Коррупция и экономический рост (на примере России)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:18, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является:
Выделение и изучение теоретических основ такого явления как коррупция в экономике;
Критический анализ и описание основных методов в изучении коррупции;
Определить и дать общее описание экономико-математической модели;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Коррупция и экономический рост: методологические основы…5
1.1. Основные подходы к исследованию коррупции………………………….5
1.2. Коррупция как объект математического моделирования……………….15
1.3. Определение коррупции, ее разновидности…………………………...…44
Глава 2 . Влияние коррупции на развитие общества……………………...53
2.1. Влияние коррупции на основные экономические показатели………….53
2.2. Коррупция как один из факторов экономического роста……………….67
2.3. Коррупция в России: анализ, перспективы………………………………71
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

вкр11.docx

— 289.05 Кб (Скачать)

      2. Когда чиновник, обязанный по  закону принять определенное  решение по отношению к некоторому  лицу (скажем, выдать лицензию на  какой-либо вид бизнеса) создает для этого искусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.

      3. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например — фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

      4. Наконец, бывают ситуации, когда  чиновника вынуждают под давлением  или при помощи шантажа принять  незаконное решение. Обычно это  случается с уже затянутыми  в преступную деятельность чиновниками,  которые, поддаваясь давлению, фактически  получают одну простую выгоду  — их не разоблачают. Надо  иметь в виду, что этим перечислением  не исчерпывается феномен коррупции.

      Полезно различать верхушечную и низовую  коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество  и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы  законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и  связана с постоянным, рутинным взаимодействием  чиновников и граждан (штрафы, регистрации  и т.п.).

      Часто обе заинтересованные в коррупционной  сделке стороны принадлежат к  одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, — это также коррупция, которую обычно называют "вертикальной". Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

      Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку  голосов избирателей во время  выборов. Здесь, действительно, есть все  характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше — должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется "властные полномочия". Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение  исходя из соображений передачи своих  полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов  избиратель и кандидат вступают в  сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в  политике.

      Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных  организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также  может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать  уставным задачам своей организации; у него также есть возможность  незаконного обогащения с помощью  действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный  пример из российской жизни — кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых  — изъять деньги и исчезнуть.

 

      Глава 2. Влияние коррупции на развитие общества

      2.1. Влияние коррупции на основные экономические показатели

      Суть  коррупции такова, что она проникает  во все сферы жизни общества, в  данной главе рассматривается влияние  и проявление коррупции в различных  сферах, влияние на различные показатели. В данном анализе мы затронем следующие  элементы национальной экономики:

    • малый и средний бизнес;
    • инновационная деятельность;
    • иностранные инвестиции;
    • поступления в государственный бюджет;
    • бюджетные инвестиционные проекты;
    • государственные закупки;
    • инфраструктура и текущие расходы;
    • военные расходы;
    • расходы на здравоохранение и образование;

     Влияние коррупции на малый и средний  бизнес.

     Для многих стран Третьего мира характерна ситуация, когда предприниматели (главным  образом, представители малого и  среднего бизнеса) помимо налогов в  бюджет, вынуждены платить деньги представителям разного рода государственных  структур. Эти платежи могут быть оформлены как оплата за некие  сомнительные услуги, оказываемые непосредственно  этими госструктурами, как оплата услуг связанных с ними коммерческих фирм, или, чаще всего, просто как банальная  взятка (выплачиваемая, например, как  компенсация за невыполнение коммерсантами  странных требований этих структур, являющихся, удивительным образом, формальными  правилами).

     Хотя, примеры такого рода платежей и услуг  из российской практики и напрашиваются, она отнюдь не является уникальным российским феноменом: например, в Индонезии  такого рода поборы составляют 20% текущих  издержек предприятий малого бизнеса.20 В Уганде в 2007г. средний размер взяток, выплаченных фирмой составил 28% от инвестиций в основные фонды (всего было исследовано 176 фирм).21

     Причина возникновения этого явления  – в слабости государственной  власти и неэффективности существующей системы государственного управления. В этом смысле, даже жесткий автократический  режим (не говоря уже о развитой демократии) будет значительно эффективнее  слабой демократической системы. Большим предприятиям проще защитить себя от коррумпированных чиновников; такие компании обладают специализированными структурными подразделениями; они могут прибегать к услугам специально обученных людей, знающих, как обойти препоны государственного регулирования, и налогового законодательства; размер таких фирм защищает их от незначительных чиновников; они также могут использовать политическую власть для эффективного поиска ренты. Для больших предприятий коррупция – это зачастую способ снижения издержек, который позволяет им получать монопольную прибыль и экономию на масштабе; тогда как для малых и средних компаний коррупция означает увеличение издержек, так как они вынуждены совершать платежи, которые необходимы лишь для собственного выживания, и которые не увеличивают их прибыльности или производительности. 

     Коррупция и стимулы к  инновационной деятельности.

     Еще одна причина неблагоприятного влияния  коррупции на экономическую активность индивидов, и, как следствие, на показатели экономического развития, заключается  в том, что она подрывает у  предпринимателей стимулы к осуществлению  инноваций.

     Во-первых, если уровень коррупции в государстве  высок, для осуществления инновации  предприниматели вынуждены нести  дополнительные расходы, связанные  с необходимостью получения всякого  рода санкций, разрешений, лицензий и  т.д. у коррумпированной государственной  власти.

     Во-вторых, часто осуществляющий нововведение предприниматель обладает большим  человеческим капиталом, но испытывает недостаток финансовых средств и  не может получить необходимый доступ к кредитам. У инноватора просто не оказывается достаточно денег, для того, чтобы оплатить чиновничьи «услуги».

     В-третьих, инновационные проекты, как правило, предполагают долгосрочные инвестиции, а при слабой спецификации и защите прав собственности, которая присуща  коррумпированной системе, такие инвестиции теряют свою привлекательность. Иначе  говоря, в условиях порождаемой неэффективным  государственным управлением вообще и административной коррупцией, в  частности, неопределенности, у предпринимателей сокращаются горизонты планирования. Поэтому инновационные проекты  теряют для них свою привлекательность.

     В-четвертых, отличительной чертой практически  всех инвестиционных проектов является относительно высокий уровень риска: инноватор может либо потерпеть фиаско, либо получить очень большую отдачу от своего проекта. Так как большинство индивидов не склонны к риску, фактически, только значительная величина этой возможной отдачи заставляет их затрачивать средства и усилия на осуществление инновационного проекта. Однако, в коррумпированной системе, инноватор может стать объектом ex post вымогательства со стороны коррумпированных властных структур. Иными словами, в случае успешной реализации проекта, предприниматель будет вынужден делить свою прибыль непонятно с кем: ожидаемая отдача от проекта для предпринимателя сокращается, и высокий риск заставляет его воздержаться от инновации.

     Коррупция и иностранные инвестиции

       Коррупция, неопределенность и  прямые иностранные инвестиции. Как показывают достаточно многочисленные эмпирические исследования, чем выше уровень коррумпированности чиновников в государстве, тем менее привлекательно это государство для иностранных инвесторов. Это понятно и на интуитивном уровне: взятки, которые иностранные инвесторы вынуждены давать коррумпированным чиновникам, похожи на дополнительные налоги, которые удерживают потенциальных инвесторов от вложения средств в экономику данной страны. Так, в частности, Танзи обнаружил, что увеличение коррумпированности государственных чиновников от уровня Сингапура (индекс восприятия коррупции 9,2) до уровня Мексики (3,7) эквивалентно увеличению уровня налогообложения на 21 –24%.22

     Однако, как показывает, в частности, исследование, проведенное Кауфманом на российском и украинском материале («две страны с очень высоким уровнем коррупции»), доля средств, которые инвесторы  вынуждены отдавать коррумпированным чиновникам, в прибыли или обороте  весьма незначительна. Чем же, в таком  случае, можно объяснить то серьезное  сдерживающее воздействие, которое  коррупция оказывает на иностранных  инвесторов?

     Дело  в том, что для инвесторов представляют угрозу не сами по себе взятки, а тот  уровень неопределенности, который  присущ коррумпированной системе: коррупция, в отличие от налогообложения, непредсказуема и непрозрачна. Практически всегда отсутствуют сколько-нибудь эффективные  механизмы обеспечения выполнения коррупционных соглашений. В целом, как выяснил тот же Вэй, рост неопределенности с уровня Сингапура до уровня Мексики, для инвесторов эквивалентно увеличению налогов на 32%.23

     Коррупция сокращает долю прямых иностранных  инвестиций в общем объеме поступающих  в страну финансовых ресурсов. Соответственно, для стран с высоким уровнем  коррупции в структуре поступающего иностранного капитала характерна высокая  доля долгов и портфельных инвестиций. На рис. 5 представлен качественный состав потоков иностранных капиталов четырех государств, различающихся по уровню коррумпированности власти.

     

     Рис 6. Качественный состав потоков иностранных инвестиций24

     Коррупция и поступления  в государственный  бюджет

     Рост  коррупции сокращает доходную часть  бюджета государства, так как, с  одной стороны, как было показано, коррупция оказывает дестимулирующее воздействие на экономическую активность индивидов, а с другой стороны, высокая коррупция в фискальных органах способствует уменьшению собираемых налоговых платежей. Это простая мысль находит свое подтверждение и в целом ряде эмпирических исследований. Как показывает, в частности, исследование, проведенное Вито Танци и Хамидом Давуди, сокращение на один пункт индекса восприятия коррупции сокращает на 1,5% отношение доходной части бюджета к ВВП, на 2,7% сокращает отношение налоговых поступлений в бюджет к ВВП и на 1,3% увеличивает отношение неналоговых поступлений в бюджет к ВВП. Исследование Ghura (1998) выявило увеличение доли налоговых поступлений в ВВП на 1-2,9% при увеличении индекса восприятия коррупции на 1 пункт.25

Информация о работе Коррупция и экономический рост (на примере России)