Кредитная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Кредитная система это важнейший ресурс экономического роста. Ее укрепление является непременным условием решения стратегических задач в области экономики, стоящих перед нашей страной.
Выбранная тема является актуальной, т.к. в настоящее время кредитная система РФ имеет различные проблемы, такие как:

Содержание

Введение 3
1. Кредитная система. 4
1.1. Структура современной кредитной системы. 4
1.2. Механизм функционирования кредитной системы. 6
1.3. Конкуренция внутри кредитной системы. 12
1.4. Государственное регулирование 14
2. Кредитная система Российской Федерации: её эволюция и современное состояние. 19
2.1. Эволюция развития кредитной системы в России. 19
2.2. Современная кредитная система в Российской Федерации. 28
2.2.1. Банковская система РФ 28
2.2.2. Парабанковская система РФ 39
3. Перспективы развития кредитной системы на современном этапе. 45
Заключение 48
Список литературы

Работа содержит 1 файл

дкб.docx

— 156.84 Кб (Скачать)

      Инвестиционные  фонды 

      На  современном этапе произошло  возрождение некогда популярных паевых инвестиционных фондов (ПИФ).

      Образуется  он за счет аккумулирования средств  участников с последующим их инвестированием  в различные финансовые активы. Данный фонд не является юридическим лицом. Доверительное управление им в интересах  инвесторов осуществляет управляющая  компания паевого инвестиционного  фонда.

      Согласно  российскому законодательству ПИФ  может быть открытым или интервальным. В открытом управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, не превышающий 15 дней с даты его предъявления. В интервальном – выкуп проводится не реже одного раза в год.

      Имущество ПИФа состоит из переданных в доверительное управление средств инвесторов и приращенного имущества, в том числе имущественных прав, приобретенных управляющей компанией в процессе доверительного управления средствами инвесторов. Состав и структура ПИФа строго определены нормативными актами ФКЦБ.

      Инвесторы не в праве давать какие-либо указания управляющей имуществом ПИФов компании, которая несет ответственность имуществом за причиненный им ущерб в результате своих действий. Размер УК не превышает 5% годовых от стоимости чистых активов фонда. Кроме этого, УК может взимать надбавку и устанавливать скидку при продаже (выкупе) инвестиционных паев фонда в размере не больше 5% цены пая.

      По  истечении 6 месяцев с момента  регистрации проспекта эмиссии  и правил фонда УК должна проводить  первичное размещение паев ПИФа. Приобретаемое УК имущество относится на увеличение имущества ПИФА, за исключением средств, направляемых на возмещение понесенных УК расходов, и средств, выплачиваемых ей в качестве вознаграждения., а также специализированному депозитарию, независимому оценщику, аудитору.

      Покупателями  инвестиционных паев могут быть: физические лица – резиденты и нерезиденты  РФ; юридические лица – резиденты  и нерезиденты РФ. Инвесторы-нерезиденты  не могут покупать паи за валюту, т. к. те могут продаваться только за рубли. Поэтому могут возникнуть трудности.

      С одной стороны, можно говорить о  достаточно жестких требованиях, предъявляемых  ФКЦБ к УК, инфраструктуре и самому фонду с момента регистрации, что, безусловно, мешает быстрому росту  фондов. Но с другой стороны, нормативная  база, регулирующая деятельность ПИФов, в настоящее время – почти исчерпывающая (более 25 документов, подробно регламентирующих все основные аспекты деятельности фондов), наиболее полная и непротиворечивая.

      Безусловным плюсом является формализованность отношений сторон (пайщик – управляющий). Условия договора о доверительном управлении между сторонами определенны правилами и проспектом эмиссии. Подтверждением собственности на часть имущества фонда служит выписка из реестра пайщиков ПИФа, в которой указано количество паев, находящемся на лицевом счете пайщика. Все это служит основой привлечения массового мелкого инвестора. Кроме того, размер активов ПИФа ничем не ограничивается, и управляющий может аккумулировать сколько угодно большую сумму активов. Это дает возможность желающим приобретать паи без ограничений. Единственные, кому нельзя становиться инвесторами ПИФов, - это государственные органы и органы местного самоуправления.

      Если  говорить об ответственности, то инвесторы  не отвечают по обязательствам УК и  несут риск убытков, связанных с  доверительным управлением имуществом паевого инвестиционного фонда, в пределах стоимости принадлежащих  им инвестиционных паев.

      В настоящее время доверие инвесторов к долгосрочным инвестициям и  инвестиционным институтам достаточно слабо. Причин тому много: начиная от потери стоимости вкладов населения  и кончая крахом финансовых пирамид  и разорение ряда банков в августе 1998 г.

      Но  постепенно, благодаря созданию информационной открытости, недоверие начинает ослабевать и все больше проявляется интерес  к инвестиционным фондам. 

      Негосударственные пенсионные фонды 

      Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими  организациями социального образования.

      Специфической особенностью НПФ является чрезвычайно  долгосрочный характер его финансовых отношений с вкладчиками и  участниками.

      Негосударственное пенсионное обеспечение позволяет  работнику предприятия или иному  физическому лицу получать дополнительную пенсию за счет добровольных пенсионных или страховых взносов самого работника либо третьих лиц в  его пользу. Оно осуществляется независимо от системы государственного пенсионного  обеспечения.

      На  данном этапе развития в нашей  стране рынок НПФ еще недостаточно развит. Закон «О негосударственных  пенсионных фондах», регулирующий деятельность НПФ, принят с большим трудом менее  полутора лет назад. Не хватает подзаконных  актов, положений, нормативов, регулирующих и разъясняющих действие того или  иного закона. Кроме того, данный закон регулирует лишь вопросы создания и деятельности НПФ. Полностью отсутствует  законодательная база, определяющая правовые аспекты негосударственного пенсионного обеспечения.

      Сейчас  зарегистрировано чуть более 300 НПФ, из них реально функционируют около 150. Из более чем 1000 фондов, образовавшихся с 1992 г., свыше 50% были отсечены как не справляющиеся со своими функциями или занимающиеся другими видами деятельности. Многие исчезли сами, причем часто с деньгами участников фонда. Когда сторонники НПФ ссылаются на западные примеры, они забывают, что там фонды работают в основном с физическими лицами, у нас же 95% выплат приходится на корпоративные фонды (за весь 1998 г. они составили всего 250 млн. руб.).

      Важнейший вопрос – инвестирование собранных  взносов. НПФ возмещает собранные  резервы через специальную коммерческую организацию – управляющую компанию. В данном случае скопирована западная модель, которая в наших условиях дала прямо противоположенный эффект. Учитывая, что размер пенсий заранее  не устанавливается и зависит  от получения дохода, повсеместной практикой стало занижение настоящего дохода от инвестирования резервов, лишнее звено при слабом контроле резко  снижает надежность всей системы. Практически  доверяют такой модели только корпорации, владеющие как НПФ, так и управляющей  компанией, что превращает НПФ в  инструмент решения далеко не социальных проблем. При этом мало шансов не только на эффективное вовлечение собранных  ресурсов в экономику страны, но и просто на осуществление контроля со стороны государства за финансовыми  потоками.

      Несмотря  на это сейчас намечается некоторая  тенденция поддержания НПФ. Ярким  примером может служить введение налоговых льгот для НПФ.

      Платежи по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную  лицензию, включаются в стоимость. В перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, включены суммы работодателей по договорам с негосударственными пенсионными фондами.

      Между тем последний кризис нанес сокрушительный удар по НПФ. Большинство фондов перестали  выполнять свои обязательства перед  вкладчиками из-за кризиса на фондовом рынке, из-за прекращения погашения  государственных ценных бумаг и  т. п. И если с корпорациями фонды  еще работают, то частный вкладчик надолго потерял доверие к  НПФ.

 

3.Перспектива  развития кредитной системы на  современном этапе 

      В России в ближайшее время денежно-кредитная  политика во многом будет сохранять  черты, сформированные в последние  годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного  курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

      Банк  России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость  привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.

      Режим свободно плавающего валютного курса  необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

      При разработке денежно-кредитной политики на период 2009 2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.

      Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить  покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания  темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут  обусловлены целями денежно-кредитной  и бюджетной политики.

      Ожидаемое сокращение валютных интервенций может  существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов  денежно-кредитного регулирования  как основного источника роста  денежного предложения. С целью  обеспечения соответствия денежного  предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.

      Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся  в его распоряжении инструменты  денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени  как бюджетные механизмы аккумулирования  дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах  мирового рынка энергоносителей, так  и проведение консервативной бюджетной  политики.

      Процентная  политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и  динамики инфляции. Важной задачей  процентной политики будет постепенное  сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка  России и снижение волатильности  ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка  будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого  РЕПО.

      Основным  фактором риска для российского  банковского сектора в условиях международного финансового кризиса  является существенное ограничение  доступа к ресурсам с международных  рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

      Следствием  влияния указанного фактора является введение российскими банками более  консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В  свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового  результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает  относительное увеличение в портфелях  кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения  предприятий при ужесточении  условий привлечения кредитов.

      В этой ситуации на состояние банковского  сектора будет оказывать влияние  качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.

      В целях снижения негативного влияния  международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки  России реализуется комплекс мер  по частичному замещению выбывших кредитных  ресурсов банков и восстановлению нормального  кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

      В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа  кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

Информация о работе Кредитная система Российской Федерации