Конкуренция на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность формирования и развития конкурентных отношений на рынке труда в сфере современной экономики России.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
дать характеристику рынка труда как основы конкурентных отношений в сфере занятости;
обобщить теоретические подходы к анализу конкуренции и раскрыть сущность и содержание конкуренции на рынке труда;
осуществить анализ структуры конкурентных отношений в сфере занятости;
рассмотреть виды и методы конкуренции на рынке труда;
определить основные направления развития рынка труда и конкурентных отношений в сфере занятости в условиях трансформируемой экономики России.

Работа содержит 1 файл

текст курсовой.docx

— 322.22 Кб (Скачать)

     15 декабря 2010 года Ассоциация консультантов по персоналу (АКПП) совместно с Группой Компаний SLON при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ провели практическую конференцию «Фокус на будущее. Российский рынок труда в 2011году: тенденции, прогнозы и направления развития».

     Основной  целью практической конференции  было дать ответы на вопрос: «Что готовит 2011год?». Мероприятие позволило рассмотреть  тенденции развития кадрового рынка, обозначить текущие изменения в  области управления человеческими  ресурсами и подготовки кадров, а  также обсудить наилучшие стратегии  эффективной работы предприятий  на посткризисном пространстве.

     В ходе обсуждения на конференции определялись основные качества и навыки, которыми сегодня должны обладать сотрудники, чтобы быть востребованными и  завтра. Были подняты вопросы развития потенциала сотрудников и увеличения производительности труда. Участники  конференции обменялись мнениями о  перспективе социально-экономического развития России в 2011 г., о вносимых поправках в нормативно-правовую базу, регламентирующую сферу трудовых отношений в России.

     Президент Ассоциации консультантов по персоналу, генеральный директор Холдинга «Империя Кадров» Юлия Сахарова напомнила, что сейчас российское государство придерживается инновационной политики развития. «Должны быть люди, которые обладают техническими знаниями, а их как раз и не хватает», - сказала она. Кроме того, по ее мнению, в РФ не хватает органа, который бы четко отслеживал потребности бизнеса и подготовку нужных ему специалистов [12].

     В посткризисной экономике особое внимание необходимо уделить системной работе с персоналом. В систему мер могут входить: регулярность обучения и развития персонала (а не эпизодически проводимые тренинги), система оценки сотрудников (а не ситуативные мероприятия), грамотная система вознаграждения (а не прецедентное установление размеров зарплат) и т.д. На 2011 год по данным компании CASE [10]значительное количество компаний запланировали подобные меры для удержания своих сотрудников (см. таблицу 4) 

Таблица 4.

Рейтинг запланированных на 2011 год мер для удержания сотрудников

Мера % компаний, запланировавших  эту меру
Новые программы обучения и развития 69
Корпоративные мероприятия для повышения мотивации  сотрудников  66
Программы оценки персонала  62
Исследование  лояльности, удовлетворенности, вовлеченности  действующих сотрудников  58
Программы стажировок 42
Социально значимые, в том числе благотворительные  проекты  34
Улучшение условий на рабочем месте  30
Введение  гибкого графика работы сотрудников  10
 

     Позицию руководства страны озвучил вице-премьер  Александр ЖУКОВ на выездном совещании  в столице Бурятии правительственной  комиссии по ситуации на рынке труда 17 ноября 2010 года.

     Правительство РФ считает целесообразным продолжить финансирование программ, направленных на стабилизацию рынка труда в плане снижения конкуренции между социально незащищенными соискателями рабочих мест. Важнейшим направлением в программах станет продолжение содействия самозанятости безработных и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то есть субсидирование лиц, желающих организовать собственное дело [21].

     Последние данные, опубликованные на сайте Минздравсоцразвития  России, говорят о том, что за восемь месяцев 2010 года (данные на сентябрь 2010 года) создали собственный бизнес на государственную субсидию размером 58 800 рублей 121 500 безработных [8].

     На  второй план в этом году отойдет  поддержка организации общественных работ для безработных, а финансирование опережающего обучения работников, находящихся  под риском увольнения, теперь будет  увязываться с планами модернизации и развития предприятий.

     Согласно  данным сайта Минздравсоцразвития, в 2011 году новой мерой поддержки  россиян будет возмещение работодателю затрат на оснащение рабочего места  для развития надомной и дистанционной  занятости для многодетных родителей  и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Работодатель сможет получить компенсацию  в 50 000 рублей за каждое рабочее место [31].

     Что касается работников бюджетной сферы, то в 2010 г., в связи с кризисом, индексации их зарплат из средств бюджета не предусматривалась, а с января 2011 г. фактически исчезнет само понятие «бюджетная организация». Конец 2011 г. и 2012 г. приходятся на парламентские и президентские выборы, и, безусловно, нельзя исключить связанных с этим повышений зарплат отдельным категориям «бюджетников».

     Подводя итоги, можно сказать, что предыдущий год был показательным: компании, сохранившие себя в кризис, направили  все свои устремления на повышение  результативности работы сотрудников.

     В 2011 году, скорее всего, сохранится высокая конкурентность работодателей в сфере поиска персонала, вырастет объем рынка рекрутинговых услуг. В целом, напряженность на рынке труда будет спадать, но для различных сегментов и региональных рынков это будет происходить с разной скоростью. Ожидается, что в 2011 году в проблемных сегментах, где еще сохраняется напряженность, установится разумное соотношение предложения и спроса [2].

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В ходе анализа исследуемой проблемы было выявлено, что рынок труда является сферой обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами экономики государства. Они определяют условия найма рабочей силы, величину оплаты и характер требуемых услуг на рынке труда. Основные субъекты конкурентной борьбы на рынке труда - наемные работники и работодатели; в качестве представителей которых часто выступают профсоюзы и объединения работодателей. Государство также может выступать в качестве работодателя, при этом, оно играет особую роль, устанавливая правила игры и формируя институциональную среду, в которой действуют субъекты рынка труда.

     Российский  рынок труда на современном этапе переживает серьезные перемены, связанные сростом дефицита кадров, реструктуризацией экономики и усилением конкуренции на рынке. При этом, присутствуют лишь некоторые сегменты, в рамках которых преобладают черты совершенной конкуренции (например, рынок высококвалифицированных рабочих специальностей). И все же для современного российского рынка труда, существующего в условиях как высокоразвитой рыночной, так и переходной экономики, более характерна несовершенная конкуренция, включая такие ее полярно противоположные формы, как монопсония и монополия, где сама конкуренция почти исчезает.

     Рынок труда в российских условиях значительно сегментирован. В крупных городах он отличается, например, более высокой степенью свободы конкуренции. Здесь наблюдается как повышенный спрос на трудовые услуги определенного вида, так и растущее их предложение. Причем предложение постоянно пополняется за счет притока рабочей силы из других регионов, а равно из стран ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом, в крупных городах конкуренция работает, но чем дальше от центра, тем в большей степени присутствует контроль рынка со стороны одного или нескольких мощных субъектов, что объясняется некоторыми объективными предпосылками.

  Фактор географической и экономической удаленности друг от друга основных российских регионов создает благоприятные условия для монополизации региональных рынков труда отдельными мощными «игроками». Кроме того, высокий удельный вес в российской экономике сырьевого сектора и связанных с ним предприятий имеет тенденцию оказывать самое существенное влияние на общий предпринимательский климат, создавая условия для концентрации экономической мощи и административного влияния в руках нескольких десятков компаний, контролирующих финансовые потоки.

     Социально-экономические  последствия конкуренции на рынке  труда противоречивы. Этот феномен позитивно меняет структуру рабочей силы, побуждая людей следовать техническому прогрессу и запросам рынка. Соперничество между работниками стимулирует их индивидуальную трудовую мобильность, стремление повышать свой квалификационный уровень. Конкуренция между работодателями заставляет их повышать зарплату, предлагать работникам весомый социальный пакет, предоставлять возможности для развития, самореализации и служебного роста, улучшать рабочие места и психологический климат в трудовом коллективе. В итоге повышается результативность использования ресурсов.

     Вместе  с тем конкуренция обладает разрушительной силой. Предприятия, потерпевшие в  ее ходе поражение, причиняют обществу немало хлопот. Будучи в целом полезными, банкротства, если их слишком много, чреваты замедлением экономического роста, снижением занятости, обострением  социальных проблем, ростом преступности. Позитивные последствия банкротства  проявляются тогда, когда его  терпят неэффективные фирмы; если же банкротства обусловлены монопольной  позицией конкурентов, их близостью  к властным структурам, связями с  криминальным миром, давлением на судебные органы, то вред от этого трудно переоценить. Победа в конкурентной борьбе зачастую обусловливается внерыночными факторами: близостью к власти (особенно региональной), «административному ресурсу», вмешательством силовых ведомств и т.п. В результате эффективные предприятия нередко подвергаются захватам, недружественным поглощениям.

     Основной чертой последнего кризисного периода стало превращение рынка соискателя в рынок работодателя. Структуры компаний подверглись оптимизации, сокращены дублирующие функции и подразделения, уволены наименее эффективные сотрудники. Работодатели стали более продуманно подходить к найму персонала и к оценке компетенций и профессионализма сотрудников. В свою очередь, соискатели были вынуждены пересмотреть свои ожидания. Например, те, кто в кризис остался без работы, сейчас рады новым предложениям и поэтому готовы понизить свои требования по заработной плате на 10-30%. Кроме того, для многих кандидатов при выборе работодателя сегодня приоритетны стабильность компании и ее масштабы, ради чего они готовы согласиться на меньшую оплату. Скрытая безработица увеличивается значительно более быстрыми темпами, чем явная.

     Парадоксальная  тенденция увеличения уровня безработицы  при одновременном росте вакансий со стороны работодателей была объяснена  лауреатами Нобелевской премии-2010 по экономике американцами Питером Даймондом, Дейли Мортенсеном и британцем Кристофером Писсаридесом.

     В моделях рынка труда, как правило, не учитываются затраты на поиск. А ведь человек, желающий найти хорошую работу, должен приложить для этого определенные усилия: составить резюме, сходить на собеседование и т. д. Кое-какие шаги должен предпринять и работодатель, если он хочет нанять квалифицированного специалиста. При этом результат не обязательно будет достигнут сразу: соискателя может не устроить зарплата, а фирму – профессионализм потенциального сотрудника.

     Нерегулируемый рынок с издержками поиска не приводит к эффективному результату. Использование ресурсов может оказаться в итоге как на слишком низком уровне, так и – при некоторых обстоятельствах – на неоправданно высоком. Это, в свою очередь, подразумевает, что у правительств иногда есть основания вмешиваться в рыночные процессы, чтобы помочь рынку сдвинуться к «правильному» равновесию.

     Конкурентные  позиции работников необходимо укреплять, оформлять институционально. Требуется государственная антимонопольная политика, поддерживающая единую конкурентную среду (например, благодаря преодолению и разрушению межрегиональных барьеров), и пресекающая недобросовестную конкуренцию во всех ее проявлениях. Поскольку у руководства значительной части российских компаний будет по-прежнему популярной система привлечения на временную работу фрилансеров, необходима политика государственной поддержки целостности штата трудового аппарата по-крайней мере в бюджетных организациях.

     Кроме того, выравниванию баланса спроса и предложения на рынке труда  могут способствовать:

  • государственная программа модернизации в сфере профессионального образования;
  • дальнейшее расширение системы предоставления организационной и финансовой поддержки молодым предпринимателям (особенно тем, кто создает новые рабочие места);
  • социально-направленные программы поддержки трудовой деятельности инвалидов и других социально незащищенных слоев населения;
  • контроль со стороны государства за соблюдением норм трудового законодательства (своевременной выплатой заработной платы, обеспечением социальных льгот и т.п.)

      В любом случае российская экономика проходит новый виток в своем развитии. Конкуренция на этом этапе играет важную роль во всех секторах рыночной экономики, в том числе и на рынке труда. 
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Конкуренция на рынке труда