Конкуренция, её виды и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие и сущность конкуренции, определить её формы и их отличительные черты, дать характеристику развитию конкуренции в РБ.
Задачи:
1. рассмотреть конкуренцию как фактор эффективности экономической системы;
2. дать характеристику форм организации рынка в зависимости от степени конкуренции на нем;
3. изучить состояние конкуренции в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция как фактор эффективности
экономической системы 5
2. Формы организации рынка в зависимости от степени
конкуренции на нем 7
3. Состояние конкуренции и содействие ее развитию
в Республике Беларусь 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

         К числу преимуществ совершенной  конкуренции  относят  способность  к саморегулированию, в силу чего не требуется государственное вмешательство  в хозяйственную жизнь,  экономятся  общественные  издержки  управления.  Рынок совершенной  конкуренции  является  достаточно  гибким,   обладает   высокой адаптивной способностью, развивает в обществе  инициативу,  ответственность, предпринимательскую активность.

         Модель  совершенной   конкуренции   предполагает   стандартизированную  продукцию.  Тем  самым   снижаются   возможности   дифференциации   продукта (услуги),  ограничиваются  возможности удовлетворения   самых   широких   и разнообразных потребностей индивидуумов.

         Чистая  конкуренция на практике довольно редка. Но это не означает, однако, что понимание функционирования конкурентного рынка неуместно. Во- первых, существует несколько отраслей, которые более похожи на конкурентную модель, чем на любую другую рыночную структуру. Например, сельское хозяйство. Кроме того, функционирование чисто конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которой может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективность реальной экономики. Чистая конкуренция- это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и практическое значение. 

         Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют три модели несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

         Первая  модель несовершенной конкуренции  – монополия. Ей присущи следующие черты:

         единственный  продавец, т.е. одна фирма или отрасль  является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

         нет близких заменителей. Продукт монополии  уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;

         диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;

         заблокированное вступление: вступление в отрасль  конкурентов в условиях чистой монополии  ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники  сырья, транспортные средства и т.п.). 

         Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем, что, во-первых, она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах; во-вторых, ей более доступна реклама; в-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений.

         Монополия – это  состояние рынка , при котором некоторые субъекты бизнеса , во-первых, имеют действительную возможность навязывать  окружению свои эгоистические интересы, а во-вторых непременно пользуются этой возможность.   
     
     
     
     
     
     
     
     

               Виды  монополий

     
          По месту в торговых сделках

         

     
          По масштабам  охвата рынка
     
          По характеру и  причинам возникновения 
 
 

           

    Монополия 

                          

                                           Абсолютная                  

Монопсония                                                     Искусственная

          Естественная

                      Легальная 
     

     
  1. По  месту в торговых сделках .
    • Монополия- объединения предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей.
    • Монопсония -  хозяйственные объединения предприятий, продают определенные товары множеству покупателей.
 
     
  1. По  степени охвата рынка:
    • Абсолютная монополия – один продавец доступ на рынок закрыт для возможных конкурентов.
 

               3.    Характер и причины возникновения :

  • Естественная монополия – собственники и хозяйственные  организации, имеющие  в своем распоряжении редкие и свободно  воспроизводимые  элементы  производства (ОАО «Газпром», железные дороги)
  • Легальные монополии (патентная  система, авторские права, товарные знаки.)
  • Искусственные монополии- объединения, создаваемые  ради получения монополистической выгоды.

         В реальной жизни практически не возможно найти ситуацию, когда на рынке  действовал бы один-единственный производитель  товаров, не имеющий близких субститутов. А раз так, то не возможно найти  фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно не эластична.

            В случае несовершенной конкуренции  монополист обладает  определенной  властью над ценой, Монополист  сознательно ищет и устанавливает   такой уровень цен , при котором   прибыль будет максимальна. Монополистов характеризуют как ценообразователей (если монополист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию- отраслевая кривая спроса.) Следовательно, что бы продать больше продукции , необходимо снизить цену .

         График условий чистой монополии.

           

           
     
     
     

                                                   D

           

          0     Q

                                 Рис.1 

         Спрос D имеет отрицательный наклон, так как чем больше количество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит.

         Кривая  спроса на продукцию фирмы-монополиста - наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

         Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного  спроса. Чем выше эластичность, тем  меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.

         В реальной жизни чистая монополия, так  же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию. 

         Второй  моделью несовершенной конкуренции  является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

         существует  достаточно большое число фирм, что  ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

         продукты  характеризуются реальными и  мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;

         вступление  в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к  получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

         тип продукта – дифференцированный. 

         На  практике предприниматель, действующий  в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт политики, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

         Если  представить различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия (рассмотренные выше), модели, которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия (рисунок 10.)

         

         Монополистическую конкуренцию можно определить как  особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку. 

         Основные черты рынка монополистической конкуренции: 

     
  • Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.
  • На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля должна быть более 1%. В типичном случае – от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.
  • Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.
  • На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.
  • Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.
 

         Теория  монополистической конкуренции  выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.

         Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.  

           

             Рис. 2. Выбор оптимального объема 

         На  рис. 2, а, отражена кривая спроса для фирмы DSR, кривая рыночного спроса имеет более крутой наклон. Максимизирующий прибыль объем производства QSR определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Цену РSR, соответствующую оптимальному объему производства, отражает кривая спроса DSR, так как данная цена превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль, равную (РSR - АСSR) * QSR.

         Если  же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнить цену продукции РSR со средними переменными издержками АVСSR. Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.

         На  долговременном этапе получение  экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:

         – спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается;

         – приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение  своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.

         Этот  процесс будет продолжаться до тех  пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса DLR будет соприкасаться с кривой средних издержек (рис. 1,б).

         В результате в длительном периоде  создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю). Наилучший объем для фирмы определяется MR=MC при Р>ATCmin.

Информация о работе Конкуренция, её виды и формы