Конкуренция, её виды и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие и сущность конкуренции, определить её формы и их отличительные черты, дать характеристику развитию конкуренции в РБ.
Задачи:
1. рассмотреть конкуренцию как фактор эффективности экономической системы;
2. дать характеристику форм организации рынка в зависимости от степени конкуренции на нем;
3. изучить состояние конкуренции в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция как фактор эффективности
экономической системы 5
2. Формы организации рынка в зависимости от степени
конкуренции на нем 7
3. Состояние конкуренции и содействие ее развитию
в Республике Беларусь 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

 

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Конкуренция, её виды и формы

  

 

Автор работы: студентка

1 курса отделения

"Международный  менеджмент"  ____________     Е.Г. Лазько

                 (подпись)

                (дата)

Руководитель:

канд.эконом.наук,

доцент                       ____________     О.В. Седлухо

                 (подпись)

                 (дата)

 

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск  2010 

    СОДЕРЖАНИЕ 

                   Стр.

    ВВЕДЕНИЕ                             3

  1. Конкуренция как фактор эффективности

    экономической системы  5

    2. Формы  организации рынка в зависимости  от степени   

    конкуренции на нем         7

    3. Состояние  конкуренции и содействие ее развитию

    в Республике Беларусь        9

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ         12

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    14 

          
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         ВВЕДЕНИЕ

         Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

         Конкуренция — основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен.

         Конкуренция  является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

         В  рыночной  системе  основное  содержание  конкуренции  -  борьба   за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за  долю  на рынке, успех которой зависит от дешевизны и  качества  товаров.  Конкуренция превращает потребителя в мерило предпринимательской деятельности.

         Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе. 

         Цель  работы: раскрыть понятие и сущность конкуренции, определить её формы и их отличительные черты, дать характеристику развитию конкуренции в РБ. 

         Задачи:

  1. рассмотреть конкуренцию как фактор эффективности экономической системы;
  2. дать характеристику форм организации рынка в зависимости от степени конкуренции на нем;
  3. изучить состояние конкуренции в Республике Беларусь.
 
 

 

          КОНКУРЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

         Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

            По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

         Конкуренция – (от лат. «Concurrentia» – столкновение, состязание) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями, в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, для удовлетворения  разнообразных потребностей покупателей. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический     (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

         В экономике конкуренция определяется следующим образом.

         «Конкуренция  — ситуация, когда существует несколько  альтернативных направлений использования  редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся  между собой за право распоряжаться  этим благом».1

         Трактовка понятия конкуренции в экономической науке

         Толкование  понятия конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

         Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

         Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были   Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

         Таким образом, при структурном подходе  акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».2

         Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается  от ее определения  в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.

         Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.

         Кроме поведенческой и структурной  трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».

         Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.

         Другой  австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

         На  мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

         Но  понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и  такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

               Следствием конкуренции  является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой  - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

               В качестве средств  конкурентной борьбы, для улучшения  своих позиций на рынке, компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Но, несмотря на это, конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, но не могут управляться самой организацией.

           Если распределение ограниченных  ресурсов осуществляется не рынком, то это влечёт за собой ряд  последствий, хорошо известных  в нашей стране: очереди, привилегии, блат, взяточничество (как способ  обойти конкурентов за счёт  подкупа чиновников) и другие уголовные методы распределения, подменяющие рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы. Конкуренция в этих формах распределяет ресурсы неэффективно, ведет к разрушению экономики, природы, нравственности, а, в конечном счете, к разрушению человеческой личности и общества.

Информация о работе Конкуренция, её виды и формы