Конкуренция на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность формирования и развития конкурентных отношений на рынке труда в сфере современной экономики России.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
дать характеристику рынка труда как основы конкурентных отношений в сфере занятости;
обобщить теоретические подходы к анализу конкуренции и раскрыть сущность и содержание конкуренции на рынке труда;
осуществить анализ структуры конкурентных отношений в сфере занятости;
рассмотреть виды и методы конкуренции на рынке труда;
определить основные направления развития рынка труда и конкурентных отношений в сфере занятости в условиях трансформируемой экономики России.

Работа содержит 1 файл

текст курсовой.docx

— 322.22 Кб (Скачать)

     Конкуренция на стороне предложения труда  принимает разные формы. Отношения  конкуренции могут складываться как между представителями одной сферы деятельности или отрасли, так и между специалистами, принадлежащим к разным сферам (например, между инженерными работниками из химической и металлургической отраслей).

     В такой ситуации возникает конкуренция между высококвалифицированными работниками и специалистами за более выгодное предложение своего труда, поскольку работа на новом, временно свободном рабочем месте, требует не только высокой квалификации, но и оплачивается по более высоким тарифам. В этих условиях возрастает престижность рабочего места и ожесточается конкуренция за предпочтительные рабочие места. Этому способствует повышение требований к качественным характеристикам работников, к умению работника включать в производственный процесс не только профессионализм, но и всю гамму свойств и качеств, присущих человеческой личности, которые функционируют и высоко ценятся в современной экономике (активность, творчество, инициативность, мобильность и т. п.)

     Различают ценовую и неценовую конкуренцию  на рынке труда. В случае ценовой  конкуренции побеждает тот работник, который предлагает свои услуги по минимальной ставке оплаты. В условиях неценовой конкуренции в выигрыше оказывается тот специалист, который при фиксированной цене труда выполняет работу быстрее и качественнее.

     Между работодателями также наблюдается  состязательность за привлечение в свою фирму наиболее опытных и высококвалифицированных специалистов. Привлекают таких работников, как правило, путем установления более высокой цены труда, воздействуя тем самым на спрос рабочей силы. При этом растет лишь спрос на отдельные категории работников – высококвалифицированных специалистов, а общий спрос на рабочую силу может остаться неизменным, даже снизиться. Такой спрос можно определить как избирательный или сегментный, поскольку он касается лишь определенной группы работников, имеющих конкретную профессию или квалификацию.

     Конкуренция работодателей на рынке труда является обратной стороной состязательности самих работников за благоприятные условия трудовой деятельности, поскольку соревнование трудящихся за более эффективное рабочее место – это одновременно и выбор ими того работодателя, который может предоставить его.

     Вместе  с тем соревнование работодателей  при подборе кадров имеет и  специфические особенности. Прежде всего, конкуренция между работодателями, как правило, возникает на основе некоторого превышения совокупного  объема спроса над предложением рабочей  силы. Очевидно, чем выше избыток  спроса на рабочую силу над ее предложением, тем сильнее состязательность работодателей, но тем слабее при прочих равных условиях конкуренция между работниками.

     Избыток спроса на труд над его предложением так же, как и их обратное соотношение, носит относительный характер: время  от времени он исчезает и появляется вновь; может носить не только общий, но и локальный, свойственный лишь отдельных  регионам, профессиям характер.

     Уровень оплаты труда во многом предопределяет конкурентные позиции работодателей  на рынке труда. Содержание ценового соперничества заключается в  подборе необходимой рабочей  силы при минимуме затрат на нее, либо в привлечении предпринимателем наемных рабочих путем их более высокой по сравнению с другими работодателями оплаты.

     Состязательность  работодателей на рынке труда  является мощным стимулом совершенствования  организации труда. Улучшение одних  рабочих мест требует дополнительных капитальных вложений, другие больше нуждаются в осуществлении мер  не инвестиционного характера: например, создании благоприятного психологического климата. Таким образом, конкурентоспособность работодателя на рынке труда будет зависеть как от экономических, финансовых возможностей по осуществлению затрат на преобразование рабочих мест, так и от правильного определения приоритетов при таком преобразовании [7; 18; 32].

     В социально-экономической литературе широкое распространение получило деление рынка на рынок совершенной  и несовершенной конкуренции  Рынок труда, свободный от вмешательства  извне и управляемый лишь естественными экономическими законами, считается рынком совершенной конкуренции.

     Совершенная конкуренция на рынке трудовых ресурсов предполагает наличие четырех главных  признаков:

  1. предъявление спроса на определенный вид труда достаточно большим количеством конкурирующих между собой фирм;
  2. предложение своего труда всеми работниками одной и той же квалификации и профессии независимо друг от друга;
  3. отсутствие какого-либо одного объединения со стороны как покупателей трудовых услуг (монопсония);
  4. объективная невозможность агентов спроса (фирм) и агентов предложения (работников) устанавливать контроль над рыночной ценой труда, то есть принудительно диктовать уровень заработной платы [18; 23].

     Занятость в условиях рынка свободной конкуренции  регулируется ставкой оплаты, на которую  ни работодатель, ни работник не оказывают  влияния. Эта ставка – своеобразный норматив, устанавливаемый внешними силами. Иначе говоря, предприятие, выступающее покупателем рабочей силы на совершенном конкурентном или полностью свободном рынке труда, принимает уровень оплаты, сформировавшийся на этом рынке, как данную величину. Все работодатели, оперирующие на рынке труда совершенной конкуренции, оплачивают труд нанимаемой рабочей силы по единой ставке. В то же время эффективность использования данной рабочей силы каждым нанимателем может быть различной.

     Несмотря  на существование единой ставки оплаты на совершенном рынке труда, именно цена труда является здесь объектом соперничества между работниками одной профессии и квалификации. Чтобы удержать работника, необходимо платить ему не ниже сложившегося на рынке уровня, иначе он перейдет к другому работодателю. Платить выше сложившегося уровня для привлечения дополнительной рабочей силы с экономической точки зрения не имеет смысла, так как всегда найдутся другие желающие предложить свои услуги.

     Динамика спроса и предложения труда на рынке совершенной конкуренции отражена на рисунке 1.2.  

     

     Рисунок 1.2 – Рынок труда совершенной  конкуренции

     На  графике представлено пересечение разнонаправленных кривых спроса и предложения в точке равновесия, где формируются равновесная ставка заработной платы (WО) и равновесное число занятых работников (L0). Именно эта складывающаяся на уровне отрасли цена труда по отношению к фирме выступает в качестве рыночной реальности, или данности, которую той приходится безропотно принимать.

     В условиях совершенной конкуренции  непосредственно проявляется действие классических законов саморегуляции  рынка. В точке равновесия одинаково  отсутствуют как избыток, так  и дефицит рабочей силы (спрос  точно равен предложению). А это  значит, что нет ни безработицы  с ее негативными социальными  последствиями, ни нехватки рабочих  рук, которая ведет к снижению мотивации труда, уменьшению требовательности руководства фирм к персоналу. Равновесие носит устойчивый характер: обратные связи гасят случайные отклонения от него. Так, повышение цены труда (на графике до уровня W1) ведет к увеличению предложения (до величины Ls) и сокращению спроса на труд (до величины LD). Возникает избыток предложения рабочей силы (LS > LD). Часть желающих поступить на работу не находит вакансий, начинается конкуренция, в ходе которой работники соглашаются на пониженную зарплату, лишь бы быть нанятыми. Постепенно цена труда снижается до исходного уровня.

     Конкуренция на рынке труда (как, впрочем, и на других рынках) полезна, хотя и вытесняет  с него наиболее уязвимые по своим  трудовым возможностям группы населения (женщин, молодежь, пожилых работников, инвалидов) и углубляет неравенство. Конкуренция за ценных и продуктивных работников между нанимателями побуждает их не только повышать вознаграждение за труд. Работодатели предлагают работникам рабочие места, которые характеризуются различными параметрами: денежными (заработная плата, социальный пакет) и не денежными (условия, характер и безопасность труда, транспортная доступность, психологический климат, карьерные перспективы, возможности развития и самореализации). Именно совокупность этих параметров наряду с уровнем притязаний работника и его конкурентоспособностью влияет на выбор работы и решение сменить ее.

     Конкуренция между работниками побуждает  их повышать свою конкурентоспособность: учиться и переучиваться (это  особенно важно в инновационной  экономике), набираться опыта, заботиться о своем здоровье, усиливать трудовую мобильность.

     Совершенного конкурентного рынка в реальной жизни не существует. Также как и единого уровня оплаты для представителей той или иной профессионально-квалификационной группы работников. Предприятия, принимающие специалистов с рынков, близких к совершенной модели, оплачивают их труд в более или менее широком диапазоне. Выбор конкретной ставки оплаты в рамках этого диапазона зависит, в частности, от стратегии предприятия по привлечению кадров.

     Для современного рынка труда, существующего в условиях как высокоразвитой рыночной, так и переходной экономики, более характерна такая форма несовершенной конкуренции, как монопсония. 
 
 

     
    1. Монопсония  на рынке труда
 

     Монопсония  на рынке труда означает наличие  на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Когда крупная фирма нанимает всех или большинство специалистов какой-либо профессии или мобильность данного вида труда серьезно ограничена (из-за невозможности переобучения, социальных условий, географических факторов), возникает монопсония. Для некоторых категорий работников, например, военнослужащих, монопсонистом является государство.

     Главное отличие монопсонии от совершенной конкуренции – рост ставок заработной платы при найме увеличивающегося числа работников.

     Классическому виду монопсонии на рынке труда присущи следующие черты:

  1. Основная часть всех занятых может предложить только какой-то конкретный вид труда.
  2. Данный вид труда является относительно немобильным по причине географических факторов, или невозможности приобрести новую квалификацию.
  3. Фирма устанавливает уровень заработной платы в том смысле, что ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих [26; 27].

     Монопсония  на рынке труда выражается также  в том, что для фирмы-монопсониста предельные издержки, связанные с  оплатой трудовых ресурсов, растут быстрее ставки заработной платы. Допустим, фирма решила нанять дополнительно к двум рабочим третьего. В результате дополнительные издержки вырастут в соответствии с ростом ставки заработной платы, поскольку, придется платить зарплату третьему рабочему и повысить ставку заработной платы двум уже работавшим (это объясняется тем, что фирма-монопсонист конкурирует сама с собой).

     Последствия монопсонии наглядно представлены на рисунке 1.3. 

     Рисунок 1.3 – Предложение труда и спрос на него в условиях монопсонии 

     Кривая  предельных издержек на труд (MRCL) расположена выше кривой ставок зарплаты, по которым предлагается труд (SL). При этом кривая спроса на труд (DL), совпадающая для фирмы с кривой денежного предельного продукта труда (MRPL), будет пересекаться с кривой предельных издержек на труд (MPCL) в точке В.

     Следовательно, по правилу MRC = MRP фирма примет в данном случае на работу LM человек. Больше людей монопсонисту нанимать не выгодно. Поэтому спрос на труд со стороны монопсониста обрывается на этом уровне и принимает форму ломаной кривой линии (ABLM), выделенной на графике с помощью утолщения. А поскольку в соответствии с кривой предложения SL такое число работников можно нанять с оплатой их труда по ставке WM, то именно столько и будет платить им монопсонист.

     Равновесие устанавливается в иной точке, чем при совершенной конкуренции (точка М не совпадает с точкой пересечения графиков спроса и предложения О). По сравнению с фирмой, функционирующей на свободном конкурентном рынке, монопсонист приобретает меньшее количество труда (LM < LО), одновременно выплачивая занятым более низкую заработную плату (WM < WО). Иными словами, устранение конкуренции работодателей путем установления диктата фирмы-монопсониста закономерно ведет к общему падению занятости (а значит, и производства) и снижению жизненного уровня населения.

     Централизованно планируемая экономика советского периода, при которой главным (и практически единственным) работодателем выступало государство, это проявление социалистической монопсонии. В отличие от рыночного монопсониста государство не сокращало занятость населения, поскольку полная ликвидация безработицы считалась одним из главных преимуществ социализма перед капитализмом. При этом государство стабильно удерживало заработную плату на низком уровне.

     В ходе рыночных реформ государство перестало быть единственным работодателем, но на современном российском рынке труда можно встретить монопсоническую ситуацию, которая возникает в результате переплетения остаточных элементов государственной монопсонии с действующими рыночными механизмами хозяйствования.

Информация о работе Конкуренция на рынке труда