Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:05, курсовая работа
Цель работы: раскрыть понятие и сущность конкуренции, определить её формы и их отличительные черты, дать характеристику развитию конкуренции в РБ.
Задачи:
1. рассмотреть конкуренцию как фактор эффективности экономической системы;
2. дать характеристику форм организации рынка в зависимости от степени конкуренции на нем;
3. изучить состояние конкуренции в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция как фактор эффективности
экономической системы 5
2. Формы организации рынка в зависимости от степени
конкуренции на нем 7
3. Состояние конкуренции и содействие ее развитию
в Республике Беларусь 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
Программа
структурной перестройки
К основным конкурентным преимуществам Беларуси относятся, в частности: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.
В
Республике Беларусь разработана и
в июне 2003 г. Президиумом Совета Министров
принята Программа структурной
перестройки и повышения
Целью
Программы является выработка основных
направлений и приоритетов
Данная
цель реализуется через завершение
процессов развития институтов переходного
периода в институты, отвечающие
требованиям современной
Этапы Программы включают в себя стадии развернутого построения рыночных отношений, создания институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований, и активной структурной перестройки экономики, включающей радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями рынков. При этом активизация инновационной и инвестиционной деятельности и создание новых наукоемких отраслей и производств с ориентацией на внешние рынки занимает особое место в структурной перестройке экономики Беларуси, что поспособствует росту конкурентоспособности страны.
Разработаны
и выбраны рациональные направления
в сфере повышения
Можно
выделить следующие стратегические
приоритеты структурной перестройки
и повышения
—
четкая регионально-страновая
—
выход на новые международные
рынки и диверсификация структуры
экспорта на традиционных рынках;
—
перевод методов
—
защита интересов и обеспечение
равных условий функционирования на
мировом рынке;
—
увеличение в производимой продукции
добавленной стоимости путем
снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости
и рационального импортозамещения;
—
улучшение правовых условий, механизмов
привлечения и эффективного использования
иностранных и внутренних инвестиций
для повышения
Таким образом, совершенствование макроэкономических условий внешнеэкономической деятельности будет зависеть от решения вопросов, направленных на повышение эффективности отечественных предприятий и конкурентоспособности белорусских товаров.
Факторы повышения белорусской конкурентоспособности
Повышение
международной
—
совершенствования механизма
—
привлечения инвестиций для модернизации
технологий и снижения энергоемкости
и материалоемкости производства;
—
развития экспорта национального капитала
и корпоративных связей с ведущими
мировыми фирмами и участия в реализации
транснациональных проектов;
—
развития конкурентоспособной
—
упрощения процедур во внешней торговле
в соответствии с принципами международных
организаций, в том числе порядка таможенного
оформления грузов на пограничных пропускных
пунктах и электронного обмена данными;
—
улучшения качества управления предприятиями,
в том числе путем поиска эффективного
собственника;
—
обеспечения соответствия белорусской
экспортной продукции международным стандартам
путем создания на предприятиях систем
управления качеством на базе международных
стандартов серии ИСО 9000—9002;
—
развития систем сертификации и качества
экспортной продукции, признанных в
мире, установления требований к ее потребительским
и экологическим характеристикам, а также
безопасности применения; разработки
государственных стандартов в области
экологической сертификации продукции
и производств на базе международных стандартов
серии ИСО 14000;
—
создания дополнительных условий для
стимулирования производства экспортной
продукции с использованием опережающих
технических идей и решений, наукоемких,
энерго- и ресурсосберегающих технологий,
в том числе в рамках льготного
кредитования проектов за счет средств
Фонда поддержки экспорта, Инновационного
фонда и др.; проведения научно-технической
политики и разработки инновационных
механизмов с целью повышения технологического
уровня, наукоемкости и эффективности
производств на предприятиях;
—
обеспечения правовой защиты технических
решений и патентной чистоты объектов
экспортных поставок на основе осуществления
патентования отечественных разработок.
Среди
факторов, сдерживающих экономическое
развитие и повышение
В полном соответствии с предложением независимых экспертов Программа считает необходимым реструктуризировать убыточные производства, прекратить прямое и косвенное субсидирование бесперспективных предприятий, а для трудоустройства освобождающихся людских ресурсов развивать и оказывать государственную поддержку малому бизнесу. Документ предлагает стимулировать реформирование реального сектора, ускорить приватизацию, а на вырученные от нее средства модернизировать перспективные производства, углубить рыночные реформы, снизить налоговую нагрузку за счет сокращения и отмены сборов и отчислений с выручки, переориентироваться с косвенного на прямое налогообложение.
Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь
Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.
Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:
определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий
правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;
порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
порядок выявления монопольных цен;
порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
Краткие итоги работы в области антимонопольного контроля и регулирования за 2009 год