Конкуренция, её виды и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие и сущность конкуренции, определить её формы и их отличительные черты, дать характеристику развитию конкуренции в РБ.
Задачи:
1. рассмотреть конкуренцию как фактор эффективности экономической системы;
2. дать характеристику форм организации рынка в зависимости от степени конкуренции на нем;
3. изучить состояние конкуренции в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция как фактор эффективности
экономической системы 5
2. Формы организации рынка в зависимости от степени
конкуренции на нем 7
3. Состояние конкуренции и содействие ее развитию
в Республике Беларусь 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

         Программа структурной перестройки экономики

         К основным конкурентным преимуществам  Беларуси относятся, в частности: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.

         В Республике Беларусь разработана и  в июне 2003 г. Президиумом Совета Министров  принята Программа структурной  перестройки и повышения конкурентоспособности  экономики (далее — Программа), действующая до 2010 г. В целом Программа представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный поворот социально-экономической политики белорусского государства к новым внешним и внутренним реалиям. Программа направлена на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне.

         Целью Программы является выработка основных направлений и приоритетов структурных  преобразований экономики, системы  мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ Беларуси, повышение уровня ее конкурентоспособности. В целом реализация конкурентных преимуществ в Беларуси сдерживается, в частности, следующими факторами: неразвитостью инновационной инфраструктуры; низким уровнем менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; отсутствием развитой конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

         Данная  цель реализуется через завершение процессов развития институтов переходного  периода в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики и мировым тенденциям. Одной из приоритетных задач структурной  перестройки и повышения конкурентоспособности экономики в рассматриваемой сфере является снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет, в частности, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательства.

         Этапы Программы включают в себя стадии развернутого построения рыночных отношений, создания институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований, и активной структурной перестройки экономики, включающей радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями рынков. При этом активизация инновационной и инвестиционной деятельности и создание новых наукоемких отраслей и производств с ориентацией на внешние рынки занимает особое место в структурной перестройке экономики Беларуси, что поспособствует росту конкурентоспособности страны.

         Разработаны и выбраны рациональные направления  в сфере повышения конкурентоспособности. В частности, такое конкурентное преимущество, как развитый научно-технический потенциал, планируется расширять посредством создания комплексных научно-производственных центров по разработке и освоению прорывных технологий и налаживанию новой конкурентоспособной продукции. Данное направление включает бюджетную поддержку науки и инноваций, поддержку малого инновационного предпринимательства. Приоритеты структурной перестройки с учетом данного преимущества отдаются развитию производств, основанных на технике и технологии, обеспечивающих выход на мировой рынок и обуславливающих рост доли добавленной стоимости.

         Можно выделить следующие стратегические приоритеты структурной перестройки  и повышения конкурентоспособности  экономики Республики Беларусь во внешнеэкономической  сфере:  

         — четкая регионально-страновая ориентация и экономическая выгода от внешней торговли; 

         — выход на новые международные  рынки и диверсификация структуры  экспорта на традиционных рынках;  

         — перевод методов государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь на систему  принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;  

         — защита интересов и обеспечение  равных условий функционирования на мировом рынке; 

         — увеличение в производимой продукции  добавленной стоимости путем  снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости и рационального импортозамещения; 

         — улучшение правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования  иностранных и внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности  экспортного потенциала. 

         Таким образом, совершенствование макроэкономических условий внешнеэкономической деятельности будет зависеть от решения вопросов, направленных на повышение эффективности отечественных предприятий и конкурентоспособности белорусских товаров.

         Факторы повышения белорусской конкурентоспособности

         Повышение международной конкурентоспособности  белорусских товаропроизводителей может быть обеспечено за счет: 

         — совершенствования механизма стимулирования эффективного использования предприятиями  прироста валютной выручки на закупку новых технологий и «ноу-хау» из высокоразвитых стран; 

         — привлечения инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоемкости  и материалоемкости производства; 

         — развития экспорта национального капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участия в реализации транснациональных проектов; 

         — развития конкурентоспособной транспортной системы на международном рынке  транспортно-экспедиционных услуг; 

         — упрощения процедур во внешней торговле в соответствии с принципами международных организаций, в том числе порядка таможенного оформления грузов на пограничных пропускных пунктах и электронного обмена данными; 

         — улучшения качества управления предприятиями, в том числе путем поиска эффективного собственника;  

         — обеспечения соответствия белорусской экспортной продукции международным стандартам путем создания на предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов серии ИСО 9000—9002; 

         — развития систем сертификации и качества экспортной продукции, признанных в  мире, установления требований к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения; разработки государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на базе международных стандартов серии ИСО 14000; 

         — создания дополнительных условий для  стимулирования производства экспортной продукции с использованием опережающих  технических идей и решений, наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе в рамках льготного  кредитования проектов за счет средств Фонда поддержки экспорта, Инновационного фонда и др.; проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на предприятиях; 

         — обеспечения правовой защиты технических решений и патентной чистоты объектов экспортных поставок на основе осуществления патентования отечественных разработок.  

         Среди факторов, сдерживающих экономическое  развитие и повышение конкурентоспособности, необходимо назвать изношенность производственных фондов, устаревшие технологии, низкий уровень менеджмента, высокую налоговую нагрузку, отсутствие конкурентной среды, несовершенство нормативно-правовой базы. В Программе предложена система мер по их устранению.

         В полном соответствии с предложением независимых экспертов Программа считает необходимым реструктуризировать убыточные производства, прекратить прямое и косвенное субсидирование бесперспективных предприятий, а для трудоустройства освобождающихся людских ресурсов развивать и оказывать государственную поддержку малому бизнесу. Документ предлагает стимулировать реформирование реального сектора, ускорить приватизацию, а на вырученные от нее средства модернизировать перспективные производства, углубить рыночные реформы, снизить налоговую нагрузку за счет сокращения и отмены сборов и отчислений с выручки, переориентироваться с косвенного на прямое налогообложение.

         Государственная антимонопольная  политика в Республике Беларусь

         Нормы конкурентного права  Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

         Основу  антимонопольного законодательства составляет Закон  Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

         определение доминирующего положения  хозяйствующих субъектов  на товарных рынках Республики Беларусь;

         порядок формирования и ведения  Государственного реестра  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий

         правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми  взносами в имущество  кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

         порядок согласования условий  преобразования государственных, государственных  унитарных, относящихся  к республиканской  собственности, и  арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

         порядок организации и  проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими  на товарных рынках;

         порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

         порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных  действий) о ценах;

         порядок выявления монопольных  цен;

         порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

         порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в  части осуществления недобросовестной конкуренции;

         порядок применения мер, направленных на устранение нарушений  антимонопольного законодательства.

         Государственная антимонопольная  политика направлена на ограничение монополистической  деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

         Краткие итоги работы в  области антимонопольного контроля и регулирования  за 2009 год

Информация о работе Конкуренция, её виды и формы