.

Существует 2 основные школы неолиберализма – Неоавстрийская школа (представители – Ф. Хайек и Л. Мизес) и Западногерманский неолиберализм, основателем и главным представителем которого является В. Ойкен.

Каждая из школ внесла свой вклад в развитии теории неолиберализма, и этот вклад необходимо проиллюстрировать.

 

 

 

 

Семинар 13 «особенности экономики стран Западной Европе в начале 20 ст»

Новое время -- эпоха становления  и развития буржуазного общества, зарождения и формирования индустриальной цивилизации. В этот насыщенный событиями  исторический период утверждались капиталистические  порядки, значительно ускорялась динамика общественных процессов, создавались  колониальные империи, и формировалась  единая система мирового капиталистического хозяйства. Капитализм, ориентированный  на постоянные новации и прогресс служил мощным стимулом для развития общества и по своей сути противоречил духу традиционализма. В этой связи  уже на рубеже XV--XVI вв. обозначилась глубокая трансформация западноевропейского  общества, получившая название модернизация.

Модернизация -- процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу и поступательной эволюции самого индустриального общества. Этот процесс имеет всеобъемлющий  характер и охватывает все сферы  жизнедеятельности общества. Модернизация включает в себя важнейшие явления -- аграрную революцию (утверждение  рыночных отношений в деревне, переход  от экстенсивных к интенсивным методам  ведения сельского хозяйства); индустриализацию (механизация всего хозяйственного комплекса, создание системы машин  и крупной промышленности); урбанизацию (бурный рост городов, экономическое  преобладание города и широкое распространение  городского образа жизни); трансформацию  социальной структуры общества (утверждение  экономического типа и классового характера  социальной стратификации); демократизацию политической системы (становление  правового государства и гражданского общества); секуляризацию (обмирщение сознания и утверждение научного мировоззрения, освобождение общества от влияния церкви). Выделяются два  основных типа модернизации: органическая (первичная) и неорганическая (вторичная). Отмеченным вариантам модернизационных процессов соответствует понятие  «эшелонов капитализма».

ХVI--ХVIII вв. были переходным временем, подготовившим развитые западные страны к вступлению в индустриальную эпоху. В этот период первичная модернизация охватила страны т. н. «старого капитализма» или «первого эшелона» капиталистического развития (Голландию, Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию, позднее США), в  которых буржуазные отношения глубоко  проникли во все сферы жизни общества. Для отмеченных стран модернизация носила естественный, объективный характер. Происходившие трансформации имели  эволюционную природу, характеризовались  органичностью и преемственностью в развитии общественных форм. Это  обеспечило относительно гармоничное  сочетание традиционных и индустриальных форм социально-экономических отношений.

На протяжении ХVI--ХVIII вв. модернизация, по сути, имела переходное содержание, она создавала основы для строительства будущего индустриального  общества. В конце ХVIII--XIX в. модернизационный процесс вступает в зрелую фазу и  приобретает уже комплексный, масштабный характер. Он развернулся в полную силу, значительно углубился и  затронул более широкий круг европейских  стран: Германию, Италию, отчасти Австрию, Россию. Эти страны «второго эшелона» капиталистического развития, вставшие на путь индустриализации только в XIX в., представляли собой уже другой неорганический, вторичный тип модернизации. Процесс  утверждения капиталистических  отношений носил здесь менее  сбалансированный, во многом искусственный  характер, осуществлялся «сверху», главным образом за счет реформ, ускоренного развития отдельных  сфер индустриального производства. В этих условиях модернизация сопровождалась обострением противоречий между  традиционными и привнесенными  формами общественных отношений. Отмеченные черты предопределили более значительную роль государства в стимулировании процесса индустриализации. При этом страны «второго эшелона», вступив  на путь модернизации позднее, имели  возможность не только использовать уже накопившийся здесь опыт, но проводить у себя промышленную революцию и индустриализацию на более высокой технико-технологической основе.

Результатом модернизационного  процесса стало формирование нового типа общественной модели -- индустриальной цивилизации. Ее отличают такие важнейшие  социально-экономические черты как  машинизация и автоматизация  производства и управления, приоритет  науки и высоких технологий, массовое производство товаров на широкий  рынок, развитая система разделения труда с высоким уровнем специализации, разветвленные системы транспорта и коммуникаций, высокая степень  социальной мобильности и урбанизации, постоянный рост жизненного уровня населения  и значительное повышение его  социокультуры. С социально-политической стороны индустриальное общество характеризуется  эволюцией политической системы  в направлении демократизации, утверждения  правового порядка и, вместе с  тем, усилением государственного начала, а также наличием множества противоречий, проявляющихся, в частности, в обострении социальной напряженности, возрастании  экологических проблем, кризисе  духовной сферы. Индустриальная цивилизация -- первая в истории человечества техногенная по своему характеру  общественная система. В основе развития данного общества лежат факторы, связанные с производством, технико-технологическими процессами, экономической занятостью.

Информация о работе Лекции по "Экономике"