Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:33, курс лекций
ТЕМА 1. Предмет, объекты, цели, задачи, принципы, субъекты экономического анализа.
Вопрос 1. Предмет и объекты ЭА.
ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭА.
Вопрос 1. Пользователи экономической информации как субъекты ЭА.
1
ЛЕКЦИЯ 6.
ТЕМА 6.ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
Используемые в экономическом анализе математические методы предназначены в основном для решения сложных численных задач, изучения стохастических связей между факторами и результативными показателям, прогнозного анализа (расчет линейных и нелинейных трендов), формализации экономического объекта в многообразии его внутренних и внешних факторов влияния в виде математической модели с целью исследования его поведения в условиях неопределенности.
Перечень экономико-математических способов и приемов.
1.Способ изучения и оценки вероятности в условиях неопределенности при решении хозяйственных проблем (например, управление рисками) – теория вероятности.
2.Способы изучения линейной и нелинейной зависимости соотношений в хозяйственных ситуациях для составления базисных прогнозов (методы корреляции и регрессии).
3.Способ изучения и оценки пригодности и эффективности применяемых методов прогнозирования деловой активности (расчет трендов).
4.Моделирование управления запасами, оптимального заказа с учетом неопределенности спроса.
5.Решение задач оптимизации в условиях ограничений (максимизация или минимизация зависимости от различных ограничений) – линейное программирование.
6.Моделирование в целях анализа альтернативных решений в управлении запасами, при использовании ресурсов, в бизнес-планировании, в управлении рисками – разработка имитационных моделей, применение случайных чисел при моделировании переменных, решение задач массового обслуживания.
7.Приемы сетевого анализа при планировании и реализации взаимосвязанных мероприятий при осуществлении сложных проектов, при оценке сроков и определения ожидаемой продолжительности действий (сетевые графики и т.п.).
ТЕМА 8. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
Эвристика – наука о творческом мышлении. Эвристические приемы – это психологические приемы экономического анализа, связанные с творческим поиском решения экономических задач.
Примеры эвристических приемов и их сущность.
1.Прием аналогии – использование подобного, известного решения для ответа на конкретный аналитический вопрос. Прием основан на большом опыте аналитика.
2.Прием инверсии («наоборот») – иное, нестандартное построение объекта, отказ от традиционного решения.
3.Прием мозговой атаки – метод интенсивного генерирования новых идей за короткие промежутки времени в творческом содружестве групп специалистов различного профиля. Чем больше на первом этапе идей, тем лучше конечный результат. Считают, что для решения сложных задач необходимо 400-500 первоначальных идей, которые накапливаются за несколько сессий по 40-50 минут. Затем эти идеи обсуждаются с целью выявления оптимальных для реализации.
4.Прием коллективного блокнота – за определенный период времени (например, 1 месяц) каждый участник творческой группы накапливает свои идеи, в конце периода все участники передают накопленные идеи руководителю группы, который их систематизирует и передает на совместное обсуждение для выбора окончательного решения проблемы.
5.Прием контрольных вопросов – основан на использовании специальных опросников, содержащих наводящие вопросы, которые помогают подвести к решению задачи (Например, опросник А.Осборна).
6.Прием синектики – поиск нужного решения за счет преодоления психологической инерции идти традиционным путем. Решение проблемы ищет группа специалистов разных профессий.
7.Интуитивные приемы, основаны на прошлом опыте, на экспертных оценках (индивидуальные мнения специалистов или коллективная экспертная оценка).
8.Морфологический анализ – использует структурные взаимосвязи экономических явлений и процессов. Основан на систематическом исследовании всех теоретически возможных вариантов, вытекающих из закономерностей строения объекта анализа. Прием морфологического анализа предполагает создание дерева цели, или матрицы, где отражаются все показатели, характеризующие объект анализа и причины возможных изменений этих показателей. В результате использования данного приема получают большое число различных решений, анализ которых позволяет выявить оптимальное, при выборе определенного критерия оптимальности.
9.Неформализованные методы решения экономических задач находят применение в случаях, когда нет возможности формально, с помощью математических моделей описать существенные связи экономических переменных и объектов. Такие ситуации складываются при прогнозировании, необходимости осуществить творческий поиск оптимальных решений, отсутствии условий для формализации взаимосвязей экономических явлений и процессов и возможности их количественного изменения
ТЕМА 9. ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ, СПОСОБЫ ОЦЕНКИ И СНИЖЕНИЯ РИСКОВ.
1. Сущность предпринимательского риска.
Предпринимательский (финансовый) риск – это возможная опасность финансовых потерь, вытекающая из специфики видов деятельности. Риск – это вероятностное событие, которое может произойти или не произойти под влиянием объективных и субъективных факторов. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: проигрыш (ущерб, убыток), выигрыш (выгода, прибыль), нулевой результат. Объективные (внешние) факторы– это факторы внешней среды, не зависящие непосредственно от участника предпринимательской деятельности: Субъективные (внутренние) факторы характеризуют внутреннюю среду организации. Все виды финансовых рисков поддаются количественной оценке: оценивается вероятность наступления финансовых потерь; определяется размер возможного ущерба; рассчитываются пределы допустимых ошибок в прогнозных расчетах, не приводящих к серьезному ухудшению финансового состояния предприятия. Риск является вероятностной категорией, поэтому его количественное измерение не может быть однозначными и предопределенным.
2. Классификация и виды предпринимательских рисков.
Финансовые риски, связанные с вероятностью финансовых потерь, можно подразделить на несколько группы.
Первая группа рисков связана с покупательной способностью денег:
1.Инфляционный риск, связанный с обесценением денег при росте инфляции более быстрыми темпами, чем темп роста номинальной суммы получаемых денежных доходов, что влечет уменьшение получаемой прибыли.
2.Дефляционный риск (роста покупательной способности денег), при котором снижение цен на продукцию происходит быстрее, чем снижение цен на сырье, материалы, комплектующие, что приводит к уменьшению прибыли из-за того, что уменьшение дохода от реализации готовой продукции происходит быстрее, чем снижение затрат.
3.Валютный риск выражается в опасности валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении валютных операций.
4.Риск ликвидности – это риск возможных финансовых потерь при реализации ценных бумаг и товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости;
5.Резервный риск – обесценение запасов в связи с изменением цен на них, моральным износом, падением спроса на конечную продукцию, в производстве которой предполагалось использовать данные запасы, с инновационной деятельностью.
Вторая группа рисков связана с капитальными вложениями и называется инвестиционными рисками.
1.Риск упущенной выгоды, то есть неполучение какого-либо дохода, который можно было бы получить, вложив капитал под проценты в банк, или в ценные бумаги, или другой инвестиционный проект.
2.Риск снижения доходности, связанный с уменьшением процентов или дивидендов по портфельным инвестициям, вкладам, кредитам
3.Риски прямых финансовых потерь: биржевые риски – опасность потерь от биржевых сделок, селективные риски - неправильный выбор способа вложения капитала, риск банкротства – опасность потери собственного капитала, неспособности рассчитаться по обязательствам.
Третья группа рисков - риски изменения спроса на продукцию (маркетинговые риски). низкие объемы реализации, неэффективная работа сбытовой сети, неудачный вывод на рынок нового товара неисполнение поставщиками и заказчиками условий договоров падение спроса на товары из-за кризисных явлений в экономике, конкуренция.
Четвертая группа рисков - внутрифирменные риски: недовольство работников предприятия, опасность утечки коммерческой и научно-технической информации, ошибки управляющих.
3. Оценка рисков и способы из снижения.
Сущность управления рисками заключается в разработке мер по прогнозированию наступления рискового события, по снижению степени риска и уменьшения его отрицательных последствий. При разработке бизнес-плана необходимо оценить рисковые ситуации. В зависимости от выбранного проекта возможен различный уровень оценки, прогнозирования и снижения рисков. Для крупных проектов необходим тщательный расчет рисков с использованием специального математического аппарата теории вероятности. Для небольших проектов (в малом и среднем бизнесе) достаточен анализ риска с помощью чисто экспертных методов».
Задачи по оценке рисков.
1.Составление исчерпывающего перечня возможных рисков, определение источников рисков, моментов и вероятности их возникновения, ранжировании и определении наиболее существенных рисков.
2.Разработка компенсационных мероприятий по сокращению рисков и минимизации вероятных потерь.
Способы снижения рисков.
1.Диверсификация производства, изменение системы производства, снижение себестоимости, применение инноваций, энергосберегающих технологий, и т.п.
2.Сокращение сроков исполнения валютных контрактов, выбор безопасных путей транспортировки грузов.
3.Своевременная ликвидация излишков материалов, оборудования, оптимизация складских запасов, транзитный склад.
4.Глубокий анализ инвестиционных объектов, использование дополнительной информации об объекте, вложение в разные объекты инвестиций.
5.Лимитирование – установление предельных расходов по инвестициям.
6.Соблюдение баланса между краткосрочными и долгосрочными ценными бумагами.
7.Страхование рисков - отказ инвестора от части дохода и передача ее страховой компании вместе с риском.
8.Формирование на предприятии резервных и рисковых фондов.
9.Повышение эффективности менеджмента сбытовой сети, менеджмента персонала, конфиденциальность информации.