Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:07, курсовая работа
В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.
Введение План
1. Общие понятия
1.1 Восприятие человеком окружения
1.2 Развитие коммуникаций в системе управления
1.3 Коммуникации – понятие, цели, функции
1.4 Информация в коммуникационном процессе
2. Виды коммуникаций
Ι. Организационные;
Ι Ι. Межличностные
3. Коммуникационный процесс
3.1 Зарождение идеи
Кодирование и выбор канала
3.3 Передача
3.4 Декодирование
3.5 Шум
3.6 Обратная связь
3.7 Организация коммуникаций
4. Коммуникационные сети
4.1 Виды связей
4.2 Типы структур
5. Коммуникационные барьеры
5.1 Межличностные барьеры
5.2 Преграды в организационных коммуникациях
6. Способы совершенствования коммуникационных процессов в организации.
7. Практическая часть
Коммуникации на примере опыта работы ООО «Алмаз»
Заключение
Список литературы
Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менее исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией.
Обсуждая результаты этого исследования, профессор Терренс Митчел указывает:
” Главный
вывод этой работы в том,
что устное плюс письменное
сообщение, скорее всего,
Ориентация на оба канала заставляет тщательнее готовиться и письменно регистрировать параметры ситуации. Однако никоим образом каждый информационный обмен не должен быть письменным. В этом случае потоки бумаг становятся неуправляемыми.
Этап станет
более понятным, если представить его
себе как операцию упаковки. Многие действительно
хорошие продукты не находят сбыта, пока
не обретут такой упаковки, которую потребитель
сочтет понятной и привлекательной одновременно.
Подобным образом многие люди с прекрасными
идеями не в состоянии упаковать их с помощью
символов и вложить в каналы, значимые
и притягательные для получателя. Когда
такое происходит, идея, будь она даже
распрекрасной, зачастую не находит сбыта.
3.3 Передача
На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю.
Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот и т.п.), а также химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет и т.п.). В качестве каналов используется сама среда (воздух, вода и свет) и различные технические устройства и приспособления (линии, волны и т.п.). Так, например, разговор двух лиц может осуществляться непосредственно по телефону или по радио. Как только передача послания или сигнала началась, коммуникационный процесс выходит из под контроля средства или человека, его пославшего. Отправленное послание обратно вернуть уже нельзя.
Речь идет
о физической передаче
Передача информации осуществляется с использованием знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, используемых в коммуникационном процессе. При классификации коммуникативных процессов условно можно выделить вербальную коммуникацию, где в качестве знаковой системы используется речь, и невербальную коммуникацию, когда используются различные неречевые знаковые системы.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. В структуру речевого общения входят значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых применяются любые символы. Основные функции невербальных средств - это дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Хотя речь является
универсальным средством
В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов.
Основные типы невербальной коммуникации | Примеры |
Движения тела | Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы |
Личные физические качества | Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура |
Речь | Качества голоса, грамотность, частота речи, засоренность речи, смех, зевание и т.п. |
Использование среды | Способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры помещения себя в среде,дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории |
Физическая среда | Дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятость, освещенность, шум |
Время | Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса |
Рис. 2 . Основные виды невербальной
коммуникации.
3.4 Декодирование
После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться.
С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения коммуникативная схема асимметрична. Для отправителя смысл сообщения предшествует процессу кодирования, поскольку определенная мысль воплощается в систему знаков. Для получателя смысл сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Декодирование
включает восприятие
(что получил) послания получателем, его
интерпретацию
(как понял) и оценку
(что и как принял). Получить — еще не означает
понять, а понять — это еще не значит
принять. Эффективная коммуникация
устраняет причины для непринятия послания.
3.5 Шум
Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума.
Шум — это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Источниками шума, вносящего определенные изменения в значение передаваемого сигнала, могут быть как средства коммуникационного процесса, так и организационные составляющие (многоуровневость, масштаб управляемости, централизация, дифференциация и т.д.), затрудняющие точную передачу сигнала. Шум присутствует всегда. Поэтому необходимо иметь в виду, что на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение значения передаваемого послания. Эффективный руководитель всегда попытается максимально преодолеть имеющийся шум или снизить его уровень и передать смысл своего послания как можно
точнее.
Примерами наличия шума может быть следующее: звуковые ошибки в произношении; наличие более сильного параллельного сигнала; языковые ошибки; искажения в линиях связи; добавления к посланию на различных уровнях и т.д.
Необходимо учитывать, что шум присутствует всегда, поэтому на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение значения передаваемого послания.
Высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена. С позиций руководителя это должно обусловить снижение степени достижения целей в соответствии с передаваемой информацией.
Последним важным
элементом коммуникационного
Точность понимания получателем смысла высказывания станет очевидной для отправителя только тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей и получатель превратится в отправителя и своими высказываниями даст знать о том, как он понял смысл принятой информации. В этом проявляется суть еще одного важнейшего элемента коммуникационного процесса - обратной связи.
Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Руководитель, который не наладит обратную связь для получателя информации, обнаружит, что эффективность его управленческих действий резко снижена. Аналогичным образом, если обратная связь с работниками заблокирована, руководитель в конце концов окажется изолированным или обманываемым.
Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее, тем не менее эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.
Коммуникация
с помощью обратной связи превращается
в дорогу с двусторонним движением,
а сам процесс приобретает динамику. При
этом обратная связь может быть выражена
не обязательно в той же кодовой системе,
что и полученное послание. Главное, чтобы
кодовая система была известна новому
получателю. Так, очень часто на какую-то
фразу мы отвечаем кивком головы. Для руководителя,
как и для другого лица, обратная связь
может выступать как прямая (непосредственно
наблюдаемое изменение поведения) и косвенная
(снижение производительности, текучка,
прогулы, конфликты и т.п.). И то, и другое
могут свидетельствовать как об успехе
коммуникации, так и о ее неудачах.
3.7 Организация коммуникаций
При организации
коммуникационных сетей на предприятии
необходимо учитывать специфику
различных типов и каналов
коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного
процесса.
Формирование коммуникационных процессов,
а также выбор средств и каналов коммуникаций
осуществляются на предприятии после
проектирования его организационной структуры
в соответствии с выбранной сферой деятельности,
принятой производственной программой
и структурой менеджмента. Коммуникационные
решения, содержащие регламент коммуникационных
процедур, должны устанавливаться для
каждого иерархического уровня менеджмента
и доводиться до конкретного должностного
лица.
Коммуникация
считается успешной, если получатель
информации понимает её содержание адекватно
тому смыслу, который в нее вкладывает
отправитель, т. е. менеджер. В противном
случае имеет место безуспешная коммуникация.
______________________________
4. Коммуникационные сети
Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением. Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей.
4.1 Виды связей
Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными.