Контрольная работа по "Экономическая теория"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

По-гречески слово «микро» означает «малый». Получается, что дословно «микроэкономика» есть «малая экономика». Но это не вполне точно. За понятием «микроэкономика», как и за понятием «экономика», надо видеть два смысла. Во-первых, микроэкономика . это наука, выступающая как часть общей экономической науки, точнее, как раздел экономической теории. Во-вторых, микроэкономика – это объект изучения, являющийся лишь частью экономики как общественного хозяйства.

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 771.72 Кб (Скачать)

Вариант 9 

  1. Понятие микроэкономики. Субъекты рыночной экономики
 

По-гречески слово «микро» означает «малый». Получается, что дословно «микроэкономика» есть «малая экономика». Но это не вполне точно. За понятием «микроэкономика», как и за понятием «экономика», надо видеть два смысла. Во-первых, микроэкономика . это наука, выступающая как часть общей экономической науки, точнее, как раздел экономической теории. Во-вторых, микроэкономика – это объект изучения, являющийся лишь частью экономики как общественного хозяйства.

Слово «микро» в названии этой науки указывает на ее важнейший принцип - принцип экономического атомизма, предполагающий изучение отдельных составляющих экономики как народнохозяйственной системы. К этим частям мы относим прежде всего субъективные и объективные элементы экономики. Под субъективными элементами понимаются люди как производители и потребители, в качестве таковых стремящиеся вести себя рационально. Под объективными элементами понимаются вещи производственного и потребительского назначения. все то, по поводу чего субъекты экономики вступают друг с другом в экономические отношения.

Главным объектом внимания со стороны микроэкономики как науки являются люди как субъекты (агенты) экономики, причем не экономики вообще, а рыночной экономики. Это означает, что они наделены экономической свободой, самостоятельно определяя свое поведение в экономике. Поэтому микроэкономику прежде всего считают наукой о поведении хозяйствующих субъектов.

В первую очередь, к таким субъектам относят людей как товаропроизводителей, местом производственной деятельности которых являются предприятия. Поскольку в современных условиях предприятия регистрируются либо как физические, либо как юридические лица, то в качестве хозяйствующих субъектов могут выступать предприятия или фирмы.

В рыночной экономике предприятие  предстает как сфера предпринимательской  деятельности, поэтому главным субъектом микроэкономики как микрохозяйства и объектом изучения микроэкономики как науки является предприниматель. Поведение предпринимателей в системе рыночных отношений предстает как важнейшая часть предмета микроэкономики.

Но  субъектами экономики являются и  потребители. Микроэкономика рассматривает их как представителей домохозяйств. Домохозяйство - это один, два и более человек, объединенных общими доходами и имуществом потребительского назначения. По существу, это семьи, выступающие в качестве субъектов экономики. Поведение таких субъектов также изучается микроэкономикой как наукой.

Эта наука рассматривает домохозяйства  не только как потребителей, но и как собственников различных факторов производства: труда, земли, капитала. В условиях рыночной экономики они предстают как продавцы этих факторов. В роли покупателей выступают предприятия (фирмы). Купля-продажа факторов производства осуществляется на соответствующих факторных рынках.

Получается, что главные субъекты микроэкономики - это фирмы и домохозяйства.

На  схеме можно видеть, что, с одной стороны, домохозяйства предстают в роли продавцов каких-то факторов производства на соответствующих факторных рынках и получателей дохода от их продажи, а с другой - покупателей, использующих свои доходы для покупки потребительских товаров на соответствующих рынках. Фирмы являются и покупателями факторов у домохозяйств, и производителями нужных домохозяйствам товаров. Подобное взаимодействие происходит между множеством домохозяйств и фирм. Причем, как правило, покупает какой-то фактор у данного домохозяйства одна фирма, а продают ему товары другие фирмы.

Схема также показывает, что составной частью предмета микроэкономики является поведение людей как покупателей и продавцов на самых различных рынках, а сами рынки выступают в качестве важнейшего объекта изучения со стороны этой науки.

Субъектом экономики является государство, но микроэкономика рассматривает его в основном в качестве внешнего для экономики фактора. Государство следит за тем, чтобы экономика нормально функционировала, чтобы ее субъекты соблюдали установленные законы и правила, принимая необходимые меры к нарушителям.

Субъектами  экономики могут быть и различные  общественные объединения и организации. Это общества по защите прав потребителей, объединения по борьбе с наркотиками, проституцией, порнографией и т.п. Однако деятельность подобных субъектов также не привлекает особого внимания микроэкономики.

В целом микроэкономика имеет дело с субъектами экономики как производителями и потребителями и, соответственно, как покупателями и продавцами, объясняя их поведение в системе экономических отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления товарных благ. Эти отношения и составляют предмет данной науки. 

  1. Понятие равновесной цены и равновесного объема производства. Рыночное равновесие
 

Рыночная  цена на товар складывается в результате взаимодействия спроса и предложения данного товара. Она может быть равновесной и неравновесной.

Рыночное  равновесие - состояние рынка при  равенстве спроса и предложения. Рыночное равновесие:  
- устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже; и  
- выражается в равновесной цене продукта и в его количестве, реально продаваемом на рынке.  
Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложение в процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена (equilibrium price) — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём (equilibrium quantity) — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к  тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает  предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

Равновесной является цена, при которой спрос на данный товар равняется его предложению в данный период времени. Графически такая цена определяется с помощью точки пересечения кривых спроса и предложения, именуемой точкой рыночного равновесия.

рис.1

На  рисунке точка пересечения кривых спроса и предложения позволяет определить отрезок 0q1, характеризующий как величину спроса, так и величину предложения данного товара, и одновременно отрезок 0pе, характеризующий размер цены товара. Равенство спроса и предложения при этой цене свидетельствует о том, что эта цена равновесная.

Всякая  иная цена, отклоняющаяся вниз или вверх от нее, предстает как неравновесная, так как при ней спрос и предложение оказываются неравными.

Сравнение объемов продаж при равновесной и неравновесной ценах показывает, что на равновесном рынке продается данного товара больше, чем на неравновесном. В первом случае (рис. 1) объем продаж представлен отрезком 0qe, который больше, чем отрезок 0q1, характеризующий объем продаж как при высокой, так и при низкой цене.

Большей оказывается выгода, получаемая от продажи товара по равновесной цене, как у покупателей, так и у продавцов. В денежной форме эту выгоду для покупателей можно представить площадью 0р1eqе.

Она определяется количеством приобретаемого товара и ценами спроса, по которым покупатели были готовы приобретать товар. Причем площадь рер1е предстает как потребительский излишек. При неравновесной (рис. 2) цена площадь, характеризующая выгоду для покупателей, оказывается меньшей - 0p3аq1.

Выгода  продавцов при равновесной цене определяется площадью 0peeqe, характеризующей их выручку, покрывающую издержки и содержащую прибыль. При неравновесной цене: площадь выгоды продавцов оказывается меньше, даже когда цена выше равновесной - 0р4bq1.

Рисунки показывают также, что даже при равновесной цене часть покупателей и продавцов могут оказаться за пределами рынка. У первых цены спроса оказываются ниже рыночной цены, и они не в состоянии приобрести товар, у вторых выше рыночной цены оказываются издержки производства, и им заниматься производством и продажей товара оказывается невыгодно. Здесь хорошо видна стимулирующая роль рынка - он действует наподобие кнута и пряника, поощряя потребителей с высокими доходами и предприятия с низкими издержками, отторгая бедных потребителей и неэффективно работающих товаропроизводителей.

Очевидно  также, что рынок не способен удовлетворить потребности всех потребителей во всех предлагаемых товарах. Это означает, что в рыночной экономике должны также существовать нерыночные способы доведения производимой продукции до потребителей, например, через фонды общественного потребления, через благотворительные фонды и т.д. 

  1. Общий, средний и предельный доход фирмы и  прибыль
 

Коммерческие предприятия стремятся к тому, чтобы получаемые от продажи произведенных товаров доходы превышали издержки производства данного товара. Таков принцип коммерческого расчета.

 

Общий доход, получаемый от продажи произведенных товаров, образует валовую выручку предприятия (TR). Обычно ее получение завершает определенный этап работы предприятия (как правило, производство партии товара).

Размер  выручки зависит от двух составляющих: объема производства (q) и цены данного товара (р): TR = p q.

Данную  зависимость можно представить  графически.

На  рис. 1 площадь 0р1р1q1 представляет величину выручки.

рис. 1

Видно, что увеличить выручку можно, повышая цену или увеличивая объем производства.

Следует помнить, что если предприятие не является единственным производителем данного товара, то оно не может само назначать цены, цена устанавливается в результате внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Значит, при данной цене на товар выручка зависит от объема производства, который предприятие определяет само. Зависимость выручки от объема производства при неизменных ценах можно представить с помощью рис.2.

рис.2

Рисунок наглядно показывает зависимость выручки  от объема производимых товаров - больше объем, больше выручка.

Коммерческое предприятие работает ради прибыли (P), которая предстает как разность между выручкой (TR) и издержками производства (TC): P = TR - TC. Между тем издержки предприятия меняются с изменением объема производства, причем, как правило, не прямо пропорционально. Если мы наложим на данный рисунок кривую общих издержек, то получим следующую картину.

рис.3

Рисунок хорошо показывает, что при разных объемах производства прибыль разная. Ее нет при объеме менее 0q1, так как издержки оказываются больше выручки. Далее прибыль растет, и максимума достигает при объеме 0q2. Дальнейшее увеличение производства ведет к уменьшению прибыли, так как рост издержек превышает рост выручки. Значит, предприятие должно остановить рост производства в точке q2.

Для определения наиболее выгодного  объема производства предприятие должно руководствоваться следующим правилом: прибыль максимальна при таком объеме производства, при котором предельные издержки (MC) равны предельной выручке (MR).

Информация о работе Контрольная работа по "Экономическая теория"