Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:07, курсовая работа
В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.
Введение План
1. Общие понятия
1.1 Восприятие человеком окружения
1.2 Развитие коммуникаций в системе управления
1.3 Коммуникации – понятие, цели, функции
1.4 Информация в коммуникационном процессе
2. Виды коммуникаций
Ι. Организационные;
Ι Ι. Межличностные
3. Коммуникационный процесс
3.1 Зарождение идеи
Кодирование и выбор канала
3.3 Передача
3.4 Декодирование
3.5 Шум
3.6 Обратная связь
3.7 Организация коммуникаций
4. Коммуникационные сети
4.1 Виды связей
4.2 Типы структур
5. Коммуникационные барьеры
5.1 Межличностные барьеры
5.2 Преграды в организационных коммуникациях
6. Способы совершенствования коммуникационных процессов в организации.
7. Практическая часть
Коммуникации на примере опыта работы ООО «Алмаз»
Заключение
Список литературы
Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление
4.2 Типы структур
Можно выделить три вида коммуникационных структур: открытые, замкнутые и комбинированные.
Открытые характеризуются двумя особенностями:
В замкнутых сетях тупики и контролеры либо отсутствуют, либо могут быть обойдены.
Комбинированные сети сочетают в себе в различных вариантах элементы предыдущих.
Коммуникационные структуры могут быть одноуровневыми, обеспечивающими горизонтальное взаимодействие, и многоуровневыми, посредством которых осуществляются вертикальные контакты.
Возможности развития коммуникационной сети ограничивают, как правило, размеры подразделений в организации. Увеличение размера группы приводит к возрастанию количества возможных коммуникационных отношений. Поэтому от того, как построена коммуникационная сеть, зависит ее влияние как на сокращение, так и на увеличение разрыва между посланным и полученным значением. и соответственно деятельность персонала может отличаться большей или меньшей эффективностью.
Особенно важно знание типов коммуникационных сетей или структур коммуникаций в группе. Среди существующих коммуникационных сетей для групп разной численности можно выделить четыре основных типов: колесо, цепь, круг, сложный круг (или всеканальная)
Колесо
Цепь
Круг
Сложный круг
Точки
(•) - члены группы.
Линии (-) - каналы коммуникаций.
Рис. 4 Типы
коммуникационных сетей в группе
Формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные общаются друг с другом только через своего начальника, представлена в сетях типа «колесо». Одно лицо занимает центральное место в коллективе и большинство членов этой группы при определении своей позиции сориентированы на центр. Это связано с лидерскими функциями лица находящего в центре «колеса», его возможностями оказывать больше социального влияния на других членов группы. Оно также связано с ответственностью за передачу информации и принятие окончательных решений.
Если члены группы соединены между собой, как звенья одной цепи, в которой каждый поддерживает контакт с кем-то одним, то мы имеем сеть типа «цепочка». Последняя отражает последовательно сеть горизонтальных связей.
В сетях типа «круг» члены группы могут коммуницировать только с тем, кто расположен рядом с ними.
Примером полностью децентрализованных групп являются «всеканальные» сети. которые используются, как правило, тогда, когда необходимо участие всех членов в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями.
Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.
Характер взаимозависимости
работ и людей в группе или организации
будет определять тип более эффективной
коммуникационной сети. Простая взаимозависимость
допускает использование централизованных
сетей. Сложная взаимозависимость требует
«командного» подхода к построению коммуникационных
сетей. Однако сложная сеть может и не
решить простую задачу.
______________________________
3. Кабушкин Н.И.
Основы менеджмента: Учебное пособие для
студентов вузов.- М,1999.
5. Коммуникационные барьеры
В условиях человеческой
коммуникации могут возникать специфические
коммуникативные барьеры. Коммуникативные
барьеры существуют как на уровне межличностных,
так и на уровне организационных коммуникаций.
5.1 Межличностные барьеры
Наше рассмотрение межличностных барьеров сосредоточено на :
Восприятию и связанным с ним преградам на пути коммуникаций посвящена отдельная глава (глава 1).
Вступая в информационный контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Именно этими символами обмениваются люди в процессе коммуникации. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.
Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.
Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем.
Символ не имеет
неповторимого неотъемлемого
Семантические затруднения могут быть также обусловлены расхождением способов, которыми люди приписывают значение группам символов. Этот момент имеет огромное значение для коммуникации.
Все выше сказанное можно отнести и к невербальным символам. Действительно, ведь люди в силу своих различий могут интерпретировать разные невербальные символы такие, как улыбка, мимика, жесты, взгляды, позы и т.д., совершенно по разному, а следовательно, будет возникать шум в процессе коммуникаций.
Другим ограничителем эффективности межличностного обмена информацией может быть отсутствие обратной связи по поводу посланного вами сообщения.
Еще одним барьером может выступать неумение слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. Многим кажется, что слушать означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить. Однако это лишь незначительный фрагмент процесса внимательного, сосредоточенного слушания. Как показали исследования, управляющий, по сути дела, слушает лишь с 25%-й эффективностью. Согласно другому исследованию, эффективное слушание является важнейшим качеством эффективно функционирующего менеджера.
Важно уметь
слышать конкретные излагаемые вопросы.
Мало воспринимать факты — нужно
прислушиваться к чувствам. Выслушивание
фактов и чувств — это выслушивание сообщения
полностью. Поступая так, вы расширяете
свои возможности понять ситуацию и даете
знать об уважительном отношении к тому,
что в действительности говорящий человек
старается передать вам.
5.2 Преграды в организационных коммуникациях
Искажение сообщений - одна из проблем организационных коммуникаций, состоящая в изменении смысла сообщения. Такое искажение может быть обусловлено рядом причин:
Сознательное искажение информации может иметь место, когда какой-либо управляющий не согласен с сообщением.
Проблемы обмена
информацией вследствие искажения
сообщений могут возникать
Сообщения, отправляемые наверх, могут искажаться в силу несовпадения статусов уровней организации. Руководители высшего звена обладают более высоким статусом, поэтому возникает тенденция снабжать их только положительно воспринимаемой информацией.
Преграды на путях обмена информацией могут также быть следствием перегрузки каналов коммуникаций. Руководитель, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной; то же относится и к обмену информацией.
Различают коммуникационные
барьеры макро — и микроуровня.
Макробарьеры коммуникаций препятствуют
успешной коммуникации в целом.
К таким барьерам относятся:
К ним относятся:
К другим аспектам, которые могут вызывать проблемы в коммуникациях, можно отнести неудовлетворительный состав и использование комитетов, рабочих групп, кадров вообще, а также способ организации власти и распределения задач. Наконец, создавать проблемы при обмене информацией могут конфликты между различными группами или отделами организации. Ясно, что плохо проработанная информационная система может снижать эффективность обмена информацией и принятия решений в организации.
______________________________
6.
Способы совершенствования
коммуникационных процессов
в организации.
Данные зарубежных
исследований показывают, что результативность
горизонтальных связей достигает 90 %, вертикальных
- 20-25 %, (т. е. такое количество исходящей
от дирекции информации доходит до
рабочих и правильно понимается
ими). Другими словами, исполнители
способны реализовать свои функции, располагая
лишь пятой частью предназначенной им
информации.
Недостаточную эффективность вертикальных
как восходящих, так и нисходящих коммуникаций
подтверждают данные о том, что ближайший
начальник рабочих (бригадир), покидая
кабинет первого руководителя предприятия,
выносит только 30% информации, а управляющий
цехом - около 40%. Коммуникации снизу вверх
ещё более неэффективны, так как до начальства
доходит не более 10% информации. Это убедительно
свидетельствует о существующих неиспользованных
резервах в организации коммуникаций,
возможностях их качественного улучшения.
Успех коммуникационных процессов органически
связан с нормами этического поведения,
как со стороны получателя, так и со стороны
отправителя информации.
Также особую роль в эффективности коммуникаций
играет построение сообщений. Необходимо
соблюдать при построении сообщения такую
последовательность: от внимания к интересу,
от интереса к основным положениям, от
них
- к возражениям и вопросам, далее к заключению
и призыву к действию.
Чтобы избежать ситуации быть непонятым
собеседником, следует стремиться к простоте
сообщения, использовать словарный состав
повседневной речи даже при общении с
образованным и проницательным человеком.
Одновременно надо учитывать, что доверие
к себе можно подорвать, если привести
только один ложный или искаженный факт
из ста, хотя 99 могут соответствовать действительности.
Российские менеджеры выделяют десять
заповедей успешной коммуникации.
1. Перед коммуникацией четко определите
идеи, вкладываемые в послание.
2. Проанализируйте истинную цель каждой
коммуникации.
3. Проанализируйте всё физическое и человеческое
окружение при любой коммуникации.
4. Проконсультируйтесь с другими при планировании
коммуникации.
5. Обратите самое пристальное внимание
на интонацию и основное содержание сообщения.
6. Воспользуйтесь возможностями, когда
они представляются, включить в сообщение
нечто полезное и ценное для его получателя.
7. Постоянно держите в поле зрения то,
как срабатывает коммуникация.
8. Устанавливайте коммуникацию не только
на сегодня, но и на завтра.
9. Добивайтесь, чтобы дела установки не
противоречили словам.
10. Учитесь умению слушать другого.
Следует отметить, что неудовлетворительное
состояние внутриорганизационных коммуникаций
чревато серьезными последствиями, в частности,
психологического характера и для администрации,
и для рядовых работников. Опыт выдающихся
менеджеров, практика функционирования
преуспевающих компаний свидетельствует
о том, что эффективное управление невозможно
без отлаженных коммуникаций.