Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:59, дипломная работа
Развивающиеся рыночные отношения коренным образом изменяют условия функционирования предприятий, организаций, всех хозяйственных систем. От директивно-распорядительных механизмов с жестко определенной системой ограничений всех аспектов хозяйственной деятельности экономика переходит к рыночной модели, где решающее значение приобретают спрос и предложение, конкуренция, свобода предприятия в выборе стратегии и тактики своего развития. Рыночные процессы непосредственно влияют на уровень цен, условия кредитования и размер учетных ставок, условия страхования, валютные курсы, а это в свою очередь влияет на конкурентоспособность.
Введение
1. Конкурентоспособность как важнейший фактор устойчивого развития предприятия
1.1 Понятие конкурентоспособности
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Методы оценки конкурентоспособности
1.4 Отечественный и зарубежный опыт повышения конкурентоспособности коммерческих предприятий
2. Анализ конкурентоспособности СООО «Модерн Трэйд»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ внутренней среды маркетинга организации
2.3 Анализ внешней среды маркетинга организации
3. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе инновационного развития
3.1 Выделение ключевых факторов в сфере инновационной деятельности
3.2 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Заключение
Из всех действующих торговых центров Минска только ТЦ «Паркинга и ТЦ «Атлантик» отличаются от других возможностью предоставления многоэтажного паркинга для посетителей, что значительно разгружает прилегающие улицы и уменьшает скопление автомобильного транспорта, поэтому строительство торговых центров аналогичных форматов с паркингом в центральной части привлекательно для администрации города.
Почти все действующие торговые центры столицы имеют общие черты, скорее являющиеся недостатками, чем достоинствами. В большинстве из них площади поделены на мелкие магазинчики, редко занимающие более 30 кв. м. В их составе мало предприятий общественного питания, отсутствуют точки и зоны так называемого неторгового притяжения — холлы, атриумы и прочие места, привлекательные для посетителей. Налицо запутанная система навигации. В ряде торговых центров отсутствует распределение секций по ассортименту (между двумя магазинами, торгующими одеждой, вполне может оказаться магазин по продаже кухонной утвари или техники).
Таблица 2.5 Характеристики основных крупных торговых центров г. Минска
Торговый центр | Расположение | Площадь, кв. м | Ценовая категория |
ТЦ «Манеж» | Кульман, 11 | 5500 | Средняя |
ТЦ «Строитель» | Ул.Тимирязева, 125 |
| Средняя |
ТЦ «Град» | Ул. Тимирязева | 30000 |
|
ТЦ «Зеркало» | В. Хоружей, 66 |
| Выше средней |
ТЦ «Купаловский» | Октябрьская площадь |
| Выше средней |
ТЦ «Европа» | Сурганова, 57а | 10 500 | Высокая |
ООО «Строй-Сервис» | Я. Коласа, 3 |
| Средняя |
ТЦ «Паркинг» | Куйбышева,40 |
| Высокая |
ТЦ «ОМО» | Ул. Хоружей |
| Низкая |
ТЦ «Атлантик» | Кульман, 56 |
| Ниже средней |
ООО «Строй-Сервис» | Ст. м. «Партизанская» | 3000 | Средняя |
ТЦ «Поделкин» | Могилевская, 2/1 | 3500 | Средняя |
ОТЦ «Столица» | Пл. Независимости | 80000 |
|
ТЦ «Европа» расположен в современном четырехэтажном здании по адресу ул. Сурганова, 57а. Открылся 6 марта 2004 г. Общая площадь ТЦ «Европа» составляет 10 500 кв.м. На этой территории расположено более 150 бутиков и магазинов. Торговые площади распределены следующим образом: 2 000 кв. м одежды и обуви, 500 кв. м парфюмерии и косметики, 500 кв. м товаров для дома, детский развлекательный центр «Дино-парк», кафе, салон красоты и солярий, 1 200 кв. м - парковка.
ТЦ «Подземный город» находится по адресу Партизанский проспект, 81. В настоящее время возникает путаница данного ТЦ с построенным на площади Независимости подземным комплексом «Столица», который для простоты называют Подземным городом.
В настоящее время в г. Минске имеется ряд торговых центров локального значения, малоформатные или находятся на стадии проектирования и строительства:
- Торговый центр, пересечение ул. Чайлытко-Сухаревская;
- Торговый центр, ул. Немига выполненый в стиле, имитирующем архитектуру 19-го века, чтобы вписаться в ансамбль Верхнего Города. Планируется возведение над ул. Немига мостов, соединяющих центр с Торговым Домом «На Немиге». Возведение данного ТЦ продолжается уже более трех лет;
Можно сделать вывод, что СООО «Модерн Трэйд» на данный момент имеет множество конкурентов, расположенных по всему городу Минску с разной торговой площадью и разными ценовыми категориями. С ними конкурировать трудно, но можно. Чтобы удержать позиции на занимаемом сегменте рынка организации СООО «Модерн Трэйд» необходимо не только расширять свою деятельность, но и приобрести немного стабильности в своём поступательном развитии.
У предприятия СООО «Модерн Трэйд» на белорусском рынке строительных материалов три основных конкурента: ООО «Строй-Сервис», ООО «Строймаркет», ООО «Белстрой».
Таблица 2.6 Балльная оценка конкурентов
Критерий | Значимость критерия | Оценка конкурентов в баллах | |||||||
СООО «Декорум» | ООО «Строй-Сервис» | ООО «Строймаркет» | ООО «ОМО» | ||||||
баллы | Общая оценка с учетом значимости критерия | баллы | Общая оценка с учетом значимости критерия | баллы | Общая оценка с учетом значимости критерия | баллы | Общая оценка с учетом значимости критерия | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Уровень обслуживания | 0,2 | 4 | 0,8 | 4 | 0,8 | 4 | 0,8 | 4 | 0,8 |
Транспортная доступность | 0,2 | 5 | 1 | 5 | 1 | 3 | 0,6 | 4 | 0,8 |
Уровень цен на продукцию | 0,2 | 4 | 0,8 | 4 | 0,8 | 4 | 0,8 | 4 | 0,8 |
Географическое расположение | 0,1 | 5 | 0,5 | 4 | 0,4 | 3 | 0,3 | 3 | 0,3 |
Качество продукции | 0,3 | 5 | 1,5 | 5 | 1,5 | 5 | 1,5 | 5 | 1,5 |
Итого | 1 |
| 4,6 |
| 4,5 |
| 4 |
| 4,2 |
Для учета всех характеристик исследуемых предприятий рассчитаем показатели конкурентоспособности комплексным методом.
Рассчитаем групповые показатели по параметрам по формуле:
(2.1)
расчет группового показателя для СООО «Модерн Трэйд»:
Iтп = 0,2*4+0,2*5+0,2*4+0,1*5+0,3*5 = 4,6
расчет группового показателя для ООО «Строй-Сервис»:
Iтп = 0,2*4+0,2*5+0,2*4+0,1*4+0,3*5 = 4,5
расчет группового показателя для ООО «Строймаркет»:
Iтп = 0,2*4+0,2*3+0,2*4+0,1*3+0,3*5 = 4
расчет группового показателя для ООО «ОМО»:
Iтп = 0,2*4+0,2*4+0,2*4+0,1*3+0,3*5 = 4,2
Расчет комплексных показателей конкурентоспособности указывает на высокую конкурентоспособность исследуемой организации. СООО «Модерн Трэйд» отличается от остальных своих конкурентов удобной транспортной и географической доступностью. Качество продукции на предприятии, а также цены на продукцию находятся примерно на одном уровне во всех исследуемых организациях.
Рисунок 2.4 - Бальная оценка конкурентов
Таким образом, можно сказать, что исследуемая организация более конкурентоспособна в сравнении с ближайшими конкурентами. Однако это во многом благодаря географическому расположению и транспортной доступностью, чем более высокому качеству продукции или другим характеристикам организации.
Анализ маркетинговой среды завершим SWOT-анализом.
Многие организации применяют SWOT-анализ как первый шаг на пути к разработке своего маркетингового плана, потому что это относительно простой процесс. Это полезная ревизия, помогающая активизировать мыслительный процесс, но эффективна она только в том случае, если за анализом последует рассмотрение вопросов, поднятых им, и составление фактических планов по использованию полученных в его ходе данных.
SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков (ССВР), с которыми сталкивается организация или продукт.
Таблица 2.7 Матрица анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ)
Внутренние факторы | - Квалифицированный менеджмент - Концепция и расположение - Ассортимент товаров и услуг для потребителей с доходом «средний» и выше - Взвешенная политика ценообразования - Позитивный имидж и позиционирование - Введение дисконтной системы | - Низкая взаимосвязь и взаимопонимание между службами и отделами - Дефицит персонала рабочих специальностей | ||
| сильные | слабые |
| |
Внешние факторы |
| возможности | угрозы |
|
• Привлечение большего количества потребителей в связи с открытием объектов 2 этажа • Выбор потребителем как единого места покупок стройматериалов • Повышение лояльности покупателей к организации • Выбор организации вместо рынков как основное место покупок | - Регулирование розничной торговли и сектора предоставления услуг административными органами - Увеличение цен на энергоносители - Реализация продукции государственных предприятий в соответствии с выделяемыми обязательными объемами («фондами») - Строительство конкурентами схожих по формату и концепции объектов |
Сильные и слабые стороны относятся к внутренним факторам, на некоторые из них можно повлиять или изменить их. Возможности и риски — это внешние факторы, которые часто изменить невозможно.
Таким образом, можно заключить, что в своём сегменте рынка СООО «Модерн Трэйд» является конкурентоспособной, однако, для дальнейшего развития необходимо совершенствовать менеджмент и систему управления организацией, а также совершенствовать маркетинговую политику с помощью современных технологий организации торговли.
3. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе инновационного развития
3.1 Выделение ключевых факторов в сфере инновационной деятельности
Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.
В современных условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является его автоматизация.
Сегодня даже самая небольшая компания считает должным представлять свои интересы в сети Интернет. Основным шагом повышения эффективности деятельности по продажам в СООО «Модерн Трэйд» является проведение рекламной кампании на основе организации вэб-сервера в сети Интернет.
СООО «Модерн Трэйд» не имеет своего сайта в Интернете. Поэтому основным направлением повышения конкурентоспособности предприятия в сфере инновационной деятельности является создание Интернет-сайта и проведение рекламной компании на его основе.
На сайте предполагается отображать подробную информацию о наличии товаров, их визуализации, детального описания других продуктов и услуг, предоставляемых компанией, а в будущем предоставления возможности заказа товаров через Интернет, используя технологию заказа необходимой продукции прямо на сайте с автоматическим немедленным отправлением заполненного клиентом бланка заказа непосредственно на электронную почту компании.
В скором времени необходимо будет увеличить также консультативную нагрузку на сайт за счет размещения на нем подробных потребительских описаний, видов маркировки, описания предназначения и способа изготовления предлагаемой продукции. Попав на сайт, клиент должен иметь возможность получить исчерпывающую информацию по любому вопросу, связанному с предлагаемой продукцией и услугами. Тогда у него не останется никаких вопросов и ему останется только заполнить бланк заказа и получить оперативный ответ. В связи с этим увеличится объем сайта.
Помимо этого, предлагается максимально использовать элементы Интернет-маркетинга в целях информирования и привлечения в качестве посетителей представителей целевой аудитории Интернет-ресурса.
Реклама в Интернет – это инструмент, использование которого является необходимым условием для успеха и популярности любого Интернет-ресурса, для эффективного создания и поддержания имиджа компании или мероприятия, для продвижения торговой марки на рынке и т. д.
Цель: обеспечить устойчивый, растущий уровень продаж товаров и услуг компании - владельца сайта.
Чтобы добиться успеха в сети, потребуется приложить немало усилий для:
привлечения посетителей на веб-сайт;
поиска в сети покупателей для продукции/сервиса;
создания (улучшения) в Интернете имиджа компании, ее продукции и услуг.
Чтобы клиент мог легко найти интересующую его продукцию и информацию необходимо создать внутри сайта собственную поисковую систему. Необходимо разместить баннерную рекламу на большей части наиболее посещаемых «проводниковых» интернет-ресурсах. Это необходимо для повышения популярности самого сайта, чтобы потенциальные клиенты могли легко обнаружить сайт компании.
Несомненно, необходимо создать собственный список рассылки по электронной почте. Это не потребует значительных усилий и капиталовложений, а эффективность данного шага будет весьма высокой, т.к. данная рассылка будет распространяться по целевой аудитории, а не случайным образом.
Использование новых технологий и систем, подобных глобальной компьютерной сети Интернет, в комплексе маркетинга предприятия может успешно развиваться на основе оценки эффективности их использования, в том числе экономического эффекта от внедрения и использования на предприятии. В этой связи проблема оценки эффективности использования ресурсов Интернет в системе маркетинга является одной из важнейших.