Комплексный анализ деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

Содержание

ВВЕдение
1. Технико-экономическая характеристика ООО ПКФ «консалекс»
1.1. История предприятия
1.2. Основные технико-экономические показатели работы предприятия
1.3. Структура производства и управления ООО ПКФ «Консалекс»
2. Методология анализа хозяйственной деятельности предприятия
2.1. Понятие и значение анализа хозяйственной деятельности
2.1.1. Понятие об анализе хозяйственной деятельности, история его становления и развития
2.1.2. Виды анализа хозяйственной деятельности
2.2. Предмет, содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности
2.2.1. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности
2.2.2. Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности
2.2.3. Принципы анализа хозяйственной деятельности
2.3. Метод и методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия
2.3.1. Метод анализа хозяйственной деятельности, его характерные черты
2.3.2. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности
2.3.3. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей
2.4. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности предприятий
2.4.1. Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности
2.4.2. Многомерные сравнения в анализе хозяйственной деятельности
2.4.3. Способы приведения показателей в сопоставимый вид
2.4.4. Способы использования относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности
2.4.5. Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности
2.4.6. Балансовый способ в анализе хозяйственной деятельности
2.4.7. Использование графического способа в анализе хозяйственной деятельности
2.4.8. Способы табличного отражения аналитических данных
2.5. Методика факторного анализа
2.5.1. Понятие, типы и задачи факторного анализа
2.5.2. Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности
3. Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия
3.1. Задачи анализа финансовых результатов
3.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
3.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг
3.3.1. Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с планом
3.3.2. Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом
3.4. Анализ влияния рынков сбыта на уровень среднереализационных цен
3.5. Анализ рентабельности деятельности предприятия
3.5.1. Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия
3.5.2. Анализ рентабельности продаж предприятия
3.5.3. Анализ рентабельности производственного капитала
3.6. Подсчет резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности
3.6.1. Резервы увеличения прибыли
3.6.2. Резервы увеличения рентабельности
Заключение
Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по технико-экономическому анализу.doc

— 611.50 Кб (Скачать)

       единство методики исчисления показателей и их состава.

Как видно, большинство требований очевидно. Их выполнение не вызывает трудностей. Но другой раз несопоставимость не сразу бросается в глаза, а ее достижение требует настоящих усилий.

Рассмотрим конкретные примеры. Несоответствие объем­ного фактора может значительно ухудшить оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство валовой про­дукции (Kз). Если сравнить фактическую сумму затрат  (VфiCфi) с плановой  (VплiCплi), то разность этих показа­телей обусловлена не только изменением себестоимости отдель­ных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для этого плановую сумму затрат надо пересчитать на фактический объем производства продукции  (VфiCплi), и затем сравнить с фактической суммой затрат:

Такая проблема возникает и при оценке изменений в объеме валовой продукции. Здесь из-за возможности использования раз­личных стоимостных измерителей (сопоставимые цены, плановые цены, действующие цены в отчетном периоде и др.) объем произ­водства продукции может оказаться несопоставимым. Для ней­трализации влияния стоимостного фактора достаточно оп­ределить следующий условный показатель валовой продукции:  (VфiЦплi). Сопоставление его с плановым показателем  (VплiЦплi), обеспечит полную объективность оценки

В тех случаях, когда отсутствует базисный показатель качест­ва и оно определяется распределением полученной продукции по сортам (например, упитанностью животного), то проблема нейтра­лизации качественных отличий может быть решена как нейтра­лизация структурного фактора.

Когда учитывают структуру, то формула валовой продукции имеет вид

где УД - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме, %;

      Vобщ - общий объем производства продукции.

Для достижения сопоставимости следует использовать одина­ковые цены, например плановые (Цпл). Потом объем продукции как по плану, так и фактически нужно определить в одинаковом составе. Последний получается путем распределения фактического общего объема продукции по видам соответственно плановой струк­туре. Сопоставление полученных таким образом показателей вало­вой продукции

после исключения влияния структурного и стоимостного факто­ров позволяет правильнее оценить прирост объема продукции.

 

Когда показатели, взятые для сравнения, охватывают разные про­межутки времени, то это несоответствие легко преодолеть путем корректировки. Если же они взяты на разные моменты времени, то сопоставимость может быть достигнута только путем замены одного из показателей.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть дос­тигнута, если вместо абсолютных, величин взять средние или относительные. Нельзя, например, сравнивать такие абсолютные показатели разных хозяйств, как объем производства продукции, сто­имость основных средств, сумму прибыли и т.д. без учета их зе­мельной площади. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, то их можно сравнивать.

В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показа­телей используются поправочные коэффициенты.

Особенно нужно быть внимательным в отношении методического несоответствия показателей. Оно не только может исказить резуль­таты сравнения, но и вообще изменить смысл. Например, фондоотдача может быть исчислена по всей сумме основных фондов, по основным производственным фондам или только по активной их части. Поэтому не проверив тождества методики расчета показателей в плане и отчете текущего года, а также за прошлые периоды можно дать невер­ную оценку динамики, поскольку в основу изменения изучаемого показателя будет положено различие в способе его расчета. Чтобы обеспечить правильность выводов, нужно добиться тождества показателей по методике их расчета.

Очень важно также при сравнении показателей обеспечить их сопоставимость по природно-климатическим условиям. Осо­бенно это актуально для сельского хозяйства. Нахождение предпри­ятий в различных природно-экономических зонах оказывает сущест­венное влияние на выход продукции, уровень переменных и постоянных затрат, трудоемкость продукции и т.д. Для обеспечения сопоставимости показателей по этому фактору выделяют долю при­роста показателей, обусловленных климатическими и террито­риальными особенностями, с последующим устранением их влияния.

Нельзя также допускать, чтобы сравниваемые показатели были неоднородны по составу затрат, количеству учитываемых объек­тов и др. Нельзя, например, сопоставлять показатели цеха с пока­зателями завода в целом, себестоимость валовой и себестоимость реализованной продукции, балансовую и чистую прибыль предпри­ятия и т.д.

Таким образом, основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия сто­имостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправоч­ных коэффициентов, методов пересчета и т.д.

 

2.4.4. Способы использования относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности

Экономические явления, которые изучаются в АХД, имеют, как правило, количественную определенность, которая выражается в аб­солютных и относительных величинах.

Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.

Относительные показатели отражают соотношение ве­личины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принима­ется за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности.

Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за три-пять предыдущих лет.

Относительная величина выполнения плана - это от­ношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное обычно в процентах.

Для характеристики изменения показателей за какой-либо про­межуток времени используют относительные величины дина­мики. Их определяют путем деления величины показателя теку­щего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В пер­вом случае каждый следующий уровень динамического ряда срав­нивается с базисным годом, а в другом - каждый следующий год относится к предыдущему.

Показатель структуры - это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес посевов зерновых культур в общей посе­вной площади, удельный вес рабочих в общем количестве работ­ников предприятия.

Относительные величины координации представляют со­бой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, силовых и рабочих машин и т.д.

Относительными величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д.

Относительные величины эффективности - это соотно­шение эффекта с ресурсами или затратами, например, производство продукции на один рубль затрат, на одного рабочего и т.д.

В практике экономической работы наряду с абсолютными и от­носительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в АХД для обобщенной количес­твенной характеристики совокупности однородных явлений по ка­кому-либо признаку. Например, средняя зарплата рабочих исполь­зуется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соот­ветствующему признаку. Она показывает общую меру этого призна­ка в изучаемой совокупности, т.е. одним числом характеризует всю совокупность объектов. С помощью средних величин можно сравни­вать разные совокупности объектов, например, районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.

В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др.

При использовании средних величин в АХД следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. В этом их сила и недостаток. Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними данными не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при ана­лизе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.

 

2.4.5. Способы группировки информации в анализе хозяй­ственной деятельности

Широкое применение в АХД находит группировка информа­ции — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

1. В зависимости от задач используются типологические, структур­ные и аналитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть груп­пы населения по роду деятельности, группы предприятий по фор­мам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по сте­пени выполнения плана производства продукции, понижению ее се­бестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, мини­стерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и от­стающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы свя­зи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

2. По сложности построения различают два типа группировок:

простые и комбинированные. С помощью простых группиро­вок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных груп­пировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трех­уровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнооб­разные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их суще­ственный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей луч­ше такую группировку заменить несколькими простыми.

 

При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть опре­делена в виде следующего алгоритма:

1)      определение цели анализа;

2)      сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3)      ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

4)      выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5)      определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6)      анализ полученных средних величин, определение взаимо­связи и направления воздействия факторных показателей на изу­чаемый результат.

В случае построения комбинированных группировок э2тот алго­ритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пято­го пунктов,

 

Таким образом, правильная группировка информации дает воз­можность изучать зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать ма­териалы анализа, определить главное, характерное и типичное.

 

2.4.6. Балансовый способ в анализе хозяйственной деятель­ности

Балансовый способ служит главным образом для отражения со­отношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот метод широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования. Но определенную роль он играет и в АХД.

Информация о работе Комплексный анализ деятельности предприятия