Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:33, курс лекций
ТЕМА 1. Предмет, объекты, цели, задачи, принципы, субъекты экономического анализа.
Вопрос 1. Предмет и объекты ЭА.
ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭА.
Вопрос 1. Пользователи экономической информации как субъекты ЭА.
3
ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭА.
Вопрос 1. Пользователи экономической информации как субъекты ЭА.
Субъектами ЭА являются внешние и внутренние пользователи.
Внешние пользователи.
С прямым интересом. Такие пользователи, исходя из своих экономических интересов, осуществляют анализ официальной отчетности (годовая, квартальная, публикуемая, заверенная аудитором). Дополнительная информация предоставляется внешним пользователям по соглашению с предприятием.
1.Партнерские группы (покупатели, поставщики, кредиторы, организации и т.п.).
Интересы:
-покупатели – финансовое состояние, состояние запасов, готовой продукции, товаров,
-поставщики – финансовое состояние, ликвидность,
-кредиторы (заимодавцы) – ликвидность (текущая платежеспособность), способность мобилизовать активы в денежную наличность для уплаты долгов,
2.Банки – кредитоспособность ликвидность.
3.Потенциальные инвесторы – финансовое состояние, доходность капитала.
4.Вышестояшие организации – эффективность хозяйственной деятельности.
С косвенным интересом
1.Налоговые, финансовые, иные государственные органы (по долгу службы – уплата налогов полностью и в срок) – финансовые результаты деятельности.
Внутренние пользователи.
1.Собственники (можно отнести и к внешним пользователям) – финансовые результаты и финансовая устойчивость.
2.Руководители (администрация) – вся информация, полезная для управления.
3.Персонал – финансовые результаты и ликвидность предприятия.
??Аудиторы?? и с прямым и с косвенным интересом.
Вопрос 2. Источники информации для ЭА.
1.Плановые – все типы планов на предприятии (текущие, перспективные), нормативные материалы (сметы, проектные задания, и т.д.).
2.Учетные –
-для управленческого анализа - все данные, которые содержат документы финансового и управленческого бухгалтерского учета, статистического и оперативного учетов, все виды отчетности, первичная документация,
-для финансового (внешнего) анализа – публикуемая бухгалтерская отчетность, доступная статистическая отчетность, дополнительная информация, представляемая по соглашению с исследуемой организации (при участии в конкурсах и т.п.), данные финансовой разведки.
3.Внеучетные источники – документы, регулирующие хозяйственную деятельность:
а) официальные документы – законы, другие законодательные акты, приказы вышестоящих органов, акты проверок, ревизий, приказы, распоряжения руководителей организации,
б) хозяйственные документы – договоры, соглашения, решения арбитражных, судебных органов, рекламации,
в) решения общих собраний коллектива, акционеров,
г) техническая и технологическая документация.
Вопрос 3. Бухгалтерская отчетность – информационная основа ЭА.
Бухгалтерская отчетность – основной источник информации о деятельности организации для внешнего и внутреннего финансового анализа. Для повышения достоверности экономического анализа отчетность должна отвечать следующим принципам и требованиям:
-своевременность,
-полнота информации,
-достоверность (повышается при наличии аудиторского заключения),
-требование аналитичности –
а) показатели отчетности за 2 и более периодов должны быть сопоставимы по учетной политике (изменения учетной политики в пояснительной записке),
б) должна применяться одинаковая методика расчета аналитических показателей,
в) показатели должны быть сопоставимы по организационной структуре предприятия, с указанием удельного веса выбывшего подразделения,
г) показатели должны быть сопоставимы по применяемым ценам (пересчету подлежат прошлых лет с учетом инфляции).
1.Наибольший объем информации для анализа содержит бухгалтерский баланс, ф.1 (хотя в новой версии объем информации в балансе несколько сократился).
РИСУНОК СТРУКТУРЫ БАЛАНСА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭА
Актив характеризует имущество организации, его состав, состояние в денежной форме. В РФ актив баланса строится в порядке возрастания ликвидности, то есть от скорости превращения активов в денежную форму. Пассив баланса отражает состав и состояние прав на имущество, возникающее в процессе хозяйственной деятельности у акционеров (собственников), инвесторов, банков, государства, иных кредиторов. Все обязательства организации делятся между собственниками и третьими лицами. Обязательства перед собственниками состоят из капитала, полученного от собственников (акционеров, дольщиков, пайщиков) и капитала создаваемого в процессе деятельности, путем реинвестирования прибыли. Обязательства перед третьими лицами – внешние обязательства делятся на долгосрочные и краткосрочные. Статьи пассива группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств.
Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала, его достаточность для текущей деятельности и развития, размер, структуру заемных средств и эффективность их привлечения. Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (ф.5).
2.Отчет о прибылях и убытках, ф.2 – используется для оценки динамики структуры удельного веса финансовых результатов: выручки, прибыли, с/с.
3.Отчет об изменениях капитала, ф.3 – позволяет оценить движение собственного капитала и его элементов, фондов и резервов предприятия, их структуру.
4.Отчет о движении денежных средств, ф.4 – для анализа притока и оттока денежных средств по видам деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая), по отдельным направлениям притока и оттока.
5.Приложение к бухгалтерскому балансу,ф.5 – содержит расшифровку отдельных статей отчетности, позволяет проанализировать движение отдельных видов имущества и источников его формирования, состояние, структуру, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности.
6.Пояснительная записка к годовому отчету – позволяет проанализировать информацию о показателях и факторах, не отраженных в балансе и других формах.
7.Аудиторское заключение и аналитическая информация для руководителя организации – подтверждение (либо не подтверждение) достоверности отчетности во всех существенных аспектах повышение надежности исходных данных и, следовательно, результатов ЭА.
ТЕМА 4. МЕТОД, МЕТОДИКИ, СТАНДАРТНЫЕ ПРИЕМЫ ЭА.
Вопрос 1. Метод ЭА.
Метод – системное комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия, путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности, других источников информации с целью повышения эффективности производства и деятельности организации в целом.
Метод анализа, как способ познания экономического объекта, состоит их этапов:
1 этап - наблюдение за предприятием, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведения их в сопоставимый вид.
2 этап – систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности предприятия.
3 этап – обобщение, построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.
Вопрос 2. Показатель а ЭА. Классификация показателей:
В ЭА используется понятие Показатель.
-результативные и факторные (факторы влияния),
-нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические (оценочные),
Результативные показатели зависят от факторных и изменяются под их воздействием.
Между результативными показателями и факторами, влияющими на них, могут существовать функциональные и стохастические типы связей.
Функциональная связь – жестко детерминированная, любому значению факторного показателя соответствует определенное, неслучайное значение результативного показателя.
Стохастическая связь – вероятностная, любому значению факторного показателя соответствует множество значений результативного показателя, (некоторое стохастическое распределение),
Вопрос 3.Типы экономических моделей.
1.Дискриптивные – модели описательного характера. Такие модели - основа для оценки финансового состояния предприятия. Все они основаны на информации бухгалтерской отчетности. К таким моделям относятся:
-построение системы отчетных балансов,
-представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах,
-вертикальный и горизонтальный анализы отчетности,
-система аналитических коэффициентов,
-аналитические записки к отчетности.
2.Предикативные модели – предсказательные, прогностического характера, используются для прогноза доходов и финансового состояния предприятия.
Пример: расчет точки безубыточности, критического объема продаж.
3.Нормативные модели – позволяют сравнить фактические результаты деятельности с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются во внутреннем финансовом анализе и в управлении затратами.
Вопрос 4. Методики ЭА и их методологические основы.
Методика - совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения работы. Методики – общие и частные.
Общая методика – система исследований, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа в различных отраслях экономики.
Частные методики – конкретизируют общую методику относительно отраслей экономики, типов производств, объектов исследования.
Каждая методика должна содержать методологические основы по выполнению аналитических исследований.
Методологические основы методик.
1.Формулировка цели и задач анализа.
2.Определение субъектов анализа.
3.Система показателей каждого объекта анализа.
4.Последовательность и периодичность проведения аналитических исследований.
5.Описание способов исследования объекта.
6.Источники данных для анализа.
7.Организация анализа (какие службы за какие участки анализа отвечают).
8.Характеристика документов с результатами анализа.
Вопрос 5. Классификация способов (методов) ЭА.
Методики анализа используют инструментарий – технические приемы и способы анализа.
Все методы (способы) ЭА можно разделить на 2 большие группы – качественные и количественные. Качественные методы позволяют на основе анализа сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия, ликвидности, платежеспособности, инвестиционном потенциал, кредитоспособности. Количественные методы нацелены на то, чтобы в процессе анализа оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать уравнение регрессии для их использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов. Четкой границы между качественными и количественными методами провести нельзя, так как в любом случае качественные методы базируются на различных количественных оценках. В принципе можно сказать, что качественные методы – это методы интерпретации полученных в результате применения аналитических процедур экономического анализа количественных данных, выводы и рекомендации.
Способы (методы) ЭА
Традиционные способы обработки информации | 1.Использование абсолютных, относительных, средних (среднеарифметические, среднегеометрические, средние темпы роста) величин. 2.Сравнение (абсолютных и относительных показателей отчетного периода с рядом предыдущих периодов, с показателями планов, нормативными показателями, отдельных разделов, групп, статей отчетности между собой). 3.Графический способ, способ группировки, балансовый. |
Способы детерминированного факторного анализа при строгой функциональной зависимости результирующего показателя от факторов влияния | Метод цепных подстановок, индексный метод, абсолютные и относительные разницы, интегральный способ, пропорционально-денежный. |
Способы стохастического факторного анализа | Корреляционный способ, дисперсионный анализ, многомерный факторный анализ |
Способы оптимизации показателей | Экономико-математические способы (математическое моделирование), теория массового обслуживания, теория игр. |