Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:33, курс лекций
ТЕМА 1. Предмет, объекты, цели, задачи, принципы, субъекты экономического анализа.
Вопрос 1. Предмет и объекты ЭА.
ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭА.
Вопрос 1. Пользователи экономической информации как субъекты ЭА.
2
ТЕМА 1. Предмет, объекты, цели, задачи, принципы, субъекты экономического анализа.
Вопрос 1. Предмет и объекты ЭА.
ЭА – это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы изучении этих элементов в их взаимосвязи и взаимозависимости путем синтеза. ЭА представляет собой применение аналитических инструментов и методов к показателям различных экономических и финансовых документов с целью выявления существенных связей и характеристик.
Группы ЭА. Классификации могут быть различные. Рассмотрим упрощенно.
Макроэкономический анализ - анализ хозяйственной деятельности в масштабах государства (страны): отраслевой, территориальный, программно-ориентированный.
Микроэкономический анализ – применяется при изучении экономики отдельного предприятия.
Предметом ЭА является вся финансово-хозяйственная деятельность предприятия во взаимосвязи всех хозяйственных процессов, включая структурные подразделения, направленная на решение уставных задач организации и уровень эффективности этой деятельности, отражаемой в системе показателей плана, учета, отчетности, прочих источников информации. ЭА выполняет функцию управления. Он занимает промежуточное место между сбором и обработкой экономической информации и принятием управленческих решений.
Сбор и обработка экономической информации (учетные, внеучетные, плановые, законодательные источники информации) | Экономический анализ | Принятие управленческих решений |
Совокупным объектом изучения ЭА является хозяйственная деятельность отдельно предприятие во взаимосвязи внутренних и внешних факторов воздействия.
Отдельными объектами ЭА являются:
-производство и реализация продукции,
-себестоимость продукции,
-использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов,
-финансовые результаты производства,
-финансовые результаты деятельности предприятия в целом,
-финансовое состояние предприятия.
Для определения конкретных целей рассмотрим виды ЭА, на которые он подразделяется по содержанию.
Вопрос 2. Задачи и функции ЭА.
Задачи ЭА (укрупнено) связаны с изучением конкретных объектов ЭА..
1.Анализ финансовых результатов деятельности организации.
2.Анализ финансового состояния организации.
3.Анализ использования ресурсов.
4.Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Функции ЭА.
1.Оптимизация планирования деятельности организации.
2.Регулирование: регулирование ресурсов, цен, производства, реализации, платежеспособности на установленный период.
3.Контроль деятельности предприятия: контроль за состоянием финансов, выполнения планов по ресурсам, производству, реализации, оперативная корректировка планов, выявление негативных явлений, резервов лучшего использования финансовых ресурсов.
4.Стимулирование деятельности отдельных работников, коллектива за результаты труда, подразделений, менеджеров (есть ли за что платить).
5.Оценка предпринимательских рисков и финансовых стратегий.
6.Информационное обеспечение для принятия оптимальных деловых решений по повышению эффективности деятельности.
Вопрос 3. Место и роль ЭА в финансовом менеджменте.
Финансовый менеджмент – система управления финансами предприятия.
1.ЭА – средство планирования источников финансирования, в том числе за счет прироста капитала, привлечения источников финансирования.
2.ЭА – средство определения приоритетных направлений вложения капитала: в текущую деятельность, в инвестиционную деятельность(капвложения), в финансовые операции.
3.На основании ЭА спроса на продукцию (рынки сбыта, окружающая конкурентная среда) разработка рекомендаций совершенствования ассортимента, качества продукции, дополнительных источников финансирования.
4.На основе ЭА - оценка затрат по обслуживанию капитала и разработка рекомендации по привлечению более дешевых источников финансирования.
5.На основе ЭА – рекомендации по управлению финансовыми рисками и выбору финансовых стратегий (финансовый риск – вероятность недостатка финансовых ресурсов для обслуживания заемного капитала, размер риска при осуществлении вложений капитала зависит от финансовой стратегии).
6.ЭА – средство управления финансами предприятия в обычных условиях деятельности, на международных рынках капитала, при реорганизации, ликвидации, в условиях банкротства,
Вопрос 4. Экономический анализ в аудиторской деятельности.
1.В соответствии с аудиторскими стандартами приемы и методы ЭА используются в ходе предварительного ознакомления с бизнесом клиента, при планировании аудиторской проверки, как вид аудиторских доказательств достоверности бухгалтерской отчетности.
2.Результаты ЭА (ФА) позволяют сделать вывод о жизнеспособности предприятия (непрерывности деятельности). Сможет ли предприятие прожить хотя бы год.
Вопрос 5. Принципы ЭА.
1.Научный характер-- учет требований экономических законов, использование научных методов, новейших достижений в теории и методологии экономических исследований.
2.Комплексный характер - всестороннее изучение причинных взаимозависимостей.
3.Системность – объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, связанных между собой и внешней средой,
4.Оперативность, конкретность аналитических расчетов.
5. Объективность, действенность, эффективность.
5.Систематичность проведения аналитических исследований на основе планирования аналитической работы.
ТЕМА 2. ТИПОЛОГИЯ ВИДОВ ЭА.
Вопрос 1. Виды анализа по времени проведения, объему, пространству.
По времени проведения:
1.Предварительный анализ - до осуществления хозяйственных операций для обоснования решений, плановых заданий, оценки ожидаемого выполнения плана.
2.Оперативный анализ – в рамках текущего периода при совершении хозяйственных операций, позволяет устранить недостатки в ходе производственного процесса, регулировать нормальную деятельность предприятия.
3.Итоговый анализ (последующий)– ретроспективный, по окончании отчетного периода на основе свершившихся хозяйственных актов. Используется для контроля выполнения планов, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки деятельности. Не позволяет устранить недостатки свершившихся операций.
4.Прогнозный анализ – при разработке бизнес-плана, составления смет, основывается на результатах итогового анализа. Используются экспертные оценки в отношении факторов будущего развития предприятия. Применяются вероятностные оценки.
По объему (полноте изучаемых вопросов):
- комплексный (полный) – анализ хозяйственной деятельности организации в целом,
- локальный – анализ деятельности отдельных подразделений,
- тематический – анализ отдельных объектов.
По пространству: внутренний и внешний, внутрихозяйственный и межхозяйственный.
Вопрос 2. Виды анализа по направлениям (назначению).
-финансово-экономический (анализ финансовых результатов деятельности),
-технико-экономический (анализ влияния экономических процессов на результаты деятельности),
-социально-экономический – взаимосвязь и влияние социальных процессов на результаты хоз/деятельности,
-экономико-статистический – (анализ массовых явлений),
-эколого-экономический – анализ влияния процессов сохранения окружающей среды с затратами на экологию и результатами деятельности организации,
-маркетинговый – анализ рынков сырья и сбыта, конкурентная способность рынка и продукции, коммерческого риска, ценовой политики, разработка тактики и стратегии маркетинговой деятельности,
-сравнительный анализ – сравнение отчетных показателей результатов хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, данными других предприятий, нормативными значениями,
-факторный анализ – выявление степени влияния факторов на прирост и уровни результативных показателей
Вопрос 3. Виды (разделы) ЭА по содержанию (по роли в управлении).
ЭА подразделяется на два вида: финансовый (внешний) анализ и управленческий (внутренний) анализ. Иногда можно встретить подраздел управленческого анализа– производственный анализ.
Финансовый анализ – оценка финансового состояния предприятия и финансовых результатов на основе обобщающих стоимостных показателей: выручка, с/с, прибыль/убыток, структура имущества (активов) и источников формирования имущества, ликвидность, платежеспособность, рентабельность и т.
Цель ФА – формирование и предоставление информации о финансовом состоянии, имущественном положении, финансовых результатах деятельности организации внешним (главным образом) и внутренним пользователям для принятия эффективных управленческих решений (инвестиции, кредиты, займы, авансирование, постоплата, предоплата, предоставление отсрочек, рассрочек, льготных режимов и т.д.).
Управленческий анализ – оценка эффективности производства по предприятию в целом и по подразделениям, качества и технического уровня ресурсов на основе стоимостных и натуральных показателей (трудовые, материальные показатели, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость). Кроме того, сферой управленческого анализа является исследование и анализ рынков сбыта, конкурентной среды, обоснование номенклатуры продукции, безубыточности производства.
Цель управленческого анализа – обеспечение менеджеров организации оперативной, достоверной информацией об использовании ресурсов, наличия резервов улучшения их использования, запросов потребителей, конкурентоспособности продукции, безубыточности производства, для контроля за производственной деятельностью и принятия управленческих решений по повышению ее эффективности.
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа: при проведении ФА используются данные УА для раскрытия влияния факторов производственных ресурсов на объем продукции, цену, рентабельность, финансовое состояние, при УА используются данные ФА для раскрытия возможности увеличения объема реализации и рентабельности продукции.
Различия ФА и УА.
Критерий | Финансовый анализ | Управленческий анализ |
1.Направленность анализа | Преимущественно внешний, информационная база для принятия управленческих решений в основном внешними пользователями принятия (внутренними в меньшей степени) | Внутрифирменный, информационная база для принятия управленческих решений менеджерами по руководству всеми сторонами деятельности фирмы (планирование, контроль, и т.д.) |
2.Доступные источники информации | На основании только публичной отчетности (ф.1, ф.2). | На основании данных всех видов учета (бухгалтерского, оперативно-технического, статистического, специсследований, отчетности (ф.1-5, пояснительная записка, аудиторские заключения, данные ФА). |
3.Доступность результатов | Открытость результатов анализа для пользователей | Информация – коммерческая тайна, вся внутренняя информация только для руководителей |
4.Характер, назначение | Ретроспективность, прогнозность, комплексность или тематичность, сравнение по времени, по пространству, с другими предприятиями. Оценка предприятий как возможных партнеров или конкурентов. | Для бизнес-плана, бюджетирования, маркетинга, для повышения, эффективности использования ресурсов, производства, реализации, оптимизация ценообразования, соотношения Объем-С/с-Прибыль. |
5.Методики анализа | Наличие апробированных типовых (рекомендованных) методика. Абсолютные показатели: прибыль, выручка, издержки. Относительные: рентабельность, оборачиваемость, ликвидность, устойчивость, платежеспособность. Эффективность использования СК, ЗК, ОА. Рейтинговые оценки. | Отсутствие регламентации со стороны. Разработка индивидуальных методик, адаптированных к конкретному предприятию. Учет, анализ, план, принятие управленческих решений. |
6.Круг пользователей | Множественность пользователей, разнообразие интересов. | Руководители, менеджеры, учредители, работники с четкими ограничениями доступа к информации |