Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 06:02, курс лекций

Описание работы

К середине XIX в. в России объективно назрел общий структурный кризис феодально-крепостнической системы. Крепостное право тормозило развитие товарно-денежных отношений, особенно торгового земледелия. К тому же общество характеризовалось крайне низким образовательным уровнем (22 % в возрасте старше 9-22 лет, тогда как в развитых европейских государствах этот показатель был более 85 %). Это сказывалось на медленном формировании отечественного слоя предпринимателей, необходимого для начавшейся индустриализации.

Работа содержит 1 файл

Семинар 10.docx

— 73.66 Кб (Скачать)

Индустриальная цивилизация  ведет отсчет с двух эпохальных событий, обозначивших переломный рубеж и  давших мощный толчок прогрессивным  изменениям в развитии западного  общества: промышленной революции -- технологического переворота, сопоставимого по своим  масштабам и значению с неолитической  революцией, и Великой французской  революции, разрушившей основы феодального  порядка в Европе. Крупнейший современный  британский историк Э. Хобсбаум обозначает эти события как «двойственную  революцию», вызвавшую непрерывные  революционные преобразования в  западном обществе на протяжении первой половины XIX в.: «Великая революция 1789--1848 гг. явилась триумфом… капиталистической  промышленности... экономики и государства  в определенном географическом районе мира (части Европы и некоторых  областях Северной Америки), центром  которых были соседние государства -- Великобритания и Франция. Преобразования 1789--1848 гг. стали по существу двойным  переворотом, происшедшим в тех  двух странах, и были распространены отсюда по всему миру.

Таким образом, эта двойственная революция может рассматриваться  не только как французская политическая и британская промышленная революция... но скорее как двойной кратер довольно значительного действующего вулкана... от этого двойного кратера англо-французской  революции, она распространилась по всему свету, а потому ясно, что  она приняла форму европейской  экспансии и победы во всем мире».

Промышленная революция, проходившая в развитых странах  в основном в период с конца  ХVIII в. до последней трети XIX в., заложила основы индустриального общества. В  обозначенное время шло его становление. Эпицентр индустриальной цивилизации  находился в Англии с последующим  перемещением на континентальную Европу и в Северную Америку. До середины XIX в. длилась фаза быстрого распространения. В формационном измерении обозначенный этап соответствовал стадии «классического (зрелого, промышленного) капитализма», основанного на принципах свободной конкуренции.

Промышленный переворот  был только началом индустриализации, он дал толчок непрерывным технико-технологическим  и социально-экономическим изменениям. Уже в 1850--60-х гг., в период завершения промышленной революции, в ведущих  странах Запада были созданы условия  для нового технологического переворота. Вторая технологическая революция  в XIX в. развернулась в последней  трети столетия. В современной  исторической литературе она обозначена как вторая промышленная революция (в советской историографии -- техническая революция). Ее стержневой основой стала энергетика, получившая новый источник -- электричество. Теперь ведущие позиции заняла тяжелая индустрия, решающую роль стала играть наука. Машинный век изменил весь образ жизни людей, значительно облегчил труд и быт человека. Вместе с тем появилось и множество новых, доселе неизвестных проблем.

Вторая промышленная революция  обусловила бурную индустриализацию в  странах Запада и формирование здесь  зрелого индустриального общества. Переход западного общества в  фазу его расцвета, длившуюся до начала Первой мировой войны, завершает  эпоху Нового времени (затем последует  фаза заката индустриальной цивилизации и период Новейшего времени).

Новый технологический переворот  повлек за собой большие изменения  и в формационном плане, вызвав усиление концентрации и централизации производства и капитала, создание акционерных  обществ и монополий. В этих условиях капитализм переходит на новую стадию развития: из «классического» он трансформируется в монополистический. В силу своего экспансионистского характера ранний монополистический капитализм получил  название империализм.

Формирование индустриального  общества привело к заметным переменам  в социальной жизни западного  общества. Рост социальной мобильности  повлек за собой сдвиги в социальной структуре общества, которая стала  формироваться на основе классового фактора. Это было связано с тем, что наиболее значимыми социальными  характеристиками теперь становятся отношение  к собственности и место, занимаемое в системе общественного производства. Вершину социальной иерархии окончательно заняла буржуазия. Рабочий класс, живший за счет продажи своей рабочей  силы, стал основным представителем наемного труда. Изменился облик крестьянства, оно дифференцировалось по своему имущественному положению. Сложился значительный слой интеллигенции, поскольку механизированное производство позволяло значительной группе населения выйти из сферы  физического труда и заниматься умственной деятельностью. Основой  буржуазного общества становится новая  социальная группа -- средний класс. Вместе с тем индустриальное общество представляло собой биполярное пространство, в нем противостояли два ведущих  класса -- наемные работники, живущие  продажей своего труда, и капиталисты, собственники средств производства. В индустриальном обществе заметно  повысился уровень жизни населения, его постоянный рост отмечается уже с середины XIX в.

В процессе модернизации глубоким изменениям подвергалась и политическая система западного общества: утверждалась буржуазная демократия. Ее типичными  образцами стали конституционная  монархия в Англии и президентская  республика в США. В основе буржуазной демократии лежит признание равноправия  и свобод всех граждан, правовая защита личных и имущественных прав, политические свободы. В разных странах основные принципы буржуазной демократии менялись в результате острой политической борьбы, отражавшей сдвиги в соотношении  социальных и политических сил. Эта  борьба проходила в разных формах, мирными либо насильственными методами, путем реформ или революций. Следует  отметить, что революция и реформа -- это не антиподы, а специфические  проявления сложного процесса эволюции. Они диалектически дополняют  друг друга, в целом играя сопоставимую по значимости роль в развитии общества на протяжении всей его истории. Выбор  инструмента модернизации общества -- революция или реформа -- зависел  от соотношения нового и старого  укладов (буржуазных и феодальных элементов), способности правящей элиты к  компромиссу с оппозицией, степени  радикализации низших слоев и  от специфики исторического развития той или иной страны. Образцом эволюционного  развития являлась Англия, после XVII в. двигавшаяся путем реформ, революционного -- Франция, пережившая в XIX в. три революции. Так или иначе, к концу XIX в. большинство  стран Запада заложили основы буржуазной демократии, создали у себя буржуазную государственность.

Модернизация внесла серьезные  коррективы и в систему международных  отношений: изменился прежний баланс сил между ведущими державами. Англия благодаря своему первенству в индустриальном развитии в середине XIX в. стала «промышленной  мастерской мира» и лидирующей мировой  державой. В прошлом великая монархия Габсбургов отошла на второй план, вместе с тем аграрная Германия, прежде игравшая роль «европейской деревни», вышла на ведущие позиции в  Европе. Франция, несколько веков  боровшаяся за гегемонию в Европе, вынуждена была признать превосходство  своих конкурентов -- Англии, затем и Германии.

Индустриализация оказывала  огромное влияние и на духовную жизнь  общества, на самого человека. В XIX в. завершился процесс обмирщения сознания западного  общества, начало которому положило гуманистическое  движение. Западное общество перешло  от теологического к рационалистическому  мировоззрению, в основе которого лежат  индивидуализм, скептицизм, светскость. Религия как интеллектуальный авторитет  была вытеснена наукой, ее влияние  отныне ограничивалось сферой человеческой души. Научное мировоззрение быстро завоевало всеобщее признание, поскольку  было объективно, нейтрально, поддавалось  проверке опытом. Наука и разум  стали двигателями общественного  прогресса. Менялся и сам человек. С одной стороны, он становился динамичным, прагматичным, рациональным, с другой -- терял свое духовное содержание и  индивидуальность, обезличивался, ощущая себя частью более крупной общности -- класса или нации.

Огромные стимулы для  развития получило искусство, оно становилось  все более «земным». Вместе с тем  индустриальное общество нанесло огромный удар по духовной основе общества. Это  отмечали уже в начале XX в. представители  интеллектуальной элиты. О. Шпенглер в  своей работе «Закат Европы» писал  о гибели европейской гуманистической  культуры под напором технократизма, массовой индустриальной культуры.

Таким образом, модернизация изменила облик западного общества. Она достаточно резко обозначила грань между двумя большими цивилизационными периодами в истории человечества -- доиндустриальным и индустриальным. Вслед за изобретением и внедрением машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически  все стороны жизни стран Запада: от организации производства и трудового  процесса до быта и психологии человека. Благодаря своему экономическому и  политическому могуществу западное индустриальное общество отныне утверждало свои культурные ценности и нормы  по всему миру. Экономическое преобладание ведущих стран Запада позволило  в конце XIX в. завершить процесс  колонизации. Отмеченные изменения  принесли и положительные и отрицательные  результаты и поставили перед  человечеством новые проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар 15 «мировое хозяйство и основные направления экономической мысли»

В связи со сложным состоянием современной глобальной экономики, которая, по мнению многих серьезных  специалистов, вползает в период глубокого  мирового кризиса с трудно предсказуемыми последствиями, возникает необходимость  более точно определить, в каком  собственно направлении идет экономическое  развитие мира в самом начале XXI века. Кроме того, важно также попытаться выяснить, какие конкретно направления  экономической мысли могут оказаться  наиболее полезны с точки зрения решения возникающих ныне глобальных проблем.

Для обзора состояния современной  экономической теории полезно вспомнить, как развивалась политическая экономия в качестве самостоятельной дисциплины в общественной науке и в какой  мере это развитие было связано с  достигнутым в мире реальным ростом производительных сил.

Первые серьезные размышления  на экономические темы появились  в Европе во второй половине XVI и  начале XVII в. Сам термин "политическая экономия" был выдвинут французом  Монкретьеном еще в начале XVI столетия. За 400 с лишним лет экономическая  мысль прошла большой путь, в котором  можно выделить несколько основных этапов.

Начальный этап известен под  названием "меркантилизм", когда  господствовало представление, что  источником богатства как общественного, так и личного является торговая деятельность во всех ее формах, включая  мореплавание, то есть доставка товаров  от производителя к потребителю. Иначе говоря, "сфера обращения". Очевидно, подобное направление экономической  мысли в тот период было обусловлено  соответствующим уровнем развития производительных сил. Такой вывод  вытекает, в частности, из того, что  в результате великих географических открытий в конце XV и в XVI в. торговля и мореплавание, в том числе  межконтинентальные, получили мощный толчок.

Меркантилизм как господствующее экономическое учение продержался  до начала XVIII столетия, когда "смертельный  удар" меркантилизму нанес один из первых в истории международных  экономических кризисов в 1720 г. Его  эпицентром были страны Европы, в первую очередь Франция и Англия. Однако последствия кризиса сказались  во многих европейских странах.

Этот кризис был вызван тем, что банкир Джон Ло (шотландец  по происхождению), которому правительство  Франции поручило вести дела государственного казначейства, попытался осуществить  радикальную реформу денежного  обращения, выпустив в массовое обращение  бумажные "деньги" в виде акций  или облигаций. В начале эти "бумажные акции" пользовались громадным спросом  среди населения, однако довольно скоро  последовал настоящий экономический  крах, поскольку "ценные бумаги" Ло стали быстро обесцениваться и масса  людей, купивших их, полностью разорилась.

Аналогичные события развернулись в тот же период и в Англии, где инициатором финансовой авантюры был некто Блэнт, который действовал по той же схеме, что и Ло. Так  как кризис затронул одновременно две  ведущие европейские страны, он сразу  приобрел международный характер. Внутренней причиной кризиса 1720 г. был на самом  деле значительный отрыв выпущенной в обращение денежной (бумажной) массы от реального уровня материального  производства в названных странах.

Закономерно, что после  краха финансовой авантюры Ло стало  складываться новое направление  экономической мысли, которое получило известность как "физиократическое". (В переводе с греческого этот термин означает "власть над природой").

В отличие от меркантилистов физиократы полагали, что богатство  создается в результате взаимодействия человека с природой, то есть прежде всего сельскохозяйственного труда. Ведущими представителями "физиократов" принято считать ряд французских экономистов XVIII столетия - Тюрго, Кенэ и Сюлли.

В течение XVIII века в странах  Европы и в России довольно интенсивно шло развитие переработки первичных  продуктов, создание многочисленных мануфактур, где господствовал квалифицированный  ручной труд. Однако во второй половине столетия стали появляться первые рабочие  механизмы (ткацкие станки и т.д.).

Изобретение и массовое распространение  паровых машин в конце XVIII в. привело  к началу того процесса в мировом  хозяйстве, который позже получил  название "эпохи великой промышленной революции". Хронологически начало этой эпохи почти совпадает с  появлением нового направления в  экономической мысли - "трудовой теории стоимости". Создателями этой экономической "школы" принято  считать британских экономистов  Адама Смита и Дэвида Рикардо, хотя у них, разумеется, были предшественники, прежде всего Уильям Пети.

После Смита и Рикардо  практически все основное развитие различных школ экономической мысли  в различных странах Европы шло  в русле трудовой теории стоимости. Разумеется, сказанное относится  и к марксистской экономической  школе. Тем более что ни Маркс, ни его последователи не отрицали того, что корни их экономических  воззрений уходят в ставшие классикой  политэкономии работы Смита и  Рикардо. По признанию многих, в том  числе современных исследователей, именно в экономических трудах Маркса, прежде всего в "Капитале", трудовая теория стоимости обрела оптимальную степень совершенства.

Поэтому неудивительно, что  в конце XIX и начале XX в. именно марксистский вариант трудовой теории стоимости, в широком понимании, стал признанным классическим образцом, в своем роде вершиной экономической мысли. В  силу этого факта обстоятельный  и разносторонний анализ развития производительных сил и производственных отношений, проделанный Марксом и его  последователями, смог оказать огромное и не только идейное, но и вполне реальное воздействие на ход исторического развития мира.

Информация о работе Лекции по "Экономике"