Коммерческий риск

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование организации работы по снижению коммерческого риска на предприятии.
Для достижения данной цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить сущность коммерческого риска, его виды.
2. Изучить показатели риска и методы его оценки.
3. Изучить методику анализа и планирования риска.
4. Рассмотреть методы снижения риска.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1. Понятие коммерческого риска……………………………………………...6
2. Показатели риска и методы его оценки………………………………….....9
3. Методика анализа и планирования коммерческого риска……………….13
4. Методы снижения риска…………………………………………………....16
Заключение………………………………………………………………………....25
Индивидуальное задание…………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………...38
Приложение………………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………….4

  1. Понятие коммерческого риска……………………………………………...6
  2. Показатели риска и методы его оценки………………………………….....9
  3. Методика анализа и планирования коммерческого риска……………….13
  4. Методы снижения риска…………………………………………………....16

Заключение………………………………………………………………………....25

Индивидуальное  задание…………………………………………………………..26

Список  литературы………………………………………………………………...38

Приложение………………………………………………………………………...39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы исследования заключается в том, что целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

     Вместе  с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем  которых обусловлен спецификой конкретного  бизнеса. Риск - это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли. Потери, имеющие место в предпринимательской деятельности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые.

     Деятельность  организации всегда связана с определенным риском, т.е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.

     Источником  риска является неопределенность хозяйственной  ситуации, возникающая из-за множества  переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных  процессах, а также особенностей личности предпринимателей.

     В процессе своей деятельности предприниматели  сталкиваются с совокупностью различных  видов рисков, которые отличаются между собой по месту и времени  возникновения, совокупности внешних  и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следовательно по способу их анализа и методам их описания.

     Как правило, все виды рисков взаимосвязаны  и оказывают влияние на деятельность предпринимателя. Эти обстоятельства затрудняют принятие решений по оптимизации  риска и требуют углубленного анализа состава конкретных рисков, а также причин и факторов их возникновения.

     В условиях повышенного риска появляется необходимость выбора коммерческого  решения. Обоснованность решений влияет на то, что одни  из них достигают  цели, другие отклоняются от нее  или терпят неудачу. Разница в результатах определяет степень риска.

     Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических  новшеств и на смелые, нетривиальные  действия, а это усиливает риск. А без знаний о риске предприниматель  неполноценен. Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще (это практически невозможно), а привидение и снижение его до минимального уровня.

     Более того, отсутствие риска, то есть опасности  возникновение непредсказуемых  и нежелательных для фирмы  последствий его собственных действий, как правило, вредит экономике, поскольку подрывает ее динамичность и эффективность.

     Проблема  количественной и качественной оценки экономических рисков и управления рисками ввиду возможных больших  потерь при реализации финансовой, производственно-хозяйственной, сервисной, инновационной, управленческой и других видов деятельности является актуальной.

     Цель  работы – исследование организации работы по снижению коммерческого риска на предприятии.

     Для достижения данной цели необходимо решить несколько задач:

1. Изучить  сущность коммерческого риска, его виды.

2. Изучить показатели риска и методы его оценки.

3. Изучить методику анализа и планирования риска.

4. Рассмотреть  методы снижения риска.

     Предмет исследования – коммерческий риск. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие коммерческого  риска 

     Коммерческий  риск - риск, связанный с возможным  понесением ущерба или убытков вследствие осуществления коммерческой деятельности.

     Не  существует коммерческой деятельности, гарантированной в получении прибыли при отсутствии рисков. Каждый участник коммерческой деятельности пытается получить прибыль путем решения проблем существующих рисков, предпринимает всевозможные усилия, чтобы избежать ситуации, непосредственно связанной с рисками. Наличие фактора риска является серьезным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов.

     Факторы возникновения коммерческого риска

     Основные  факторы можно разделить на внешние  и внутренние.

     К внешним относятся:

     - непредвиденные изменения внешней (политической) среды, ее стабильности(введение барьерных ограничений, изменение инвестиционного климата, налоговой, кредитной, ценовой политики, конкурентной среды, стратегий конкурентов, обеспечения ресурсами, инфляция, возрастающие требования со стороны рынка к качеству, методам продажи, сервису, защите прав потребителей, охране окружающей среды).

     -изменение  законодательной базы, регулирующей  хозяйственные связи субъектов,  работающих на рынке.

     - изменения в научно-технической области, связанные с появлением новой техники, технологий.

     - риск потерь по форс-мажорным  обстоятельствам.

     -риски,  связанные с глобальными кризисами  и кризисом на общенациональном  уровне.

     Вышеперечисленные факторы не зависят от торговых организаций, изменить их нельзя, но надо прогнозировать и иметь запас прочности, резервы на случай кризисных ситуаций.

     К внутренним факторам относятся изменения, связанные с собственными возможностями  торговых организаций. Они зависят  от эффективности работы самих торговых организаций.

     Такими  факторами являются:

     - уровень работы по использованию  ресурсного потенциала (материально-технической  базы, кадров, финансовых средств,  коммерческой информации, современных  научно-технических достижений в  торговой сфере).

     - эффективность ведения коммерческой деятельности (соотношение затрат, доходов, прибыли торговой организации, в том числе в сравнении с конкурентами).

     - потери по вине работников  торговой организации из-за неквалифицированного  выполнения своих обязанностей,  небрежности, недобросовестности, нечестности.

     - необоснованность принимаемых решений,  недостаточное их информационное  обеспечение, слабая система контроля  реализации.

     -неспособность  быстро адаптироваться к рыночным  условиям.

     Виды  рисков:

     - коммерческие риски, связанные с недостатком коммерческой информации или неправильным ее использованием (при принятии коммерческих решений о привлекательности товарных рынков и их сегментов, обосновании объема и структуры закупок, оценки динамики спроса, предложения и цен), с недооценкой позиций конкурентов на рынке. Их потенциальных возможностей и стратегий, перспективных тенденций во всех сферах торговой деятельности.

     - коммерческие риски, связанные  с товарами (закупка товаров низкого  качества либо товаров, не отвечающих  требованиям потребителей по цене, упаковке, дизайну, потребительским свойствам, экологичности, надежности, удобства пользования).

     - риски, связанные с хозяйственными  связями с поставщиками товаров  (подписание не выгодных для  торговой организации условий  договора по ассортименту, партиям и срокам поставки, транспортным условиям, условиям расчетов, обороту тары и др.). Кроме этого, существуют риски нарушения условий договора, а также его полного или частичного невыполнения.

     - риски, связанные с управлением  продажами (неправильный выбор форм и методов продажи, формирования ассортимента товаров и услуг, стимулирования продаж).

     - риск отставания от требований  времени и конкурентов по менеджменту,  компетенции кадров и их заинтересованности  в результатах работы торговой  организации, инновациям, отсутствие корпоративной культуры.

     - риски, связанные с потерей  имиджа торговой организации,  доверия к ней со стороны  потребителей, партнеров по хозяйственным  связям, банков и других субъектов,  с которыми приходится иметь  деловые отношения. 

    Виды  потерь, связанные с риском:

  1. Материальные – непредусмотренные планом дополнительные затраты материально-технических ресурсов. Их оценка производится как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
  2. Трудовые потери - незапланированные затраты рабочего времени, выражающиеся в натуральных и стоимостных показателях. Например, непредусмотренные внутрисменные простои, доплаты, выплаченные рабочим за время простоя, стоимость не выпущенной за время простоя продукции.
  3. Финансовые - прямой денежный ущерб, нанесенный предприятию непредвиденными обстоятельствами (штрафы, пени, неустойки, не возврат дебиторской задолженности, недопоставки продукции, не получение дивидендов по акциям и т.д.). Потери также могут быть косвенными (заблокирование, замораживание счетов, обесценивание оборотных средств в связи с инфляцией).
  4. Временные - присутствующие, когда процессы коммерческой деятельности осуществляются медленнее, чем было предусмотрено в плане. Такие потери выражаются в омертвлении ресурсов и в запаздывании поступления финансовых результатов.
  5. Специальные виды потерь - нанесение ущерба имиджу предприятия, морально-психологического ущерба его работникам, ущерба окружающей среде и т. д.
  6. Особые виды потерь - связаны с инфляцией, изменением валютного курса, изъятием средств (дополнительных средств в республиканский, местный бюджеты).
  7. Случайные и систематические виды потерь - систематические виды потерь включаются и учитываются во всех видах расчетов, и при определении риска прогнозируются потери только от случайных событий. Случайное развитие событий может привести к повышению или снижению затрат. При анализе риска следует учитывать только ту часть случайных факторов, которые вызывают потери.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Показатели риска  и методы его  оценки 

     Риск  есть вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерять его как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Таким образом, строго говоря, при обстоятельной, всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины. Построение подобной таблицы или кривой вероятностей потерь является исходной стадией оценки риска. Но применительно к предпринимательству это чаще всего чрезвычайно сложная задача. Поэтому практически приходится ограничиваться упрощенными подходами, оценивая риск по одному или нескольким главным показателям, критериям, величинам, представляющим обобщенные характеристики, наиболее важные для суждения о приемлемости риска. С этой целью первоначально выделим определенные области, или зоны, риска в зависимости от величины потерь.

     Область, в которой потери не ожидаются, назовем  безрисковой областью, ей соответствуют нулевые или отрицательные потери.

     Под зоной допустимого риска понимается область, в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери есть, но они меньше ожидаемой прибыли. Границы зоны допустимого риска соответствуют уровню потерь, равному расчетной прибыли от предпринимательской деятельности.

     Следующая, более опасная область называется зоной критического риска. Это область, характеризуемая возможностью потерь в размере свыше величины ожидаемой прибыли и вплоть до величины полной расчетной, ожидаемой выручки от предпринимательства. Иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в пределе могут привести к невозмещенной утере всех средств, вложенных предпринимателем в дело. В последнем случае предприниматель не только не получает от сделки никакого дохода, но и несет убытки в сумме всех бесплодных затрат.

     Кроме критического целесообразно рассматривать  еще более устрашающий - катастрофический риск. Зона катастрофического риска  представляет собой область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в пределе могут достигать величины, равной имущественному состоянию предпринимателя. Катастрофический риск способен привести к краху, банкротству, полному крушению предприятия, его закрытию и распродаже имущества. К категории катастрофического следует относить (вне зависимости от имущественного или денежного ущерба) риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или с возникновением экологических катастроф. Потери, превышающие имущественное состояние предпринимателя, не рассматриваются, так как их невозможно взыскать.

Информация о работе Коммерческий риск