Конкурентоспособность услуг в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования – оценка конкурентоспособности услуг ООО «ПродКом».

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть теоретические основы оценки конкурентоспособности торгового предприятия;
рассмотреть методы определения конкурентоспособности и проблемы, связанные с оценкой конкурентоспособности;
провести оценку конкурентоспособности торгового предприятия на рынке продуктов питания;
на основании проблем, выявленных в результате анализа, предложить методы обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Конкурентоспособность торгового предприятия в современных экономических условиях 5
1.1.Факторы и критерии конкурентоспособности товаров 5
1.2. Методология оценки конкурентоспособности товаров 13
1.3. Формирование конкурентных преимуществ торгового предприятия 16
2. Оценка конкурентоспособности ООО «ПродКом» на рынке продуктов питания 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика 23
ООО «ПродКом» 23
2.2. Оценка конкурентоспособности товаров ООО «ПродКом» на рынке продуктов питания 29
3. Обеспечение конкурентоспособности ООО «ПродКом» 37
на рынке продуктов питания 37
Заключение 42
Библиографический список 44

Работа содержит 1 файл

КР 2411 дор.doc

— 717.00 Кб (Скачать)
 
 

    Как видно из табл. 2.1. ООО «ПродКом»  проигрывает своим конкурентам  по таким позициям как качество обслуживания и реклама.

    Результатом деятельности предприятия является получение прибыли. Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной  деятельности предприятий, так как  в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др.

    Для расчета эффективности коммерческой деятельности предприятия используются такие показатели, как рентабельность, оборот розничной торговли, издержки обращения, валовой доход и др. В табл. 2.2 приведены показатели деятельности ООО «ПродКом» в 2008-2010 годах.

Таблица 2.2

Динамика  основных экономических показателей  деятельности розничного торгового предприятия ООО «ПродКом» за 2008- 20107 гг. 

Показатели 2009 г. 2010 г. Изменение
Асб. %
1 2 3 4=3-2 5=3/2*100
Товарная  продукция, тыс. руб. (без НДС) 10820,31 17144,25 6323,94 158,45
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 9896,00 14429,34 4533,34 145,81
Себестоимость продукции, тыс. руб., в том числе: 8213,68 13738,17 5524,49 167,26
Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб. 0,83 0,95 0,12 114,71
Прибыль от реализации, тыс.руб., в том числе: 1682,32 691,17 -991,15 41,08
Рентабельность  производства продукции, %: 20,48 5,03 -15,45 24,56
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. 78,00 80,00 2,00 102,56
Фондоотдача, руб. / руб. 126,87 180,37 53,49 142,16
Среднесписочная численность, чел. 49,00 56,00 7,00 114,29
Среднегодовая выработка на одного работающего, тыс. руб./чел. 220,82 306,15 85,32 138,64
Среднегодовая зарплата одного работающего ППП, тыс. руб. 86,30 139,17 52,87 161,26
Среднегодовая зарплата одного рабочего ППП, тыс. руб. 120,82 194,83 74,01 161,26
Сумма постоянных затрат, тыс.руб. 6263,25 8118,24 1854,98 129,6
Сумма переменных затрат на весь выпуск продукции, тыс.руб. 1950,43 5619,94 3669,51 288,13
 
 

     В 2010 году увеличились объемы товарной продукции в стоимостном выражении на 58,41%, а объем реализованной продукции увеличился на 45,81%, что было вызвано снижением спроса на продукцию.

     Наблюдается рост объемов реализованной продукции на 4533,34 тыс.руб. или на 45,81%. Однако рост объемов реализации наблюдался в основном в первом полугодии 2010года, во втором наблюдалось снижение объемов реализации по сравнению с аналогичными периодами предыдущих годов.

     Рост  объемов реализации привел к росту  себестоимости на 5524,49 тыс.руб. или на 67,26%, росту затрат на 1 рубль реализованной продукции на 0,12 руб., что показывает неэффективность затрат. Это вызвало снижение прибыли от реализации в 2010 году на 991,15 тыс.руб. или на 58,92%, в том.

     Снижение  прибыли в свою очередь привело к снижению рентабельности деятельности на 15,45%. В связи с высоким уровнем затрат на 1 руб. продукции – 0,83 руб. и 0,95 руб. в 2009 и 2010 годах соответственно, уровень рентабельности продукции предприятия низкий.

     Несмотря  на рост численности, наблюдается рост среднегодовой выработки одного работающего на 85,32 тыс.руб./чел., что показывает эффективность использования трудовых ресурсов. Однако темп роста среднегодовой зарплаты одного работающего – 61,25% превышает темпы роста среднегодовой выработки – 38,64%, что показывает перерасход средств по фонду заработной платы, что приводит к росту себестоимости.

     В 2010 году наблюдается увеличение фондоотдачи на 53,49 руб. или на 42,16%, т.е. с каждого вложенного рубля в основные фонды в 2010 году предприятие получает больше продукции, что показывает эффективность использования основных фондов.

     Таким образом, анализ основных экономических  показателей позволяет сделать  вывод о снижении эффективности  деятельности предприятия, несмотря на рост выручки от реализации всех видов продукции, эффективное использование трудовых ресурсов и основных фондов. Данный вывод обосновывается тем, что в 2010 году наблюдается снижение прибыли от реализации всех видов продукции предприятия, рентабельности, что вызвано неэффективностью затрат. Основными резервами роста эффективности деятельности предприятия являются снижение затрат, рациональное использование средств на заработную плату, рост объемов реализации.

    Структура ассортимента продовольственных товаров  представлена в табл. 2.3. В настоящее время достаточно сильно развита конкуренция между поставщиками и производителями товаров, каждый борется за покупателя.

    Таблица 2.3

    Структура ассортимента продовольственных товаров 

    ООО «ПродКом» за 2010 г.

№ п\п Товарная группа Доля в ассортименте, %
1 Кулинария 25
2 Салаты  10
3 Мясные полуфабрикаты 40
4 Выпечка и кондитерские изделия 25
 

    Как видно из табл. 2.3 наибольшую долю занимают мясные полуфабрикаты, менее всего  - салаты.

    Материально-техническая  база ООО «ПродКом» достаточно развита. На территории ООО «ПродКом» есть пекарня, в которой выпекают хлеб и хлебно-булочные изделия, в этом помещении имеется оборудование тесто мешалка, печь, формы для выпечки хлеба. Предприятие занимается сбытом этой продукции на населению, где питаются рабочие предприятия.

     В расположении предприятия находится  ферма, в которой выращивают свиней, для реализации мяса. Насчитывается  около 200 голов породистых свиней из них 130  взрослых и 70 маленьких поросят. Масса у поголовья различная. Максимум достигает до 250 кг живого веса.

    Таким образом, ООО «ПродКом» уже достаточно давно существует на рынке и имеет достаточно устойчивое финансовое положение, а также развитию материально-техничесую базу, для осуществления эффективной коммерческой деятельности.

    2.2. Оценка конкурентоспособности  товаров  ООО «ПродКом» на рынке продовольственных товаров

 

    Конкурентоспособность – важнейшая особенность товаров-конкурентов, базирующаяся на определенных принципах: комплексность, относительность, социальная адресность [9].

    Комплексность конкурентоспособности товаров  заключается в том, что при  ее оценке должна учитываться совокупность критериев, определяющих особенности  товаров-конкурентов.

    Проведем  анализ конкурентоспособности товаров  ООО «ПродКом» на примере мясных полуфабрикатов, определим полуфабрикаты какой марки является наиболее конкурентоспособной.

    На  данном рынке ООО «ПродКом» имеет  двух основных конкурентов, которые  реализуют практически такой  же ассортимент и еще нескольких конкурентов, которые также представляют мясные полуфабрикаты, но уже с менее широким ассортиментом. К ним относятся - ООО «Сибирский Гурман», ООО «Торговая площадь» и ЗАО «Савор». 

    Методом исследования был выбран опрос экспертов. В качестве экспертов выступили  сотрудники предприятия товароведы и технологи. Основные выводы полученные в результате исследования приведены ниже.

    Оценка  конкурентоспособности полуфабрикатов опиралась на оценку качества продукции, так как полуфабрикаты низкого качества, редко пользуются спросом и предприятие которое дорожит своим авторитетом не будет реализовывать такую продукцию потребителям.

    Показатели  качества целого продукта определяли в следующей последовательности:

    - внешний вид, цвет и состояние поверхности определяли визуально наружным осмотром; запах (аромат) – на поверхности продукта; запах в глубине продукта определяли следующим образом: вводили деревянную иглу в толщу и быстро определяли оставшийся запах на поверхности иглы; консистенцию – легким надавливанием пальцами или шпателем на поверхность продукта.

    Показатели  качества разрезанного продукта определяли в следующей последовательности:

    - внешний вид (структура и распределение ингредиентов), цвет – визуально на продольном разрезе полуфабрикатов; запах (аромат), вкус и сочность – апробируя полуфабрикаты сразу же после их нарезания, отмечали отсутствие или наличие постороннего запаха, привкуса, степень выраженности аромата пряностей, соленость; консистенцию продукта -  надавливанием, разрезанием, разжевыванием. При этом устанавливали плотность, рыхлость, нежность, жесткость, крошливость.

    Изделия оценивались по пятибалльной шкале: 1-Очень плохое, 2 – плохое, 3 –  удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 –  отличное.

    Результаты  представлены в таблице 2.4.

    Таблица 2.4

    Оценка  показателей качества натуральных полуфабрикатов

Показатели  качества ООО «Торговая  площадь» ООО «СПК» ООО «КП Сибирский  Гурман» ЗАО «Савор» ООО «ПродКом»
Целый продукт          
1. Внешний  вид 5 5 4 4 5
2. Цвет 5 5 5 4 4
3. Состояние  поверхности 4 5 4 4 4
4. Запах  на поверхности 4 5 5 4 5
5. Запах  внутри продукта 5 4 4 3 5
Разрезанный продукт          
1. Внешний  вид разреза 5 4 3 4 5
2. Запах  на разрезе 5 4 4 3 4
3. Цвет  на разрезе 4 5 5 4 5
4. Вкус 4 5 4 4 5
Упаковка 5 5 4 4 5
Ассортимент 4 5 4 3 4
ИТОГО 46 47 42 38 47
Средняя оценка 4,6 4,7 4,2 3,8 4,7

    По  результатам таблицы 2.4 можно сделать следующие выводы.

    Наибольшую  оценку получили такие компании как  ООО «СПК» и ООО «ПродКом». Это свидетельствует о том, что  по показателям качества мясных полуфабрикатов этих компаний больше всего соответствуют требованиям.

    ООО «ПродКом» получило наибольшую оценку по таким критериям как внешний  вид, запах на поверхности и внутри продукта, внешний вид, цвет, вкус разрезанного продукта и упаковка.

    Наименьшую  оценку получила компания ЗАО «Савор». Их мясные полуфабрикаты получили удовлетворительную оценку по запаху как целого продукта так и на разрезе, что свидетельствует либо об использование некачественного сырья, либо о несоблюдении сроков хранения (табл. 2.5).

    Таблица 2.5

    Оценка  показателей качества натуральных полуфабрикатов

Показатели  качества ООО «Торговая  площадь» ООО «СПК» ООО «КП Сибирский  Гурман» ЗАО «Савор» ООО «Продком»
Целый продукт          
1.Внешний  вид 4 4 5 4 5
2. Цвет 4 4 4 4 5
3.Состояние  поверхности 4 5 4 4 5
4. Запах  на поверхности 5 5 4 4 4
5.Запах  внутри продукта 4 5 4 3 5
Разрезанный продукт          
1.Внешний  вид разреза 4 5 4 4 4
2.Запах  на разрезе 5 5 4 4 4
3.Цвет  на разрезе 4 4 5 3 4
4. Вкус 5 5 4 4 4
Упаковка 4 4 4 4 4
Ассортимент 4 5 2 4 3
ИТОГО 43 46 42 38 44
Средняя оценка 4,3 4,6 4,2 3,8 4,4

Информация о работе Конкурентоспособность услуг в торговле