Контрольная работа по "Экономическая теория"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

По-гречески слово «микро» означает «малый». Получается, что дословно «микроэкономика» есть «малая экономика». Но это не вполне точно. За понятием «микроэкономика», как и за понятием «экономика», надо видеть два смысла. Во-первых, микроэкономика . это наука, выступающая как часть общей экономической науки, точнее, как раздел экономической теории. Во-вторых, микроэкономика – это объект изучения, являющийся лишь частью экономики как общественного хозяйства.

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 771.72 Кб (Скачать)

MC = MR

Под предельной выручкой понимается доход, получаемый от последней единицы производимой продукции.

В условиях, когда все произведенные товары продаются по одной и той же цене, установленной на рынке, данное равенство можно продолжить, приравняв предельную выручку и предельные издержки к цене товара (р) и, соответственно, к среднему доходу (AR):   MC = MR = р = AR.

рис.4

Ситуацию, характеризующую достижение предприятием наиболее выгодного объема про-

изводства, можно представить в виде рис. 4.

Рисунок показывает, что объем производства составляет величину 0q1. При нем валовая выручка равна площади 0р1р1q1, валовые издержки - площади 0АТСсq1 и, соответственно, валовая прибыль - площади АТСр1р1с.

То, что именно при данном объеме производства прибыль максимальна, доказывается от противного. Допустим, объем производства превысил величину 0q1. В этом случае предельные издержки оказываются выше предельного дохода, так что производство дополнительной продукции принесло убытки. Если же производство будет меньше величины 0q1, то убытков не будет, но уменьшатся размеры валовой прибыли.

Изменение объема производства возможно либо при  изменении цены на производимые товары, либо при изменении издержек. Так, повышение цены делает возможным увеличение объема производства до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с новой ценой. Понижение цены требует соответствующего сокращения производства.

Производство можно сокращать до тех пор, пока предельная выручка не сравняется со средними переменными издержками.      TR = АVC.

При дальнейшем понижении цены производство следует прекращать. Точка, в которой линия цены пересекает кривую переменных издержек, называется «точкой бегства» предприятия из отрасли.

Следует помнить, что это действует в краткосрочном периоде, то есть в течение того времени, когда можно позволить не возмещать постоянные издержки. Понятно, что долго это делать нельзя. Надо либо прекратить производство данного товара, либо понижать издержки производства. В последнем случае кривые издержек как бы сдвигаются вниз, и при понизившейся цене можно иметь прибыль и продолжать производство. 
 
 
 

  1. Внешние эффекты и затраты
 

Внешние (побочные) эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Побочные эффекты - это издержки или выгоды, которые  выпадают на долю отдельных лиц или  групп некоей третьей стороны, не участвующей в рыночной сделке. Примером побочных издержек может служить  загрязнение окружающей среды, а  примером побочных выгод - прививки.

Причиной существования  внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном  мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который  оказывает воздействие на состояние  других лиц.

Внешние эффекты (externalities) — прямые (не опосредованные рынком) воздействия производства или потребления одного субъекта на потребление или производство другого. Благоприятные воздействия называются положительными в.э. (внешними выгодами), неблагоприятные — отрицательными в.э. (внешними затратами).  

 Внешние эффекты/затраты— external benefits (costs) процессы производства и потребления некоторых видов товаров и услуг сопровождаются полезными или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, и внешними эффектами, если речь идет о позитивном воздействии

Внешние эффекты  делятся на положительные и отрицательные:

Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным  примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту  заболеваемости людей из-за ухудшения  качества воды. Если же потребители  хотят очистить воду, это требует  расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

Между тем предельные социальные издержки равны сумме  предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы при росте цены.

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.  

 Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

Например, Ленинградское  оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских  магистралей железной дорогой, в  свое время построило подземный  переход под путями, которыми могли  пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.

Развитие образования  дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что  сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.

Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами. 

По направлению  действия внешние эффекты могут  быть разделены на следующие четыре группы.

1) "Производство - производство". Отрицательный внешний  эффект: химзавод спускает в реку  свои отходы, которые мешают производству  расположенного ниже по течению  реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.

3) "Потребление  - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников  возникают лесные пожары, которые  вредят лесному хозяйству. Положительный  эффект: забор предприятия не  нужно охранять, если рядом проходит  людная улица и ни один воришка  не может перелезть незамеченным.

4) "Потребление  - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается,  если его сосед ночью включает  на полную громкость музыку. Положительный  эффект: если вы разбили цветник  перед домом, то полезность  ваших соседей от созерцания  красивых цветов будет расти. 

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или  потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб  или приносить выгоду другим субъектам.

Провал рынка  возникает в том случае, если отсутствует  плата за внешний эффект. А платы  может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса  или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что  бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке  и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс "чистая вода", который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в парето-неэффективном объеме.

Подобная ситуация может возникать тогда, когда  эти блага или ресурсы переходят  из категории свободных в категорию  экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает внешние затраты. Если рынок при этом не возникает  и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты не влияют на поведение  того лица, которое их вызывает, и  это приводит к парето-неэффективности.

Представим себе отрасль, в которой действует  совершенная конкуренция. Все фирмы  отрасли несут затраты на производство дополнительной единицы продукции, равные предельным частным затратам, MPC. При этом все фирмы загрязняют окружающую среду, и это обходится  им бесплатно. С увеличением производства растет совокупный ущерб от загрязнения, который называется общими внешними затратами. Следовательно, существуют предельные внешние затраты (MEC), связанные  с выпуском каждой дополнительной единицы  продукции и не оплачиваемые производителями. Поэтому, чтобы определить предельные общественные затраты (MSC), показывающие, во что реально обходится хозяйству  производство блага, мы должны сложить MPC и MEC.

рыночное равновесие установится в точке А, и объем выпуска не является парето-эффективным. Поскольку фирмы несут только часть реальных затрат, в точке А имеет место перепроизводство блага. Если бы все затраты были включены в цену, парето-эффективное равновесие установилось бы в точке В.

Аналогично этому  нетрудно убедиться, что при положительном  внешнем эффекте благо будет  недопроизводиться. Представим, что  продажа цветов на улицах приносит полезность всем прохожим вне зависимости  от того, являются они покупателями этих цветов или нет. Следовательно, существует положительный внешний  эффект. Чтобы рассчитать предельные общественные выгоды (MSB), которые показывают всю полезность производства для  общества, нам нужно сложить предельные внешние выгоды (MEB), достающиеся  бесплатно, и предельную полезность потребителей, полученную от купленных  цветов. Поскольку фирмы не получают вознаграждения за внешние выгоды, равновесие устанавливается в точке А, и это означает недопроизводство цветов. Если бы потребители платили за удовольствие созерцания цветов на улицах, эти цветы выставлялись бы в большем объеме и равновесие установилось бы в точке B.

Что нужно сделать, чтобы устранить этот провал рынка? Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось  с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению  этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.

Интернализация внешних эффектов

Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно  порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Представим, что  химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний  эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма  вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне  она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска  пива она воспринимает как свои собственные  и будет стремиться их минимизировать.

Точно так же, если вы "достаете" свою соседку  веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей  ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономическая теория"