Коммерческий риск

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование организации работы по снижению коммерческого риска на предприятии.
Для достижения данной цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить сущность коммерческого риска, его виды.
2. Изучить показатели риска и методы его оценки.
3. Изучить методику анализа и планирования риска.
4. Рассмотреть методы снижения риска.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1. Понятие коммерческого риска……………………………………………...6
2. Показатели риска и методы его оценки………………………………….....9
3. Методика анализа и планирования коммерческого риска……………….13
4. Методы снижения риска…………………………………………………....16
Заключение………………………………………………………………………....25
Индивидуальное задание…………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………...38
Приложение………………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

4. Методы снижения риска 

     В условиях командно-административной экономики  привыкли к тому, что экономическая  обстановка формируется «сверху» в  виде набора определенных норм и правил. Конечно, такая жесткая система  централизованных установок и предписаний  сковывала инициативу, подавляя интерес и творческое начало. Но она вносила, по крайней мере, кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный «порядок».

     Рынок же есть, прежде всего, экономическая  свобода. А за экономическую свободу  приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснять своего оппонента с рынка. Поэтому, хотим мы этого или нет, но приходится иметь дело с неопределенностью и повышенным риском.

     В этих условиях задача состоит в том, чтобы заниматься делом с заведомо предвидимым результатом, искать дело без риска. При этом подходе к рыночной экономике можно вообще оказаться вне дела. Надо не избегать неизбежного риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможного низкого уровня.

     Риск - вероятностная категория, и в  этом смысле наиболее обоснованно с  научных позиций характеризовать  и измерять его как вероятность  возникновения определенного уровня потерь. При всесторонней оценке риска  следовало бы установить абсолютное или относительное значение величины возможных потерь, вероятность возникновения такой величины.

     Высшая  степень риска приводит к необходимости  поиска путей ее минимизации. Эти  действия ведутся в двух направлениях:

     1) избежание появления возможных рисков;

     2) снижение воздействия риска на  результаты деятельности.

     Большинство решений об избежании риска применяется  на стадии принятия решений. Принимая такое решение можно полностью  избежать возможных потерь, но это  не позволит получить объем прибыли, связанный с рискованной деятельностью. При этом надо иметь в виду, что:

     - избежание возможных рисков может  быть просто невозможно; в частности,  что касается рисков гражданской  ответственности;

     - избежание одного риска может  привести к возникновению других;

     - возможный объем прибыли от  занятия определенной деятельностью  может значительно превышать  возможные потери в случае  наступления поисковой ситуации, связанной с данным видом деятельности.

     Конечно, в реальной жизни трудно избежать риска. Значительную его часть фирме приходится принимать на себя. Однако некоторый риск принимается потому, что он неизбежен, а другие - что несут в себе потенциал возможной прибыли. Принятие риска на себя может быть двух видов:

     1) запланированное принятие рисков;

     2) незапланированное принятия рисков.

     В первом случае фирме известна частота  возможных потерь, и эти потери покрываются из текущего дохода, если в целом они невелики. В данном случае речь идет о самостраховании, т.е. создании фирмой специального резервного фонда (фонда риска) за счет отчислений из прибыли на случай возникновения непредвиденной ситуации. Самострахование целесообразно в том случае, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми критериями всего бизнеса, а также когда вероятность убытков чрезвычайно мала.

     Во  втором случае, при незапланированном  принятии риска фирме приходится покрывать потери из любых ресурсов, оставшихся после понесенных потерь. В этом случае, если потери велики, как  следствие приходит сокращение размера прибыли.

     Эффективным способом минимизации риска является сокращение потерь путем разделения (сегрегации) и объединения (комбинации) рисков. Разделение риска, как правило, осуществляется за счет разделения активов  фирмы. Суть его заключается в сокращении максимально возможных потерь за одно событие, но при этом одновременно возрастает число случаев риска, которые можно контролировать.

     Методами  минимизации рисков могут быть также: диверсификация, передача риска, страхование риска, резервирование средств и покрытие непредвиденных расходов.

     Рассмотрим  каждый из перечисленных способов снижения риска.

       Страхование риска представляет  собой по существу передачу определенных рисков страховой компании, которая выступает в роли трансферта. Ресурсы для покрытия потерь получают от страховых организаций быстрее, чем из любого другого источника, за исключением ресурсов внутри самого бизнеса.

     В то же время нельзя забывать, что данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений.

     Во-первых, это цена. Нередко премия, запрашиваемая  страховщиком за принятие на себя риска, превышает ту цену, которую принципиальный страхователь полагает разумной за трансферт данного риска.

     Во-вторых, ограничением использования страхования  является невозможность застраховать некоторые виды рисков, т.к. они не принимаются. Так, если вероятность  наступления рискового события  очень велика, то страховые фирмы  не берутся страховать данные виды риска или вводят непомерно высокие платежи.

     Термин  «хеджирование» в переводе с английского  языка означает «ограждение» и широко используется в банковской, биржевой и коммерческой деятельности для  обозначения различных методов  страхования.

     Эдвард Доллан дает такую трактовку хеджированию:

     Хеджирование  - это система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих воздействий.

     Затем данный термин стал применяться в  более широком смысле как страхование  рисков от неблагоприятных изменений  цен любые товарно-материальные ценности по конкретным коммерческим операциям, предусматривающим поставку (продажу) варов или активов в  будущем.

     Существуют  два класса операции хеджирования, которые являются основой формирования стратегий поведения инвесторов фондовом рынке:

     - хеджирование на повышение;

     - хеджирование на понижение.

     Хеджирование  на повышение, или  хеджирование покупкой представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов. Хедж на повышение применяется в том случае, когда необходимо застраховаться от вероятных повышений цен на некоторый актив в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем будет куплен товар.

     Хеджирование  на понижение, или  хеджирование продажей - это биржевая операция, связанная с продажей срочного контракта на какой-либо актив (товар) с целью страхования от предстоящего падения цен на него.

     Существующий  рынок срочных контрактов открывает возможности страхования различных рисков посредством хеджирования разнообразных соглашений. Основными участниками рынка срочных контрактов являются хеджеры, главная цель которых - страхование соглашений. Кроме того, рынок не может функционировать без трейдеров, задача которых состоит в получении прибыли в результате осуществления сделок на бирже (дешево купить и дорого продать).

     Чтобы проанализировать механизм хеджирования, необходимо подробнее остановиться на анализе содержания срочных контрактов.

     По  видам срочные контракты делятся на:

     1) форвардный контракт, который представляет собой договор на поставку (продажу) какого-либо актива в установленный срок по согласованным на момент подписания договора требованиям. Целью заключения форвардного контракта является действительное приобретение (продажа) данного вида актива.

     Поставщик интересуемого актива открывает  «короткую позицию», то есть продает  контракт, а покупатель открывает  «длинную позицию», то есть покупает контракт. Экономический смысл подобного  соглашения заключается в игре на курсовой стоимости актива: покупатель надеется на повышении цены в будущем, а продавец - на ее понижение.

     Особенностью  форвардного контракта является то, что реализация взаиморасчетов и списание прибыли и убытков  осуществляется после скончания сроков контракта (в отличие от фьючерсных контрактов).

     В качестве недостатков форвардных контрактов можно отметить тот факт, что они  нестандартны и низколиквидны;

     2) фьючерсный контракт  также представляют собой договор на продажу (поставку) актива в будущем, но, в отличие от форвардного контракта, условия его стандартны во всем, кроме цены Объем, время, место, способ поставки универсальны для любого фьючерсного контракта. Соответственно они высоколиквидны и имеют расширенные возможности обращения на вторичном рынке. Высокая ликвидность их также связана с возможностью любого из контрагентов ликвидировать свою позицию с помощью офсетного соглашения, которое является обратным соглашению контрагента, зафиксированному в контракте.

     Характерная особенность фьючерсного контракта заключается в том, что он фактически не является актом купли-продажи и нацелен не на реализацию, а на хеджирование соглашения.

     Выплата или получение разницы между  фьючерсной ценой (ценой, определенной в контракте) и ценой спот (рыночной ценой на данный момент) становится ценой исполнения фьючерсного контракта;

     3) опционный контракт  представляет собой договор, в соответствии с которым один из его участников приобретает право купли-продажи какого-либо актива (товара) по фиксированной цене в течение определенного периода времени, а другой участник за денежное вознаграждение обязуется реализовать это право.

     Существует  три типа опционов:

     - опцион на покупку означает  право, но не обязанность покупателя  купить данный актив по фиксированной заранее цене для защиты от потенциального повышения его цены;

     - опцион на продажу дает возможность  продавцу продать имеющиеся у  него активы, защищая их от  предстоящего обесценивания;

     - двойной опцион позволяет покупателю  либо купить, либо продать активы по заранее фиксированной цене.

     Торги по опционным контрактам могут быть проведены в соответствии с двумя  стилями:

     - европейским стилем, когда опцион  должен быть продан на определенную  дату;

     - американским стилем, когда опцион  может быть продан в течение некоторого периода.

     Участниками опционного контракта являются держатель  и надписатель. Держатель - это лицо, приобретающее контракт, надписатель - лицо, принимающее на себя обязательство  по исполнению контракта. Коренное различие между этими участниками заключается в их возможностях: держатель, если конъюнктура рынка сложилась в худшую для него сторону, может отказаться от исполнения контракта, а надписатель такой возможности не имеет, так как он, по требованию держателя, должен обязательно исполнить контракт. Следовательно, больший риск принимает на себя надписатель. За это он получает компенсацию в виде премии, которая оговаривается и выплачивается при заключении контракта. В случае, если держатель опциона откажется от его исполнения, премия, выданная надписателю, не возвращается.

     Одним из методов снижения риска в предпринимательской  деятельности является диверсификация, как распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, непосредственно не связанными друг с другом.

     В качестве наиболее важных мотивов диверсификации можно назвать стремление закрепиться в растущих отраслях и/или отраслях с высокой нормой прибыли, распределение риска, использование опыта управления, иногда играют роль налоговые льготы.

     Таким образом, в основе диверсификации лежат три главные цели: рост, снижение риска и прибыльность.

     Если  предприятие имеет очевидное  стратегическое преимущество на растущем рынке, то одно направление деятельности может оправдывать привлечение  всего внимания и всех денежных средств, имеющихся в распоряжении руководства  предприятия.

     Еще в 60-х гг. двадцатого века зарубежными классиками стратегического менеджмента установлено: крупные организации прибегают к диверсификации, когда руководство осознает, что производственные мощности предприятия и научный потенциал персонала могут быть также эффективно использованы для освоения, производства и продажи новых товаров на новых рынках. Рост происходит либо при расширении производства на конкретных предприятиях для работы с теми же покупателями, либо при поиске новых рынков и поставщиков. Также возможен выход на новые рынки посредством разработки новой продукции для различных групп покупателей.

Информация о работе Коммерческий риск