Вторая
мировая война ещё больше
развила и умножила формы ГМК.
Возрастали правительственные капиталовложения
в промышленность; государство строило
военные заводы, часть из которых
оно само эксплуатировало, а
часть передавало частным монополиям.
Произошло ещё большее переплетение
государственного аппарата с
монополиями. Сложилась разветвленная
система государственного регулирования
экономики.
Возникновение
государственно-монополистического
капитализма представляет собой
существенную и определяющую
закономерность развития и функционирования
этой стадии капитализма.
Сущность государственно-монополистического
капитализма проявляется в различных
формах. Важнейшими из них являются
государственное регулирование, программирование,
милитаризация экономики, а также
частномонополистическая и государственно-монополистическая
собственность.
Но государственно-монополистический
капитализм имеет свои противоречия.
Основные противоречия заключаются
в том, что ГМК в определенной
степени сковывает деятельность
монополий. Глубокие противоречия заключены
в государственном регулировании экономики.
В определенном смысле государственно-монополистический
капитализм противоречит не только природе
капитализма, но и хозяйственной
практике монополий.
Главной целью данной курсовой
работы является выявить сущность государственно-монополистического
капитализма, а также рассмотреть
возникновение и развитие государственно-монополистического
капитализма.
Очень важно выявить положительные
и отрицательные стороны государственно-монополистического
капитализма, преимущества и недостатки
влияния.
Государственно-монополистический
капитализм завершает развитие капитализма.
Основой являются огромное накопление
капитала, концентрация производства,
превращение капитализма свободной
конкуренции в монополистический
капитализм. Государственный капитал
сращивается, переплетается, сливается
с капиталом частных монополий,
которые используют его прежде всего
в собственных интересах.
Государственно-монополистический
капитализм представляет собой достаточно
противоречивое явление. В его основе
лежит соединение силы монополий
с силой государства. Соединение
силы монополий с силой государства явилось
результатом не каких-то вспомогательных,
субъективных действий отдельных даже
самых высокопоставленных агентов общественно-экономического
процесса. Оно носило объективный характер,
то есть было следствием тех глубоких
изменений, которые происходили в характере
и структуре производительных сил общества
под воздействием процесса концентрации
и централизации производства и капитала.
Соединение силы монополий с силой государства
было подготовлено и обусловлено всем
ходом экономического развития капитализма
в предшествующий период и стало объективной
реальностью в условиях монополистического
капитализма.
Для того, чтобы капиталистическое
производство нормально развивалось,
необходимо централизованное управление
и регулирование. Результаты производственного
процесса должны программироваться, формироваться
не на конечной его стадии, не выступать
как итог воспроизводственного процесса
общества, но и складываться с
самого начала, а не по его завершении.
Для этого необходимо наличие
силы, которая была бы способна выполнить
эту роль. Такой силой и выступает
государство, которое использует все
виды воздействия на ход воспроизводственного
процесса.
ГМК влияет на отношения собственности
через осуществление макроэкономической
функции государства (налоги, кредитная
политика и пр.), законодательную
деятельность. В этих условиях реализация
отношений капиталистической собственности
уже неотделима от экономической
роли государства.
Семинар 12 «экономические предусловия
еволюции неоклассических идей. Неолиберализм»
Монополизация экономики, возникновения
государственно-монополистической
формы собственности, всемирный
экономический кризис 20—30-х гг. поставили
под сомнение основные постулаты
ортодоксального неоклассицизма. Исходный
принцип неоклассиков — принцип
либерализма, согласно которому свободное
ценообразование и рыночный способ
распределения доходов обусловливают
принятие экономическими суб’єктами
оптимальных хозяйственных решений,
что имеет своим следствием уравновешения
спроса и предложения, был подорван.Окончательного
удара основополагающим принципам
неоклассицизма нанесли кейнсианци,
которые предложили новую концепцию
экономического развития. После принятия
их рекомендаций правительствами многих
стран достоверность основных постулатов
неоклассической теории вообще относилась
под сомнение.Кроме того, мировая
экономическая мысль в те сутки
не могла не считаться с еще
одним направлением — марксизм,
который реализовывался на практике
как социалистическое, центрально управляемое
хозяйство, опираясь, как и кейнсианство,
на идеологию государственного вмешательство
в экономику.
Монополизация экономики,
возникновения государственно-монополистической
формы собственности, всемирный
экономический кризис 20—30-х гг. поставили
под сомнение основные постулаты
ортодоксального неоклассицизма. Исходный
принцип неоклассиков — принцип
либерализма, согласно которому
свободное ценообразование и
рыночный способ распределения
доходов обусловливают принятие
экономическими суб’єктами оптимальных
хозяйственных решений, что имеет
своим следствием уравновешения
спроса и предложения, был подорван.
Окончательного удара
основополагающим принципам неоклассицизма
нанесли кейнсианци, которые предложили
новую концепцию экономического
развития. После принятия их рекомендаций
правительствами многих стран
достоверность основных постулатов
неоклассической теории вообще
относилась под сомнение.
Кроме того, мировая
экономическая мысль в те сутки
не могла не считаться с
еще одним направлением — марксизм,
который реализовывался на практике
как социалистическое, центрально
управляемое хозяйство, опираясь,
как и кейнсианство, на идеологию
государственного вмешательства
в экономику.
Пересмотреть неоклассическую
теорию рынка пытались и сами
представители неоклассической
школы. Выдающиеся теоретики-неоклассики
Л. Вальрас, А. Пигу, А. Хоутри,
К. Викселл и другие также
указывали на ограниченные регулирующие
возможности рыночной конкуренции,
особенно при новых условиях,
и считали необходимым дополнить
ее государственной регуляцией.
Однако послабление
позиций неоклассицизма как основу
экономической политики вовсе
не означало отказа от неоклассической
методологии анализа экономических
явлений.
На то время неоклассическое
направление имело почти столетнюю
практику экономических исследований,
зв’язаних с использованием самых
разнообразных методов и подходов,
что, начиная с теорий последователей
рикардианской школы и концепции
общего и частичного равновесия,
делали возможным всестороннее
освещение закономерностей общественно-экономического
развития.
Неоклассическая школа
политической экономии оказывала
незаурядное влияние на другие
направления. Именно неоклассические
теории формировали методологические
принципы исследований экономических
явлений всеми другими течениями
в политической экономии: в основу
идей каждой из них был положен
неоклассический анализ взаемозв’язків
но взаимовлиянию элементов экономической
системы. Ведь экономические доктрины
любого направления выходили с того, что
вмешательство государства в экономику
возможно лишь в пределах, очерченных
частной собственностью на средства производства,
потому оно должно базироваться на определении
особенностей и закономерностей функционирования
рыночного организма, на понимании того,
что сознательное формирование одного
из элементов экономической системы будет
влечь соответствующие изменения во всей
системе.
В контексте денежно-кредитной
доктрины именно неоклассики
формулируют монетарную теорию
экономического цикла, указывая,
что экономический цикл — сугубо
денежное явление, предопределенное
нестабильностью спроса на деньги
и соответствующими изменениями
условий денежного кредитования.
Они первыми обратили внимание
на необходимость проведения
государством активной кредитно-денежной
политики. Впоследствии этот тезис
(хотя и по-разному) будет развивать
монетаризм и кейнсианци.
Кейнсианска идея регуляции
экономики также строилась на
знании закономерностей развития
рыночного механизма. Сама ее
интерпретация как «теорії равновесия
при условиях неполной зайнятости»,
то есть как одного из аспектов
проблемы общего равновесия экономической
системы, отрицает ее несовместимость
с неоклассическими подходами.
Все это дало возможность
сторонникам неоклассических идей
утверждать, что теоретические постулаты,
которые разработал еще Маршалл,
остаются актуальными, поскольку
государственная регуляция является
временным и исключительным явлением,
предопределенным «Великою депресиею».
Они заявляли, что всемирный кризис
является следствием вмешательства
государства (как владельца-монополиста)
в экономику; следствием как
негативного влияния профсоюзов
на процесс формирования заработной
платы и доходов, так и контроля
больших монополий, за ценообразованием,
которое лишило экономику возможности
гибко реагировать на рыночные
обстоятельства.
В то же время
в пределах неоклассической традиции
возникает отдельное направление,
представители которого пытаются
доказать, что конкуренция присуща
также и монополистической стадии
развития экономики. Д. Робинсон,
Е. Чемберлин, И. Шумпетер осуществляют
пересмотр неоклассической концепции
рынка, формулируют теории монополистической
конкуренции, с помощью которых
доказывают, что силы рыночного
самого урегулирования проторяют
себе путь при любых условиях.
Другие неоклассики
призывали к возобновлению экономических
условий, за которых опять заработает
механизм свободной конкуренции,
к разработке моделей выхода
из экономического кризиса и
экономического роста, тем самым
расширяя предмет неоклассических
исследований: стремительно растет
разнообразие об’єктів исследование,
изменяются подходы к их изучению.
В пределах неоклассического
направления формулируются разнообразные
либеральные концепции общественно-экономического
развития, иногда настолько противоположные
по содержанию, что можно было
говорить о возникновении новых
школ. Но основной принцип —
ориентация на потенциал рыночной
системы и рыночных механизмов
— об’єднує все направления
и школы.
Неоклассическая экономическая
теория входит в новую фазу,
набирает новых черт, четко очерчиваются
ее функции — нормативная (формулируются
программы развития, определяются
его основные направления, разрабатываются
практические рекомендации, то есть
формируются принципы экономической
политики) но позитивная, научно-исследовательская
(изучаются экономические закономерности
и факторы прогресса общества).
Широко используются экономико
математические, статистические методы
моделирования экономических процессов,
системный и факторный анализ.
Развертывание всемирного
кризиса предопределяет возникновение
новых приоритетов в научных
исследованиях — проблемы возобновления
экономического равновесия, цикличности
и экономического роста. Представители
неоклассической школы розв’язують
их по-разному, но в пределах
неоклассической методологии. Это
приводит к новому разделению
представителей неоклассической
школы на несколько заметных
научных течений (направлений).
Да, направление, которое
абсолютизирует самрегулирующий
потенциал рынка, отрицает необходимость
вмешательства государства в
экономику, получает название
консервативного (ортодоксальной) течения
неоклассической школы. Именно
благодаря этому течению происходит
совершенствование методов исследования
рыночных процессов, ей принадлежат
приоритеты в отрасли функционального
анализа проблем экономического
роста.
Но, в отличие от
своих предшественников, представители
этого течения широко пользуются
как микро-, так и макроэкономическими
подходами: проводится многофакторный
анализ экономического цикла,
моделируется влияние на него
НТП, кон’юнктури но других
факторов, в том числе и денежного
фактора возобновления экономического
равновесия.
Если раньше проблема
денежного обращения рассматривалась
в зв’язку с ценообразованием,
то теперь акценты смещаются
в бок исследования его влияния
(как фактора экономического роста)
на процессы нагромождения, инвестирования.
Возникает ряд новых теорий, которые
отличались от прежних количественных
теорий денег тем, которые учитывали
не только взаемозв’язок цен
и количества денег в обращении,
а указывали на существование
других, в том числе суб’єктивних,
факторов равновесия — мотивов
инвестирования. Признается, что инвестиции
являются автоматическим регулятором
рыночной экономики, главным условием
экономического роста, а рыночный
механизм — главным условием
эффективного действия этого
регулятора.