Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:05, курсовая работа
Цель работы: раскрыть понятие и сущность конкуренции, определить её формы и их отличительные черты, дать характеристику развитию конкуренции в РБ.
Задачи:
1. рассмотреть конкуренцию как фактор эффективности экономической системы;
2. дать характеристику форм организации рынка в зависимости от степени конкуренции на нем;
3. изучить состояние конкуренции в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция как фактор эффективности
экономической системы 5
2. Формы организации рынка в зависимости от степени
конкуренции на нем 7
3. Состояние конкуренции и содействие ее развитию
в Республике Беларусь 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
В отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Кроме того, фирмы на данном типе рынка имеют резервные мощности, следовательно, объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки (QLR<Q(ATCmin).
С
другой стороны, на большинстве рынков
монополистической конкуренции монопольная
власть невелика, цена и объем производства
не многим отличаются от тех, которые существовали
бы на рынке совершенной конкуренции.
Нельзя также игнорировать ценность разнообразия
продуктов, свойственного монополистической
конкуренции.
Третья модель несовершенной конкуренции – олигополия. Ее признаки, характерные черты:
наличие нескольких фирм (продавцов);
тип продукта – стандартизированный или дифференцированный;
контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;
наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;
очень
типична неценовая конкуренция (особенно
при дифференциации продукта).
Олигополия
как тип рыночной структуры получила
большее распространение в
В зависимости от типа продукции различают чистую и дифференцированную олигополию. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты).
Модели олигополии
Не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей, на которых кратко остановимся.
Модель дуополии Курно. Классическая модель дуополии - это модель, сформулированная в 1838 г. французским экономистом Огюстеном Курно. Его модель основывалась на следующих предпосылках:
Модель Штакельберга. В модели Штакельберга предполагается, что один из дуополистов выступает в роли лидера, а другой — в роли аутсайдера. Лидер всегда первым принимает решение об объеме своего выпуска, а аутсайдер воспринимает выпуск лидера в качестве экзогенного параметра. В этом случае равновесные объемы выпуска определяются не в результате решения системы уравнений реакции дуополистов, а на основе максимизации прибыли лидера, в формуле которой вместо выпуска аутсайдера находится уравнение его реакции.
Модель ломаного спроса. В 1939 г. гарвардский экономист Пол Сюизи предложил следующее объяснение кажущейся негибкости цен в отраслях с немногими продавцами. Соперники различно реагируют на изменение цены в сторону повышения и в сторону понижения. Если фирма А поднимет цену на свою продукцию, фирма В получает новых клиентов, которых фирма А потеряет от повышения цены. Если, с другой стороны, фирма А понизит цену на свою продукцию — фирма В потеряет часть своих клиентов. Модель ломаного спроса может быть полезной для объяснения ситуаций в новых олигополистических отраслях, когда соперники еще плохо знают друг друга, либо в случае присоединения к отрасли новичков, о которых также мало известно.
Модель
олигополии, основанной
на сговоре. На олигополистическом рынке
каждая фирма имеет выбор между кооперированным
(кооперативным) и некооперированным (некооперативным)
поведением. В первом случае фирмы не связаны
в своем поведении никакими явными или
тайными соглашениями друг с другом. Именно
такая стратегия порождает ценовые войны.
К кооперированному поведению фирмы приходят,
если намерены уменьшить взаимную конкуренцию.
Если в условиях олигополии фирмы активно
и тесно сотрудничают между собой, это
значит, что они вступают в сговор. Это
понятие используется в тех случаях, когда
две или более фирмы сообща установили
фиксированные цены или объемы выпуска
и поделили рынок или же решили совместно
вести дело.
Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста.
Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.
В США картели запрещены законом. Тем не менее фирмы часто поддаются искушению вступить в тайный сговор, что дает возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут быть громадными.
Наиболее
известный международный картель -
это картель Организации стран-экспортеров
нефти ОПЕК, сформировавшийся в I960 г. В
1973 г. он впервые использовал свою силу,
чтобы наложить эмбарго на поставки нефти.
Тогда цена барреля сырой нефти утроилась.
В течение 70-х гг. ОПЕК успешно контролировал
экспорт сырой нефти. Но к середине 80-х
гг. образовался избыток нефти и цена резко
упала до менее чем $10 за баррель вместо
$30 в 1979 г.
Модель ценового лидерства
На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером.
Лидирующая фирма исходит из того, что другие фирмы на олигополистическом рынке не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную, они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе.
Ценовое
лидерство имеет характер скрытого
сговора, ибо открытые соглашения о
ценах запрещены
Различают два основных типа ценового лидерства:
а) лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, нежели у конкурентного окружения;
б) лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но несущественно отличающейся от последователей по уровню издержек.
Выделяют
модель рынка доминирующей фирмы
с конкурентным окружением и закрытым
входом и со свободным выходом
СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И СОДЕЙСТВИЕ ЕЁ РАЗВИТИЮ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси
Беларусь придает конкурентоспособности своих товаров и услуг приоритетное значение. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.
Известный
экономист М. Портер показал, что
термин «конкурентоспособная страна»
не имеет решающего
Отмечая актуальность этих теорий, добавим, что из поля зрения их авторов выпадает ключевой момент глобальной конкуренции, каковым является конкуренция стран, выдвигающая на первое место социальные факторы развития. Высшей формой конкурентных преимуществ у М. Портера является «движение инноваций», позволяющее максимально эффективно использовать любые мировые ресурсы. Однако за «движением инноваций» (научно-исследовательскими, маркетинговыми разработками, развитием персонала и организации фирм) чаще всего стоит социальная сфера страны, воспроизводящая основные ресурсы фирм — человеческие. Данные ресурсы воспроизводятся за пределами фирм, но определяют потенциал развития последних. Это специфические страновые ресурсы международной конкуренции, которые представляют собой ключевые ресурсы глобальной конкуренции, ибо за право обладать и пользоваться ими в хозяйственной деятельности фактически разворачивается конкурентная борьба фирм. Но воспроизводят этот ресурс, как правило, не фирмы, а страны. Именно поэтому способность воспроизводить его, а затем пользоваться результатами этого воспроизводства — признак глобальной конкурентоспособности страны. Беларусь как страна с социально ориентированной экономикой может целенаправленно стремиться к достижению подобных целей и тем самым позитивно влиять на свою конкурентоспособность.
В
нашей стране имеются все условия
для реализации инвестирования в
исследования и развитие — одного
из факторов по-настоящему действенного
механизма повышения
Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси
Научный подход к проблеме конкурентоспособности предполагает адекватное теоретико-методологическое ее решение, а именно — выбор приоритетов, соответствующих национальной политике Беларуси, ее основным ориентирам в социально-экономическом развитии. При разработке внешнеэкономической стратегии и политики страны определяющей должна являться базовая национальная стратегия, обращенная к гражданам и предприятиям самой страны. В этой стратегии должны быть сформулированы принципиально важные для субъектов национальной экономики ориентиры деятельности, содержащие непротиворечивый образ будущего хозяйства и социальной сферы страны.
В Республике Беларусь разработана и реализуется Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года, в рамках которой генеральной целью устойчивого развития Беларуси определено обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Основные принципы устойчивого развития, использованные при разработке Национальной стратегии, закреплены в Повестке дня на XXI век, принятой на международной конференции в Рио-де-Жанейро. Данный документ содержит 27 принципов интеграции экологической, экономической и социальной политики в единую политику.
Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, для экономики переходного периода принципиальное значение имеет выбор институциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической системы, как институт предпринимательства. Признано, что к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относятся, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Национальная конкурентоспособность — это способность страны производить и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения. Республика Беларусь, активно участвуя в процессах глобализации, сумела на национальном уровне минимизировать ее негативные последствия и добиться стабильного экономического роста.