Комплексная оценка и аттестация рабочих мест

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях очень важно понимать каждому работнику, что рабочее место играет ведущую роль в экономике как предприятия и его структурных подразделений, так и региона, и государства в целом. Эта роль обусловлена следующими функциями рабочего места:

•произведенный общественный продукт государства, прибыль предприятия складываются из совокупности финансово-экономических результатов, полученных на отдельных рабочих местах
•количественные и качественные характеристики рабочих мест определяют спрос и предложение на рынках рабочих мест и рабочей силы
•рабочее место выступает первичным звеном в цепи разделения и кооперации труда, координации и взаимосогласования элементов производственного, технологического и трудового процессов
•все производственное помещение предприятия состоит из отдельных рабочих мест, а все оборудование и оснастка для производства товаров или услуг размещены на рабочих местах в соответствии с их местом в производственном, технологическом и трудовом процессах;
•персонал предприятия распределен по рабочим местам, а структура, оснащенность, функционально-технологические и другие характеристики рабочих мест формируют требования к персоналу и определяют его количественные и качественные параметры;
•управление производством, экономикой и персоналом предприятия осуществляется через управление рабочими местами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3


Глава I Комплексная оценка и аттестация рабочих мест………………7


1.1. Цели и задачи аттестации рабочих мест………………………………7


1.2. Основные сведения по организации и проведению аттестации

рабочих мест…………………………………………………………………… 9


1.3. Общие принципы проведения аттестации рабочих мест………...12


Глава II Порядок проведения аттестации рабочих мест …………….17


2.1 Подготовительный этап………………………………………………..17


2.2 Основной этап…………………………………………………………….21


2.3 Заключительный этап………………………………………………….. 25


Заключение…………………………………………………………………….27


Список литературы…………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

3 степень  3 класса (3.3) – условия труда характеризуются такими

уровнями  факторов рабочей среды, воздействие которых в периоде трудовой деятельности приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности; росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;

4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей

трудоспособности), отмечается значительный рост числа  хронических

заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой

трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются

уровнями  факторов рабочей среды, воздействие  которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм. Рабочее место считается аттестованным по гигиеническим условиям соответственно с классом 1 или 2, если условия труда принадлежат к оптимальным или допустимым.

В случаях, когда на рабочем месте фактические  значения вредных

производственных факторов не соответствуют существующим нормам

рабочее место признается аттестованным по вредности факторов

производственной  среды и трудового процесса с классами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4.

При отнесении  условий труда на рабочем месте  к классу 4 (опасному) в организации незамедлительно разрабатывается комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия. Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.) классифицируется по вредности производственных факторов по классу 4.

1.3.2. Принципы аттестации  по травмобезопасности

При оценке условий труда по травмобезопасности в зависимости от

соответствия  производственного оборудования, приспособлений и

инструментов, средств обучения безопасности труда  и инструктажа

требованиям нормативно - правовых актов определяется свой класс условий

труда: оптимальный (класс 1), допустимый (класс 2), опасный (класс 3). Класс 1 – оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного

нарушения требований охраны труда, отобранных для  оценки

травмобезопасности  в соответствии с разделом IV Порядка; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда).

Класс 2 - допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного

нарушения требований охраны труда, отобранных для  оценки

травмобезопасности  в соответствии с разделом IV Порядка; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатация производственного оборудования с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), если это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций.

Класс 3 - опасный (на рабочем месте выявлено одно и более нарушений требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности в

соответствии  с разделом IV Порядка).

При выполнении требований травмобезопасности рабочего места и

обеспеченности  работников СИЗ считается, что условия труда на рабочем месте отвечают требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным соответственно с классом 1 или 2 с оценкой "соответствует требованиям обеспеченности СИЗ".

В случаях, когда на рабочем месте фактические  значения опасных

производственных  факторов не соответствуют существующим нормам и (или) требованиям по травмобезопасности и (или) обеспеченности

работников  СИЗ признается аттестованным по травмобезопасности с классом 3. Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.) классифицируется по травмобезопасности по классу 3.

 

Глава II. Порядок проведения аттестации рабочих мест

Аттестация  рабочих мест проводится в несколько  этапов:

– подготовительный этап,

– основной этап (собственно аттестация рабочих мест),

– заключительный этап.

2.1  Подготовительный этап

На подготовительном этапе формируется аттестационная комиссия,

издается  приказ о проведении аттестации, разрабатывается  график ее

проведения, составляется перечень рабочих мест, вредных и опасных

производственных  факторов, подлежащих оценке на рабочих  местах

предприятия

Формирование  аттестационной комиссии

Аттестационная  комиссия создается на паритетной основе

организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией.

В состав комиссии рекомендуется включать руководителей

структурных подразделений, юристов, специалистов служб охраны труда, по кадрам, по труду и заработной плате, представителей лабораторий, главных специалистов, медицинских работников, представителей от профсоюзов, представителей Аттестующей организации.

Состав  комиссии утверждается приказом по организации.

Издание приказа о проведении аттестации

Руководителем организации издается приказ о проведении аттестации

рабочих мест с указанием сроков проведения аттестации. Назначаются

председатель  и члены аттестационной комиссии.

Разработка  графика организации  и проведения аттестации

Аттестационная  комиссия разрабатывает график организации  и

проведения  аттестации рабочих мест по условиям труда, в котором

необходимо  распределить мероприятия и этапы  аттестации, указать сроки и ответственных исполнителей. Целесообразно проводить аттестацию рабочих мест сначала в основных подразделениях, а затем – во вспомогательных. Это позволит избежать проведения измерений повторяющихся факторов в одном и том же месте для различных категорий работников. Например, результаты измерений факторов на рабочем месте основного производства могут быть взяты за основу для вспомогательных служб соответствующих рабочих мест (руководителей, слесарей-ремонтников и т. д.) при конкретизации времени

воздействия, и только при необходимости можно  дополнительно произвести измерения недостающих факторов.

Функции аттестационной комиссии на подготовительном этапе:

–методическое руководство и контроль за проведением аттестации

рабочих мест по условиям труда;

– формирование нормативно-правовых и локальных  нормативных

актов, организационно-распорядительных и  методических документов, необходимых для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, и организация их изучения;

– составление  полного перечня рабочих мест организации с

выделением  аналогичных рабочих мест и указанием  оцениваемых условий труда,

– подготовка предложений по приведению наименования профессий и

должностей работников организации в соответствии с требованиями

законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;

– присвоение кодов производствам, цехам, участкам для проведения

автоматизированной  обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования.

Формирование  перечней рабочих  мест и факторов, подлежащих

аттестации

В связи с тем, что при аттестации рабочего места по условиям труда

оценке  подлежат все имеющиеся на рабочем  месте опасные и вредные

производственные  факторы (физические, химические, биологические), а также тяжесть и напряженность труда, аттестационная комиссия формирует перечни рабочих мест, подлежащих аттестации, с указанием вредных факторов для инструментальных измерений.

Вредный фактор рабочей среды  – фактор среды и трудового процесса,

воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства. Вредными факторами могут быть:

– физические факторы – температура; влажность; скорость движения

воздуха; тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля и излучения (электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т. ч. геомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты; широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т. ч. лазерное и ультрафиолетовое)); ионизирующие излучения; производственный шум; ультразвук; инфразвук; вибрация; аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение: естественное (отсутствие или его недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы;

– химические факторы – химические вещества и  их смеси, в т. ч.

некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины,

гормоны, ферменты, белковые препараты);

– биологические  факторы – микроорганизмы-продуценты, живые

клетки  и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний;

– факторы  трудового процесса: тяжесть и  напряженность труда.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, которая

отражает  нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, обеспечивающие его деятельность (сердечно-

сосудистую, дыхательную и пр.). Тяжесть труда  характеризуется:

физической  динамической нагрузкой, массой поднимаемого и

перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса,

отражающая  нагрузку на центральную нервную  систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные,

эмоциональные нагрузки; степень монотонности нагрузок; режим работы. Оценку факторов трудового процесса могут произвести специалисты организации — члены аттестационных комиссий.

Информация о работе Комплексная оценка и аттестация рабочих мест