Коммуникации в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

Содержание

Введение План
1. Общие понятия
1.1 Восприятие человеком окружения
1.2 Развитие коммуникаций в системе управления
1.3 Коммуникации – понятие, цели, функции
1.4 Информация в коммуникационном процессе
2. Виды коммуникаций
Ι. Организационные;
Ι Ι. Межличностные
3. Коммуникационный процесс
3.1 Зарождение идеи
Кодирование и выбор канала
3.3 Передача
3.4 Декодирование
3.5 Шум
3.6 Обратная связь
3.7 Организация коммуникаций
4. Коммуникационные сети
4.1 Виды связей
4.2 Типы структур
5. Коммуникационные барьеры
5.1 Межличностные барьеры
5.2 Преграды в организационных коммуникациях

6. Способы совершенствования коммуникационных процессов в организации.
7. Практическая часть
Коммуникации на примере опыта работы ООО «Алмаз»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 1.36 Мб (Скачать)

Следующие принципы являются полезными для организации  эффективной коммуникации, так как  они концентрируют внимание на четырех  решающих областях: качество сообщения, условия приема, поддержание целостности  организованных усилий и использование преимуществ неформальной организации.

  • Принцип ясности.

Хотя о коммуникации часто думают просто как о сообщении  для того, чтобы она обладала какой-то ценностью, она должна пройти испытание  по принципу ясности: сообщение обладает ясностью, если оно выражено таким языком и передано таким образом, что может быть понято получателем.

  • Принцип целостности.

Управленческие  сообщения скорее являются средствами, чем конечными целями.

Принцип целостности  состоит в следующем: цель управленческих сообщений 
- содействовать установлению понимания между людьми в процессе их сотрудничества, направленного на достижение целей предприятия.

  • Принцип стратегического использования информационной организации.

Характер этого  ключевого принципа заключается  в следующем: наиболее эффективной коммуникация бывает тогда, когда руководители используют неформальную организацию в дополнение к коммуникации формальной организации.

Попробуем рассмотреть  способы улучшения коммуникационного  процесса с точки зрения межличностных (неформальных) и организационных (формальных) коммуникаций. Эти виды коммуникаций сильно отличаются друг от друга и, следовательно, способы их улучшения тоже различны. 
 

В межличностных коммуникациях

главным является совершенствование науки общения. Существует несколько простых принципов, соблюдение которых поможет руководителю стать более коммуникабельным.

  • Умение слушать. Эффективное общение невозможно без умения слушать.
  • Ясность идей.

Прояснение идей перед их передачей означает, что вам необходимо систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы и идеи, которые вы хотите сделать объектами передачи.

  • Язык жестов и интонаций.

Необходимо следить  за языком жестов, позой и интонацией, чтобы не посылать противоречивых сигналов. Посылая гармоничные знаки, которые не содержат противоречивых сообщений, вы добиваетесь большей ясности и понимания ваших слов.

  • Эмпатия и открытость.

Эмпатия - это  внимание к чувствам других людей, сопереживание. Удачное применение эмпатии может  заметно уменьшить возможность неверного понимания при декодировании сообщения принимающей стороной. Эмпатия при обмене информацией подразумевает также поддержание открытости в разговоре.

  • Установление обратной связи.

Обратная связь  важна, поскольку дает возможность  установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них - задавать вопросы. Еще один способ установления обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые как будто указывают на замешательство или непонимание.Обратную связь можно установить также путем контроля первых результатов работы. Соответствующая информация позволит вам оценить, в какой мере воплощается то, что вы намеревались сообщить. 

В организационных коммуникациях

 основным  является совершенствование информационного  потока. Вот некоторые конкретные  способы совершенствования информационного  обмена в организациях, которые  должен знать любой менеджер.

  • Регулирование информационных потоков

Руководители  на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих  информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обменах.

  • Управленческие действия.

Регулирование информационного потока - лишь один пример из числа действий руководителя по совершенствованию обмена информацией. Есть и другие. Например, руководитель может практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, распределения работы и т.д. Руководитель может также по своему усмотрению предпочесть вариант периодических встреч с участием всех подчиненных для рассмотрения тех же вопросов. Планирование, организация и контроль формируют дополнительные возможности управленческого действия в направлении совершенствования информационного обмена.

  • Системы обратной связи.

В той же мере, в какой обратная связь может  способствовать совершенствованию  межличностного обмена информацией, могут  действовать и системы обратной связи, создаваемые в организации. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи - перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов.

  • Опрос работников

Еще один вариант системы обратной связи. Такие опросы можно проводить с целью получения информации от руководителей и рабочих буквально по сотням вопросов.

  • Системы сбора предложений.

Системы сбора  предложений разработаны с целью  облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. 
Цель подобных систем - снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх. Чаще всего такая система реализуется в варианте ящиков для предложений, куда работники фирмы могут анонимно подавать свои предложения.

Систему сбора  предложений можно организовать по-другому. Организация может развернуть частную телефонную сеть, через которую  работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы о назначениях и продвижениях в должности.

Другой вариант  системы обратной связи предусматривает  создание группы руководителей и  рядовых работников, которые встречаются  и обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес.

Еще один подход основан на кружках качества, а  также группах неуправленческих работников, которые еженедельно  собираются для обсуждения предложений  по усовершенствованиям.

  • Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации.

Относительно  крупные организации, как правило, издают ежемесячные бюллетени, которые  содержат информацию для всех работников. В подобные ежемесячные бюллетени  могут входить статьи с обзором  предложений по поводу управления, на темы охраны здоровья работников, нового контракта, нового вида продукции или услуг, которые намечено предложить потребителям в скором времени, ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников.

  • Современная информационная технология.

Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях. 
Персональный компьютер уже оказал огромное воздействие на информацию, которую руководители, вспомогательный персонал и рабочие рассылают и получают. Электронная почта дает работникам возможность направлять письменные сообщения любому человеку в организации. Это должно уменьшить традиционно неиссякаемый поток телефонных разговоров. Кроме того в настоящее время огромную роль в распространении информации играет глобальная сеть Интернет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_____________________________________ 

1. «Основы предпринимательской деятельности»: Учебное пособие / Под ред. 
В.М. Власовой. - М.: «Финансы и статистика», 1995. 
2. «Управление организацией»: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Поршнева и др. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1998.

3. Зингер В., Ланг Л. «Руководитель без конфликтов». - М.: «Экономика», 1990. 

7. Практическая часть

Коммуникации  на примере опыта  работы ООО «Алмаз» 

В текущем 2006 году предприятие ювелирный магазин  «Алмаз» отметил 70-летие своей работы на российском рынке.

 Уставной  деятельностью ООО «Алмаз» является продажа ювелирных и сопутствующих товаров населению в розницу а также оптом, оказание услуг оценки, скупки и ремонта.

 В штате предприятия работает 4 ведущих менеджера, в подчинении которых находится от 2 до 4 младших менеджеров и помощников. Общий штат предприятия – более 30 человек. Эти сотрудники образуют 8 отделов 000 «Алмаз». 
Возглавляет фирму Генеральный директор, в подчинении у которого более 30 человек. Каждый месяц (в конце месяца) старшие менеджеры в письменном виде докладывают о проделанной работе руководителю организации. Также в этом докладе возможны предложения, пожелания, просьбы как самих старших менеджеров, так и тех менеджеров, которые наводятся у них в подчинении. 
Предварительно просьбы и пожелания младших менеджеров обсуждаются с их начальниками - ведущими (старшими) менеджерами. Таким образом на фирме организованы восходящие вертикальные коммуникации. 
Руководитель, рассмотрев, доклады менеджеров, в первых числах следующего месяца организовывает с помощью секретаря собрание, на котором по каждому пункту докладов дает указания на дальнейшую работу, а также распоряжается и передает информацию, поступившую к нему из внешней среды. На этом же собрании присутствует главный бухгалтер фирмы для получения информации о произведённых расходах или предстоящих расходах, доходах и т.п. Таким образом налажены вертикальные нисходящие коммуникации. 
Горизонтальные коммуникации в 000 «Алмаз» в основном протекают неформальным образов, непосредственно через общение между сотрудниками. 
Если одному отделу необходима какая-либо информация от другого отдела, то данный запрос и поступившая в ответ информация проходит через руководителя фирмы, образуя следующую схему:

Схема 1:

Отдел А Руководитель Отдел В запрос рассмотренный запрос рассмотренный ответ ответ

 
                                                                     
Схема 2: 
Также нисходящие и восходящие коммуникации осуществляются на ежеквартальных собраниях всего трудового коллектива 000 «Алмаз», где обсуждаются успехи, достижения, неудачи и перспективы как фирмы так и сотрудников. 

Генеральный директор

Представители администрации

Менеджеры

Руководители  отделов

Прочие  работники

 
 Такой системой коммуникаций руководитель организовал эффективную передачу формальной (деловой) информации между отделами, сократил, на сколько это возможно, утечку информации. В тоже время обеспечил вниманием своих подчиненных и предоставил всевозможные пути для «обратной связи». Также подчиненные с помощью такой организации коммуникаций могут видеть в своих начальниках не только приказывающих руководителей, но и просто людей; это достигается на коллективных праздниках.
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Подводя итоги  можно с уверенностью сказать; что  осуществление коммуникаций - это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, в котором роль менеджера одна из важнейших. 
Прежде всего менеджер должен быть отличным психологом, который может предугадать малейшие изменения настроения коллектива Психологический фактор- один из важнейших факторов успешных коммуникаций. Во-вторых, менеджер должен обладать ораторским мастерством и умением убеждать. Риторика общения в развитых компаниях стоит на одном из ведущих мест в развитии коммуникаций. От умения общаться с подчиненными зависит прежде всего будущее предприятия, а вместе с ним и будущее каждого отдельно взятого сотрудника. Менеджер должен уметь найти общий язык с замкнутыми и необщительными людьми.

Информация о работе Коммуникации в системе управления