Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:13, контрольная работа
По-гречески слово «микро» означает «малый». Получается, что дословно «микроэкономика» есть «малая экономика». Но это не вполне точно. За понятием «микроэкономика», как и за понятием «экономика», надо видеть два смысла. Во-первых, микроэкономика . это наука, выступающая как часть общей экономической науки, точнее, как раздел экономической теории. Во-вторых, микроэкономика – это объект изучения, являющийся лишь частью экономики как общественного хозяйства.
Однако интернализация далеко не всегда возможна или желательна. В использованном выше примере нет смысла объединяться химическому и пивоваренному заводам (если, конечно, не считать саму интернализацию, которая никогда не была бы главной причиной объединения). В некоторых случаях объединение двух производств может грозить потерей эффективности за счет отрицательной экономии от масштаба. Что касается примера с соседкой, невозможно создать семью со всеми людьми, с которыми вас связывают внешние эффекты...
Корректирующие налоги и субсидии
Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.
Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом, или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).
Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС.
Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А. Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC. Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD. Новое равновесие, достигнутое в точке В, является эффективным, так как выполняется условие:
МРС МЕС = MSC = MSB.
Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF.
Теперь рассмотрим
случай положительных внешних
стороны государства для установления эффективного уровня производства. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 2, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.
Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A. Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB. Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B, и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:
MEB MPB = MSB = MSC ,
где MPB - предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB.
Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия. Сопоставим действие налогов и штрафов.
1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны
MPC MEC = MSC ,
что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.
2. При установлении
размера корректирующего
Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.
3. Одна и та
же фирма может производить
одновременно несколько
По этим причинам
для уменьшения отрицательных внешних
эффектов часто используются не корректирующие
налоги и не штрафы, а государственная
регламентация. Государство может
устанавливать предельно
Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной выгоды.
Принцип решения проблемы внешних эффектов заключается поэтому в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной выгоде: MSC=MSB
Поскольку MSC = MPC + MEC, a MSB = MPB + MEB, то
MPC + MEC=MPB + MEB
При отрицательных внешних эффектах МЕВ=0 и МРВ = MSB, тогда решение проблемы негативных экстерналий в принципе выглядит так:
МРС + МЕС =MSB.
При положительных внешних эффектах МЕС=0 и МРС = MSС, то решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково:
MSC = MPB + MEB.
Важно подчеркнуть, что при решении проблемы экстерналий такие внешние эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. Это в то же время означает, что соответствующие внешние эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов.
Задачи
1. Рассчитайте нормативную потребность аптеки за месяц в этиловом спирте и определите соответствие его фактического расхода прогнозируемой потребности.
Рецептура аптеки в год, тыс. ед. | 150 |
в т. ч. ГЛС, % | 80 |
Аптека обеспечивает ЛС: | |
поликлинику с числом прикрепленных жителей, тыс. чел. | 10 |
дом-интернат для престарелых и инвалидов, число мест | 70 |
школу с общим числом учащихся | 500 |
детский сад с общим числом мест | 250 |
детские ясли с общим числом мест | 60 |
санаторий кардиологического профиля с общим числом мест | 100 |
хирургическое отделение больницы, число пролеченных больных за месяц | 50 |
Фактическое потребление спирта в аптеке за месяц, кг | 80 |
Э (кол-во экстемпоральных рецептов) = Р * (100 – ГЛС%) / 100, где Р – рецептура аптеки
Э = 150 000 * (100 – 80) / 100 = 30 000
Используя нормативы потребления этилового спирта (по Приказу Минздрава СССР №245 от 30.08.1991г.), рассчитываем НП (нормативная потребность) аптеки за год (кг):
- по экстемпоральной рецептуре
НП1 = 2800 * 30 000 / 1000 = 84 000 г = 80 кг
- по поликлинике
НП2 = 50 * 10 000 = 500 000 г = 500 кг
- по дому-интернату
НП3 = 800 * 70 = 56 000 г = 56 кг
- по школе
НП4 = 2 * 500 = 1000 г = 1 кг
- по детскому саду
НП5 = 20 * 250 = 5 000 г = 5 кг
- по детским яслям
НП6 = 100 * 60 = 6 000 г = 6 кг
- по санаторию
НП7 = 700 * 100 = 70 000 г = 70 кг
- по больнице (за месяц)
НП8 = 400 * 50 = 20 000 г = 20 кг
Общая НП (кг) за год (исключая кол-во этилового спирта на хирургическое отделение):
НП = НП1 + НП2 + НП3 + НП4 + НП5 + НП6 + НП7
НП = 80 + 500 + 56 + 1 + 5 + 6 + 70 = 718 кг
Общая НП аптеки в этиловом спирте (кг) за месяц:
НП = 718 / 12 + 20 = 79,8 кг
Превышение расхода над потребностью составляет 0,2 кг (79,8 ˂ 80)
2. Рассчитайте нормативную потребность аптеки за месяц в промедоле и определите соответствие его фактического расхода прогнозируемой потребности.
Численность населения, обслуживаемого аптекой | 48 тыс. чел. |
Фактический расход промедола в аптеке за месяц: | |
- порошок | 4,5 г |
- раствор 1% - 1,0 | 600 амп |
- раствор 2% - 1,0 | 200 амп |
- таблетки 0,025 №10 | 20 уп |
НП потребления наркотических ЛС (в гр) утверждены Приказом Минздрава РФ №330 от 12.11.1991г.
НП (за год) = 5,0 * 48 000 / 1000 = 240 г
НП аптеки в промедоле за месяц (г):
НП = 240 / 12 = 20 г
Для сравнения расхода и НП необходимо по конкретным ЛФ пересчитать на чистое действующее вещество (г):
- по порошку
П1 = 4,5 г
- по раствору промедола 1% - 1 мл
П2 = 0,01 * 600 = 6,0 г
- по раствору промедола 2% - 1 мл
П3 = 0,02 * 200 = 4,0 г
- по таблеткам 0,025 №10
П4 = (0,025 * 10) * 20 = 5 г
Фактическое потребление промедола за месяц:
П = П1 + П2 + П3 + П4
П = 4,5 + 6,0 + 4,0 + 5 = 19,5 г
Превышения расхода над потребностью нет (20 ˃ 19,5).
3. Рассчитайте действительный, реализованный и неудовлетворительный (скрытый и явный) спрос на валокордин за квартал.
Месяц | Число обращений
(среднее в день) |
К-во проданного
товара А (ср. в день) |
Число замен
(среднее в день) |
Январь | 25 | 21 | 3 |
Февраль | 26 | 18 | 2 |
Март | 24 | 20 | 3 |
Действительный спрос равен числу обращений в аптеку за конкретным товаром.
Реализованный спрос равен фактическому потреблению данного товара.
Неудовлетворительный скрытый спрос равен числу замен данного товара на аналогичный.
Неудовлетворительный
явный спрос равен числу
Рассчитаем величину различных видов спроса за день:
- действительный спрос
ДС = (25 + 26 + 24) / 3 = 25 фл.
- реализованный спрос
РС = ((21 – 3) + (18 – 2) + (20 – 3)) / 3 = 17 фл.
- неудовлетворительный спрос
Информация о работе Контрольная работа по "Экономическая теория"