Конкуренция, её виды и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие и сущность конкуренции, определить её формы и их отличительные черты, дать характеристику развитию конкуренции в РБ.
Задачи:
1. рассмотреть конкуренцию как фактор эффективности экономической системы;
2. дать характеристику форм организации рынка в зависимости от степени конкуренции на нем;
3. изучить состояние конкуренции в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция как фактор эффективности
экономической системы 5
2. Формы организации рынка в зависимости от степени
конкуренции на нем 7
3. Состояние конкуренции и содействие ее развитию
в Республике Беларусь 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

               Рыночная конкуренция  (то есть наличие большого числа  независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок) ограничивает разрушительную и  сохраняет созидательную силу личного  интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям – гражданам страны.     

         Конкуренция- это самый эффективный и дешёвый  метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества. 

         Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует резервы экономического роста и нет смысла их скрывать. Конкурентный режим хозяйствования- это антипод бесхозяйственности, расточительности. Конкуренция способна ’’санировать’’ производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия. 

         Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности  производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей и способен перестраиваться ’’на ходу’’, обеспечивает дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос и в известном смысле формирует его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, городского и сельского населения, покупателей с разным уровнем доходов.

                      На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

         Но  понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и  такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

               Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой  - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

               В качестве средств  конкурентной борьбы, для улучшения  своих позиций на рынке, компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Но, несмотря на это, конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, но не могут управляться самой организацией.

           Если распределение ограниченных  ресурсов осуществляется не рынком, то это влечёт за собой ряд  последствий, хорошо известных  в нашей стране: очереди, привилегии, блат, взяточничество (как способ  обойти конкурентов за счёт подкупа чиновников) и другие уголовные методы распределения, подменяющие рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы. Конкуренция в этих формах распределяет ресурсы неэффективно, ведет к разрушению экономики, природы, нравственности, а, в конечном счете, к разрушению человеческой личности и общества.

               Рыночная конкуренция  (то есть наличие большого числа  независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок) ограничивает разрушительную и  сохраняет созидательную силу личного интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям – гражданам страны.     

         Конкуренция- это самый эффективный и дешёвый  метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества. 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Конкуренция имеет большое значение в экономической  жизни общества. Она способствует развитию производства и повышению  его эффективности. Благодаря конкуренции  создаются огромное разнообразие товаров  и услуг и богатые возможности выбора для потребителей. Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.  

    В то же время конкуренция имеет и  негативные стороны. Она обостряет  противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такие явления, как ухудшение материального положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение. 
     
     

 

    ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ КОНКУРЕНЦИИ НА НЕМ

         Структура рынков – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Одним из них является степень свободы конкуренции – совершенная или несовершенная конкуренция.

         Совершенная, или свободная, конкуренция в  экономике развитых стран типична  была до середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX века появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией реальностью стала несовершенная конкуренция.

         Совершенная конкуренция как тип рыночной структуры (модель рынка) – это соперничество многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

         Условия возникновения совершенной конкуренции.

         Структура данного вида конкуренции может  быть устойчива лишь в том случае, если в ее фундаменте присутствуют все необходимые условия: 

         1) Большое число фирм, производящих  однородную продукцию, и малость  субъектов рынка. Малость субъектов  рынка означает, что объемы предложения  (спроса) даже наиболее крупных  продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

         2) Однородность продукции разных  предприятий, то есть нет опасности,  что потребители в массе своей  предпочтут товары одной из  фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.

         В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы  для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице.

         В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки. 

         3) Отсутствуют входные барьеры  для вступления в отрасль нового  производителя и возможности  свободного выхода из него. Входным  барьером для вступления в отрасль может стать: 

     
  • наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);
  • относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);
  • значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
  • прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
  • ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

         Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения. 

         4) Равный доступ ко всем видам  информации («информационная прозрачность  рынка»). Это значит, что все покупатели  имеют полную информацию о  характеристиках продукта, ценах  на него, а производители располагают  информацией о производственной  технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с асимметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене. 

         Общественная  эффективность совершенной конкуренции

         Рыночная  структура, организованная на  основах  чистой  конкуренции, имеет ряд  неоспоримых преимуществ по сравнению с  другими  моделями  рынка. Это позволяет экономистам  рассматривать  совершенную  рыночную  конкуренцию как наиболее эффективную систему распределения и использования  ограниченных ресурсов.

           Аллокативная эффективность: p =  MC.  В  первую  очередь  необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции  цена  товара  (услуги)  не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о  том,  что  ресурсы общества распределены таким образом,  чтобы максимизировать удовлетворение общественных  потребностей.  Совершенно  конкурентный  рынок производит  не любую совокупность товаров, а такую их  структуры,  которая соответствует структуре совокупного   спроса,   то   есть   предпочтениям   потребителей. Действительно, цена любого товара  служит показателем предельной  полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта  не меньше, чем это  выражено  ценой,  готовы  приобрести  этот  товар.  Другими словами, каждый товар будет потребляться  до  точки,  в  которой  предельная полезность   уравнивается   с   рыночной   ценой.   При   этом   потребитель максимизирует полученную полезность.

         Производственная  эффективность:   p   =   ACmin.   Производственная эффективность  предполагает,   что   каждый   необходимый   обществу   товар производится наименее  дорогостоящим способом.  Это достигается благодаря механизму свободного  перераспределения ресурсов  в ходе  конкуренции.  В приведенном выше примере производители  узких брюк  получают  экономическую прибыль, а производители широких брюк  несут экономические убытки.  Однако это справедливо лишь для краткосрочного периода.  Как только  в результате перелива капитала и труда в обоих производствах устанавливается  равновесие на уровне p = MC, и прибыль  и  убытки  исчезают.  Производители  брюк  всех фасонов в долгосрочном периоде будут  получать  только  нормальную  прибыль. Именно  равенство  цены  с  долгосрочными  средними   издержками   обеспечит равновесие на рынке.

Информация о работе Конкуренция, её виды и формы