Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 22:48, курсовая работа
В современных условиях очень важно понимать каждому работнику, что рабочее место играет ведущую роль в экономике как предприятия и его структурных подразделений, так и региона, и государства в целом. Эта роль обусловлена следующими функциями рабочего места:
•произведенный общественный продукт государства, прибыль предприятия складываются из совокупности финансово-экономических результатов, полученных на отдельных рабочих местах
•количественные и качественные характеристики рабочих мест определяют спрос и предложение на рынках рабочих мест и рабочей силы
•рабочее место выступает первичным звеном в цепи разделения и кооперации труда, координации и взаимосогласования элементов производственного, технологического и трудового процессов
•все производственное помещение предприятия состоит из отдельных рабочих мест, а все оборудование и оснастка для производства товаров или услуг размещены на рабочих местах в соответствии с их местом в производственном, технологическом и трудовом процессах;
•персонал предприятия распределен по рабочим местам, а структура, оснащенность, функционально-технологические и другие характеристики рабочих мест формируют требования к персоналу и определяют его количественные и качественные параметры;
•управление производством, экономикой и персоналом предприятия осуществляется через управление рабочими местами.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Комплексная оценка и аттестация рабочих мест………………7
1.1. Цели и задачи аттестации рабочих мест………………………………7
1.2. Основные сведения по организации и проведению аттестации
рабочих мест…………………………………………………………………… 9
1.3. Общие принципы проведения аттестации рабочих мест………...12
Глава II Порядок проведения аттестации рабочих мест …………….17
2.1 Подготовительный этап………………………………………………..17
2.2 Основной этап…………………………………………………………….21
2.3 Заключительный этап………………………………………………….. 25
Заключение…………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………..28
3 степень 3 класса (3.3) – условия труда характеризуются такими
уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в периоде трудовой деятельности приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности; росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;
4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей
трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических
заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой
трудоспособности.
Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются
уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм. Рабочее место считается аттестованным по гигиеническим условиям соответственно с классом 1 или 2, если условия труда принадлежат к оптимальным или допустимым.
В случаях, когда на рабочем месте фактические значения вредных
производственных факторов не соответствуют существующим нормам
рабочее место признается аттестованным по вредности факторов
производственной среды и трудового процесса с классами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4.
При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) в организации незамедлительно разрабатывается комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия. Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.) классифицируется по вредности производственных факторов по классу 4.
1.3.2. Принципы аттестации по травмобезопасности
При оценке условий труда по травмобезопасности в зависимости от
соответствия производственного оборудования, приспособлений и
инструментов, средств обучения безопасности труда и инструктажа
требованиям нормативно - правовых актов определяется свой класс условий
труда: оптимальный (класс 1), допустимый (класс 2), опасный (класс 3). Класс 1 – оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного
нарушения требований охраны труда, отобранных для оценки
травмобезопасности в соответствии с разделом IV Порядка; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда).
Класс 2 - допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного
нарушения требований охраны труда, отобранных для оценки
травмобезопасности в соответствии с разделом IV Порядка; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатация производственного оборудования с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), если это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций.
Класс 3 - опасный (на рабочем месте выявлено одно и более нарушений требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности в
соответствии с разделом IV Порядка).
При выполнении требований травмобезопасности рабочего места и
обеспеченности работников СИЗ считается, что условия труда на рабочем месте отвечают требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным соответственно с классом 1 или 2 с оценкой "соответствует требованиям обеспеченности СИЗ".
В случаях, когда на рабочем месте фактические значения опасных
производственных факторов не соответствуют существующим нормам и (или) требованиям по травмобезопасности и (или) обеспеченности
работников СИЗ признается аттестованным по травмобезопасности с классом 3. Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.) классифицируется по травмобезопасности по классу 3.
Глава II. Порядок проведения аттестации рабочих мест
Аттестация рабочих мест проводится в несколько этапов:
– подготовительный этап,
– основной этап (собственно аттестация рабочих мест),
– заключительный этап.
2.1 Подготовительный этап
На подготовительном
этапе формируется
издается приказ о проведении аттестации, разрабатывается график ее
проведения, составляется перечень рабочих мест, вредных и опасных
производственных факторов, подлежащих оценке на рабочих местах
предприятия
Формирование аттестационной комиссии
Аттестационная комиссия создается на паритетной основе
организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией.
В состав комиссии рекомендуется включать руководителей
структурных подразделений, юристов, специалистов служб охраны труда, по кадрам, по труду и заработной плате, представителей лабораторий, главных специалистов, медицинских работников, представителей от профсоюзов, представителей Аттестующей организации.
Состав комиссии утверждается приказом по организации.
Издание приказа о проведении аттестации
Руководителем организации издается приказ о проведении аттестации
рабочих мест с указанием сроков проведения аттестации. Назначаются
председатель и члены аттестационной комиссии.
Разработка графика организации и проведения аттестации
Аттестационная комиссия разрабатывает график организации и
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в котором
необходимо распределить мероприятия и этапы аттестации, указать сроки и ответственных исполнителей. Целесообразно проводить аттестацию рабочих мест сначала в основных подразделениях, а затем – во вспомогательных. Это позволит избежать проведения измерений повторяющихся факторов в одном и том же месте для различных категорий работников. Например, результаты измерений факторов на рабочем месте основного производства могут быть взяты за основу для вспомогательных служб соответствующих рабочих мест (руководителей, слесарей-ремонтников и т. д.) при конкретизации времени
воздействия, и только при необходимости можно дополнительно произвести измерения недостающих факторов.
Функции аттестационной комиссии на подготовительном этапе:
–методическое руководство и контроль за проведением аттестации
рабочих мест по условиям труда;
– формирование нормативно-правовых и локальных нормативных
актов,
организационно-
– составление полного перечня рабочих мест организации с
выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда,
– подготовка предложений по приведению наименования профессий и
должностей работников организации в соответствии с требованиями
законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;
– присвоение кодов производствам, цехам, участкам для проведения
автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования.
Формирование перечней рабочих мест и факторов, подлежащих
аттестации
В связи с тем, что при аттестации рабочего места по условиям труда
оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные
производственные факторы (физические, химические, биологические), а также тяжесть и напряженность труда, аттестационная комиссия формирует перечни рабочих мест, подлежащих аттестации, с указанием вредных факторов для инструментальных измерений.
Вредный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса,
воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства. Вредными факторами могут быть:
– физические факторы – температура; влажность; скорость движения
воздуха; тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля и излучения (электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т. ч. геомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты; широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т. ч. лазерное и ультрафиолетовое)); ионизирующие излучения; производственный шум; ультразвук; инфразвук; вибрация; аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение: естественное (отсутствие или его недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы;
– химические факторы – химические вещества и их смеси, в т. ч.
некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины,
гормоны, ферменты, белковые препараты);
– биологические
факторы – микроорганизмы-
клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний;
– факторы трудового процесса: тяжесть и напряженность труда.
Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, которая
отражает нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, обеспечивающие его деятельность (сердечно-
сосудистую, дыхательную и пр.). Тяжесть труда характеризуется:
физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и
перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.
Напряженность труда – характеристика трудового процесса,
отражающая нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные,
эмоциональные нагрузки; степень монотонности нагрузок; режим работы. Оценку факторов трудового процесса могут произвести специалисты организации — члены аттестационных комиссий.
Информация о работе Комплексная оценка и аттестация рабочих мест