Конкуренция на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность формирования и развития конкурентных отношений на рынке труда в сфере современной экономики России.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
дать характеристику рынка труда как основы конкурентных отношений в сфере занятости;
обобщить теоретические подходы к анализу конкуренции и раскрыть сущность и содержание конкуренции на рынке труда;
осуществить анализ структуры конкурентных отношений в сфере занятости;
рассмотреть виды и методы конкуренции на рынке труда;
определить основные направления развития рынка труда и конкурентных отношений в сфере занятости в условиях трансформируемой экономики России.

Работа содержит 1 файл

текст курсовой.docx

— 322.22 Кб (Скачать)

  В государственном секторе прослеживается стратегия занижения зарплаты, которую можно рассматривать как обычную стратегию нанимателя-монопсониста. Согласие работать в целом за невысокую заработную плату объясняется различными факторами, в зависимости от сферы труда. Например, чиновников работа привлекает не столько зарплатой, сколько властными полномочиями, возможностью распоряжаться материальными и финансовыми ресурсами и потоками, выдавать разрешения на ту или иную экономическую деятельность и т.п. Немало врачей, артистов и т.п. мирятся с крайне низкими заработками, потому что занимаются любимым делом. Ученых, преподавателей устраивает высокий статус в госсекторе, что дает преимущества в сфере вторичной занятости в частном секторе, где оплата труда, как правило, выше. Часть рабочих мест в госсекторе занимают пенсионеры, которые, обладая ограниченной трудовой мобильностью и скромными потребностями, ценят возможность трудиться неполный рабочий день. Государственный сектор привлекателен для многих тем, что обеспечивает относительную социальную и психологическую защищенность [22].

     Таким образом, можно сделать вывод, что  на российском рынке труда, власть работодателей гипертрофирована, а цена наемного труда занижена, что требует особого внимания с точки зрения развития конкуренции. Необходимо укреплять и оформлять институционально конкурентные позиции работников, с помощью государственной антимонопольной политики, поддерживающей единую конкурентную среду (например, благодаря преодолению и разрушению межрегиональных барьеров).

     Действие  механизма конкуренции на российском рынке труда также в значительной степени обусловлено демографическими тенденциями: в частности, уменьшением численности россиян трудоспособного возраста. К 2015 году прогнозируется нехватка трудовых ресурсов до 20 миллионов человек [8].

     Кроме того, система образования не отвечает потребностям рынка труда, отмечается значительное снижение качества образования сотрудников и диспропорция профессий и специальностей (при большом количестве юристов и экономистов прослеживается недостаток специалистов инженерных, строительных специальностей).

     Не последнюю роль в формировании конкуренции на российском рынке труда играет региональный дисбаланс, при котором наряду с привлекательными для работников и перенаселенными мегаполисами существуют «вымирающие» регионы.

     В связи с ситуацией на рынке  труда можно говорить о том, что  современным работникам присущ «трудовой  цинизм». У них изначально завышенные зарплатные ожидания, и частая смена  мест работы из-за уровня компенсаций  является нормой. При этом работники слабо ориентированы на повышение квалификации. Так, согласно опросу ВЦИОМ, за последние три года 67% респондентов не приходилось получать профессиональную подготовку. Повысили квалификацию по своей профессии только 15% опрошенных. Кроме того, размер зарплат и успешность современные сотрудники не связывают с профессиональным уровнем [31].

     Специалисты также отмечают снижение лояльности персонала работодателю и ее зависимость  от материальных факторов. По данным ВЦИОМ, желание сменить место работы чаще всего связано с низкой зарплатой (30%), реже – с отсутствием перспектив профессионального и должностного роста (8%). Все меньшее число сотрудников в случае потери работы готово идти на уступки (более низкая зарплата, работа не по специальности, работа без оформления и т.п.) [21].

     При выборе места работы россиянин опирается  на следующие критерии:

    • Компенсационный пакет: «сколько будут платить?»
    • Содержание труда: «чем именно предстоит заниматься?»
    • Характеристики имиджа работодателя: «в какой организации работать?» (имеют большее значение для молодежи, людей с высоким уровнем образования, жителей мегаполисов)

   Значимость  факторов определяется статусом сотрудника, местом жительства, отраслью, сферой деятельности.

   Среди критериев, по которым работу можно считать хорошей, лидируют те, что относятся к материальному благополучию работника и стабильности, а не к профессиональной реализации. Наиболее важным показателем для 85% респондентов является «хорошая зарплата», для 65% – своевременное выполнение компанией обязательств перед работниками, затем следуют стабильность (61%) и предоставление социального пакета (59%). Более 50% опрошенных придают большое значение душевному комфорту на работе – бесконфликтности в отношениях между коллегами, хорошему психологическому климату в коллективе [10].

   Конкуренция заставляет работодателей переплачивать. Они готовы платить высокие оклады и премии, зачастую ориентируясь на верхнюю планку зарплат. По данным компании «Ernst&Young», при уровне инфляции 9% рост заработных плат в 2009г. по сравнению с 2006 г. составил 12,5%. Сотрудники не держатся за рабочие места, поэтому в отечественных компаниях текучесть кадров довольно высокая. При этом работники заменяются либо менее качественными специалистами за неимением лучших (и компании приходится нести затраты на обучение), либо требующими более высокой зарплаты [31].

   Меняющиеся  условия ведения бизнеса и  значительное количество новых профессий  затрудняют объективную оценку работодателем  стоимости труда. При этом на рост заработных плат влияет освоение соискателями приемов самопрезентации. Стоимость современного работника создает его резюме, в частности, образование (не полученные компетенции, а «имя» вуза), опыт работы (не только реальная практика, но и уровень компенсаций) и бренд работодателей. То есть цена работника равна реальной стоимости его труда плюс плата за созданный им «бренд» самого себя.

   В сложившихся обстоятельствах работодатели ищут новые подходы к привлечению  и удержанию кадров, а работники  используют свои преимущества и выбирают максимально выгодные для себя условия. 

     
    1. Основные  направления развития конкурентных отношений 

      2010-2015 гг. 

     2010 год был ознаменован позитивными тенденциями на рынке труда. При этом, был осуществлен ряд неоднозначных практических нововведений и инициатив со стороны государства, получивших громкий общественный резонанс. Наиболее значимым событием считается ратификация закона об изменении порядка расчёта больничных листов и декретных пособий.

     В 2010 году рынок продемонстрировал динамику, отражающую продолжающийся рост конкуренции работодателей. На рисунке 2.1 представлен график, отражающий динамику роста числа резюме и вакансий относительно уровня октября 2008 г., принятого за 100% [12].

     Рисунок 2.1 – Динамика резюме и вакансий в 2010г.

     Максимальное  число вакансий в 2010 году было зафиксировано  в ноябре, когда уровень октября 2008 года был превышен почти вдвое. Среднемесячный приток вакансий в базу ресурса за год составил 9,6%, при том, что средний ежемесячный прирост резюме в 2010 году составил 1,6%.

     Значительный  прирост вакансий на рынке труда  подтверждается и данными агентства  «Head Hunter» [29], представленными в таблице 2. 

Таблица 2 – Данные прироста вакансий на рынке труда

Профессиональная  область Прирост вакансий в 2010г.

(относительно  прошлого месяца)

     
февраль март апрель май июнь
Автомобильный бизнес 4% 19% 16% -4% 24% 69% 145% 2,5
Административный  персонал 14% 19% 9% -2% 10% 60% 128% 2,5
Банки/Инвестиции/Лизинг 11% 20% 5% 3% 10% 58% 153% 3,4
Безопасность 3% 31% 9% -4% 14% 63% 134% 4,0
Бухгалтерия/Финансовые предприятия 17% 16% 9% -5% 8% 51% 82% 3,8
Добыча  сырья 13% -1% 13% -11% 18% 34% 81% 5,2
Закупки 10% 20% -3% -2% 13% 43% 146% 3,2
Инсталляция и сервис 20% 10% 12% 1% 8% 60% 164% 1,1
Информационные  технологии/Телекоммуникации 17% 18% 3% -4% 9% 47% 115% 2,1
Искусство/Развлечения/Масс-медиа 5% 23% 2% 2% 9% 48% 163% 6,2
Консультирование 11% 21% 9% -4% 13% 58% 164% 2,0
Маркетинг/Реклама 15% 18% 3% -1% 7% 48% 116% 2,9
Медицина/Фармацевтика 11% 23% -4% -2% 3% 33% 68% 1,3
Наука/Образование 13% 9% 6% -16% 4% 14% 118% 6,5
Начало  карьеры/Студенты 17% 20% 25% 8% 21% 130% 359% 6,3
Продажи 15% 18% 1% -1% 9% 47% 86% 1,8
Производство 5% 12% 0% -5% 16% 29% 81% 3,2
Профессиональная  область Прирост вакансий в 2010г.

(относительно  прошлого месяца)

Прирост с января Прирост с июня

2009г.

Индекс Head-Hunter в июне 2010г.
февраль март апрель май июнь
Производство 5% 12% 0% -5% 16% 29% 81% 3,2
Спортивные  клубы/Салоны красоты 29% 36% 2% -9% 10% 80% 190% 2,7
Страхование 10% 11% 7% 1% 2% 35% 62% 1,5
Строительство/Недвижимость 19% 17% 1% -4% 19% 61% 95% 3,2
Транспорт 16% 12% 8% 5% 14% 70% 160% 3,0
Туризм/Гостиницы/Рестораны 16% 41% 6% -2% 9% 84% 156% 2,5
Управление  персоналом 15% 19% 4% -4% 18% 60% 170% 3,9
Юристы 8% 18% 3% -6% 9% 34% 63% 4,3
Домашний  персонал 32% 21% 16% -17% -3% 49% 205% 3,5
 

     Несмотря  на то, что работы для студентов  стало в 4 раза больше – это одна из самых недефицитных сфер – конкуренция  среди соискателей очень высокая, более чем 6 человек на 1 место.

     Самые дефицитные специалисты по индексу HeadHunter - в сфере инсталляции и  сервиса. Показательно, что объем вакансий вернулся на докризисные показатели, но работодатели теперь требуют намного более высококвалифицированных и опытных сотрудников за те же деньги, что 2 года назад.

     По  словам Елены Позняковой, генерального директора специализированного (IT) кадрового агентства «Коннект Персонал», в действительности экономический  кризис не закончился. «Но Россия —  страна оптимистичная, именно поэтому  отложенные на время спада проекты  сейчас начинают реализовываться. Как  следствие, повышается активность на кадровом рынке» [21].

       С этими словами эксперта солидарна  и управляющий партнер «Агентства  Контакт» Марина Тарнопольская:  «Всплеск вакансий связан не  только с тем, что компании  поняли необходимость активно  развиваться и включать в конкурентную  борьбу, но и с тем, что сработал  эффект отложенного спроса. В  кризисный период позиции специалистов, которые по каким-либо причинам  уходили из компании, оставались  какое-то время вакантными. Сейчас  стало понятно, что если не  искать людей, то это негативно  скажется на развитии бизнеса» [21].

     Интерес представляет не только общая динамика, но и изменения в соотношении  предложения и спроса по сферам деятельности. Данные наглядно представлены на рисунке 2.5., где в форме гистограммы представлен сравнительный анализ соотношения предложения и спроса (в количестве резюме на 1 вакансию). Снижение конкуренции соискателей наблюдается во всех сегментах. Наибольшая конкуренция за рабочее место в конце года наблюдается в сфере государственной службы (43 резюме на вакансию), наименьшая – среди рабочих специальностей (1,4 резюме на вакансию) [10].

     Рисунок 2.5

     Соотношение предложения и спроса в январе и декабре 2010

     по  сферам деятельности

     В качестве одной из тенденций 2010 года можно отметить существенное уменьшение числа компаний, предлагающих полностью  официальное трудоустройство. В связи с отменой ЕСН и принятием закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования», многие компании в первую очередь изменили систему выплаты заработной платы, существенно сократив размер ее официальной части, которая указывается в трудовом договоре. Одним из способов сокращения расходов на персонал и снижения налоговой нагрузки стал заемный труд. Значительная часть российских компаний вывела персонал за штат (аутстаффинг) и осуществила перевод части функций на аутсорсинг. Кризис закончился, но эта тенденция не ослабла: привлечение на временную работу фрилансеров (временного персонала и внештатных работников) все также популярно.

     В течение первого полугодия 2010 года произошло возвращение рынка  зарплатных предложений к докризисным  значениям: зарплатные индексы вышли на отметку в 100 пунктов. Во втором полугодии рост зарплатных индексов продолжился. Наиболее активно с начала года росли стартовые зарплатные предложения в банковском секторе и в сфере маркетинга и рекламы.

     Компании начали отказываться от распространенной в кризис политики занижения предложений по оплате труда сотрудников. На первый план вышла стратегия удержания квалифицированного персонала, поэтому работодатели стремятся не только сформировать конкурентоспособную зарплату, но и выплатить ее в срок. По данным Исследовательского центра портала Superjob.ru, в 2010 году с этой задачей успешно справилось большинство компаний (86% в начале года и уже 90% - в конце) [12].

     В 2010 году произошло возвращение в  компенсационный пакет ряда льгот, многие из которых были ликвидированы  в кризис. Согласно опросам Исследовательского центра портала Superjob.ru, обучение за счет организации ввели 12% компаний, премии и подарки к праздничным датам  – 11% и 10% компаний соответственно. Увеличилось  число работодателей, заботящихся  о здоровье своих сотрудников: почти 25% организаций полностью оплачивают услуги ДМС для работников компании (год назад таких было не более 20%) [12].

     В 2010 году 20% компаний оставили размер базовой части зарплаты без изменений, 2% сократили оклады (в среднем на 22,5%), а 61% — повысили (в среднем на 8,6%). Изменяя уровень вознаграждения, руководители принимали во внимание профессиональные характеристики работника (66% участников исследования), результаты деятельности компании в России (53%) и инфляцию (48%).

     Почти для всех категорий персонала  размер бонусов в 2010 году увеличен по сравнению с 2009-м. В то же время  больше компаний по сравнению с 2009 годом (71% против 67%) ввели систему нефиксированных бонусов, начисление которых сотруднику зависит, прежде всего, от результатов его работы. Данные исследования [10], проведенного компанией CASE с сентября 2009 по октябрь 2010 года в 17 городах России, отражены в таблице № 3. 

Таблица 3.

Средний размер премий и бонусов по итогам года в 2009 и 2010 годах

Уровень 2009 год,

% от  заработной платы

2010 год,

% от  заработной платы

Топ-менеджеры  24,6 24,1
Линейные  руководители 19,1 20,4
Специалисты 15,8 16,4
Специалисты по продажам 24,7 34,1
Административный  персонал 12,2 14,6
Рабочие 16,0 18,7

Информация о работе Конкуренция на рынке труда