Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:05, курсовая работа
Цель работы: раскрыть понятие и сущность конкуренции, определить её формы и их отличительные черты, дать характеристику развитию конкуренции в РБ.
Задачи:
1. рассмотреть конкуренцию как фактор эффективности экономической системы;
2. дать характеристику форм организации рынка в зависимости от степени конкуренции на нем;
3. изучить состояние конкуренции в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция как фактор эффективности
экономической системы 5
2. Формы организации рынка в зависимости от степени
конкуренции на нем 7
3. Состояние конкуренции и содействие ее развитию
в Республике Беларусь 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.
С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» (далее - Указ).
Во исполнение п. 2.3. Указа Министерством экономики, в целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с Указом, принято постановление, которым вносятся изменения и дополнения в постановления Министерства экономики Республики Беларусь в области антимонопольной политики (постановление Министерства экономики от 30.11.2009 г. № 188 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения административной процедуры «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц» и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления по вопросам антимонопольного регулирования»).
По вопросам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, (далее - Реестр) осуществлен анализ 40 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами доминирующего положения.
По результатам анализа товарных рынков установлено доминирующее положение и включены в Реестр 8 хозяйствующих субъектов; утратили доминирующее положение и исключены из Реестра 7 хозяйствующих субъектов, по 3 хозяйствующим субъектам исключен ряд товарных позиций; сохранили свое доминирующее положение на соответствующих товарных рынках 9 предприятий.
В связи с проводимой работой по акционированию предприятий, по обращениям хозяйствующих субъектов выдано 79 справок о нахождении (не нахождении) предприятий в Реестре.
В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках постоянно осуществлялся государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе согласованы 4 реорганизации в форме присоединений хозяйствующих субъектов; создание 6 ассоциаций и хозяйственной группы.
По вопросам осуществления реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, дано 8 заключений по условиям преобразования субъекта хозяйствования в ОАО в процессе приватизации государственной собственности.
Рассмотрены и удовлетворены с условиями соблюдения требований антимонопольного законодательства 2 Ходатайства о получении согласия на совершение сделок по приобретению физическими лицами акций, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства. Даны разъяснения по сделкам с акциями 16 хозяйствующим субъектам.
В рамках государственного антимонопольного контроля рассмотрены 36 обращений хозяйствующих субъектов, органа управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе 22 заявления о нарушениях антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в ходе рассмотрения которых установлены 5 нарушений статьи 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон) и 1 нарушение статьи 17 Закона.
По выявленным нарушениям выдано 2 предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
На основании решений коллегии Департамента регистрация 5 товарных знаков была отменена Национальным центром интеллектуальной собственности.
Подготовлены возражения и принято участие в судебных заседаниях по 7 жалобам юридических и физического лиц на действия Департамента ценовой политики Министерства экономики о признании (не признании) фактов недобросовестной конкуренции, связанных с регистрацией и использованием товарных знаков, обжалованы в Верховном суде Республики Беларусь. Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь сочла обоснованными все решения Департамента.
Одно
решение коллегии Департамента обжаловано
в Высшем Хозяйственном суде. По
решению ВХС решение
В 2010 году планируется:
разработка законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам административной ответственности», предусматривающего, в том числе усиление административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, введение прямых запретов на все формы недобросовестной конкуренции, введение экономической ответственности.
в
качестве меры, обеспечивающей эффективность
проведения государственной
О пресечении недобросовестной конкуренции
В нарушение принципов добросовестности и разумности участились случаи регистрации товарных знаков с использованием чужого интеллектуального труда, направленные на вытеснение конкурентов с рынка. В этой связи решения, принимаемые антимонопольным органом по пресечению действий владельцев товарных знаков, связанных с их регистрацией и ограничивающих конкуренцию, послужили основой прецедентной судебной практики.
В 2009 году Судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь были рассмотрены две жалобы физического и юридического лица на действия Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь по принятию решений коллегией Департамента о признании действий, связанных с регистрацией товарных знаков, недобросовестной конкуренцией. Судебная коллегия полностью подтвердила обоснованность решений Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь о том, что действия владельцев по регистрации и использованию товарных знаков противоречат требованиям добросовестности и разумности, Закону Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” и являются фактами недобросовестной конкуренции.
Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, в том числе в части недопущения недобросовестной конкуренции, осуществляется Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, в соответствии с Положением о Департаменте ценовой политики, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967.
Департамент ценовой политики при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов по вопросам недобросовестной конкуренции руководствуется Законом Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” (далее - Закон), и порядком, установленным Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 61 (далее - Инструкция).
О международном сотрудничестве в области конкурентной и антимонопольной политики
В ходе работы XXIX заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) 17 июня – 18 июня 2009 года (Кыргызстан, г. Бишкек) в соответствии с п. 9 повестки заседания рассмотрен вопрос создания в рамках СНГ объединения юристов и экономистов, занимающихся вопросами конкурентной политики.
17 июня 2009 года проведено учредительное собрание Ассоциации юристов и экономистов по развитию конкуренции на территории СНГ.
Указанная Ассоциация создается с целью решения следующих вопросов:
формирование эффективной практики применения антимонопольного законодательства в сотрудничестве с антимонопольными органами стран СНГ и МСАП;
участие в формировании эффективной государственной политики в области защиты и развития конкуренции;
содействие проведению конструктивного диалога между бизнесом и антимонопольными органами стран СНГ по вопросам конкуренции;
участие в нормотворческой деятельности по вопросам конкуренции;
взаимодействие по вопросам конкуренции с Европейской комиссией, Международной конкурентной сетью (МКС), национальными организациями в области конкурентного права США, стран Европы, других стран мира;
анализ и использование мирового опыта в вопросах конкуренции.
О
совершенствовании
В
целях совершенствования и
Указ Президента Республики Беларусь направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.
В
Указе расширяются права
возможности
применения действенных мер, направленных
на пресечение монопольных действий органов
управления и юридических лиц, приводящих
к ограничению или устранению конкуренции
путем нарушения прав других хозяйствующих
субъектов на свободную конкуренцию;
заключения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
обращения в установленном порядке в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства;
осуществления иных прав, определяемых другими законодательными актами и постановлениями Правительства.
Реализация
указанных прав позволит антимонопольному
органу проводить эффективную
Указ
расширяет права
Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.
Данная норма не является наделением антимонопольного органа дополнительными полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные антимонопольному органу Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Перечень указанных в Законе ограничений действий юридических лиц, государственных органов и их должностных лиц не содержит прямого запрета на осуществление действий, направленных на:
ограничение конкуренции при межобластных поставках товаров;
наделение государственными органами, иными организациями (их должностными лицами) своими полномочиями коммерческих и некоммерческих организаций,
что
порождало возможность