Коммерческая информация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы основывается на том факте, что правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса.

Содержание

Введение
Раздел 1. Сущность и значение коммерческой информации
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия
Раздел 2. Организация защиты конфиденциальной информации
2.1.Обеспечение защиты коммерческой тайны
2.2. Особенности защиты интеллектуальной и промышленной собственности
2.3. Коммерческая тайна и персонал
2.4. Коммерческий шпионаж
Раздел 3. Обеспечение защиты коммерческой информации на примере торгово-производственная компания "Карусель"
3.1. Общая характеристика деятельности торгово-производственной компании "Карусель"
3.2. Организация зашиты коммерческой информации в ТПК Карусель»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ЧЕРНОВИК (Без рамок).docx

— 168.90 Кб (Скачать)

     В промышленно развитых странах (например в США) соответствующих государственных  органах существуют специальные  посреднические службы, предоставляющие  клиентам некоторые виды коммерческой информации об интересующих их предприятиях и организациях. В нашей стране законодательно определено, что предприятие  предоставляет государственным  органам информацию, необходимую  для налогообложения и ведения  общегосударственной системы сбора  и обработки экономической информации. Предприятия также публикуют  данные о своей деятельности, включая  годовые балансы. В то же время  предприятие имеет право не предоставлять  информацию, содержащую коммерческую тайну.

     Каждый  предприниматель должен быть знаком с процедурами приглашения консультантов, адвокатов, экспертов, а также с  порядком их участия в передаче информации, относимой к категории коммерческой тайны.

     В конкурентной борьбе предпринимателей промышленно развитых стран используется и такой легальный метод получения  информации, как «обратный инжиниринг», известный еще со времен становления  автомобильной компании Форда. При «обратном инжиниринге» в специальных лабораториях проводится разборка продукции конкурентов для определения возможных новшеств и секретов технологии изготовления.

     Применение  «обратного инжиниринга» регулируется законодательством отдельных стран  или международными соглашениями. В  большинстве случаев устанавливаются  некоторые вполне оправданные ограничения  использования этого метода. Например, изделия, предназначенные для исследования с помощью данного метода, должны быть приобретены на общих условиях в местах их продажи и распространения. Во многих случаях запрещается воспроизводить ту продукцию, которая защищена каким-либо товарным знаком. Кроме того, нельзя привлекать для участия в подобных исследованиях тех специалистов, которые ранее работали на предприятии – изготовителе данной продукции (в течение срока, оговоренного в контракте при предыдущем трудоустройстве). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 3. Обеспечение защиты коммерческой информации на примере Торгово-производственная компания "Карусель"

    1. Общая характеристика деятельности Торгово-производственная компания "Карусель"

     Торгово-производственная компания "Карусель" признана одним из лучших предприятий республики Татарстан. Это крупная сеть, которая насчитывает 15 магазинов в Казани, Москве, Набережных Челнах и Нижнекамске. 

     Открытие  в 2004 году первого казанского гипермаркета "Карусель" знаменует собой новый этап в истории российского магазиностроения. Осуществленный компанией "Русский Проект - Ритейл"   совместно со швейцарской фирмой Schweitzer, это первый в России "дизайнерский" супермаркет, каждый квадратный метр которого красив, органичен, функционален и умеет продавать. 

     На  данный момент в компании "Карусель" работает свыше 5 000 тыс. человек. Шаг за шагом компания открывает для себя новые горизонты. К 2010 г. сеть магазинов "Карусель"  расширена до 30 супермаркетов, 10 из которых располагаются  в Москве.

     "Карусель" - это современный торговый центр, в котором представлен широкий спектр групп товаров. Удачное расположение на пересечении двух крупных улиц обеспечивает хорошую транспортную и визуальную доступность центра. Продуманная система вертикального транспорта делает передвижение по торговому центру приятным и комфортным.

     Здание  торгового центра

     Год постройки: 2006

     Этажей  в здании: 3

     Общая площадь здания: 19300 кв.м

     Общая арендуемая площадь: 12545 кв.м

     Адрес: Казань, проспект Ибрагимова, дом 66 (Московский район).

К органам  ООО «Карусель» относятся:

     - общее собрание участников общества;

     - единоличный исполнительный орган  – директор общества;

     - ликвидационная комиссия общества.

     К исключительной компетенции общего собрания участников общества относятся:

     - определение основных направлений  деятельности общества, а также  принятие решения об участии  в ассоциациях и других объединениях  коммерческих организаций;

     - изменение устава, в том числе  изменение размера уставного  капитала;

     - внесение изменений в учредительный  договор;

     - образование исполнительного органа  и досрочное прекращение его  полномочий;

     - утверждение годовых отчетов  и годовых бухгалтерских балансов;

     - принятие решения о распределении  чистой прибыли между участниками;

     - утверждение документов, регулирующих  внутреннюю деятельность общества;

     -  принятие решений о размещении  облигаций и иных эмиссионных  ценных бумаг;

     - назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение  размера оплаты его услуг;

Руководство текущей деятельностью ООО «Карусель» осуществляется единоличным исполнительным органом – директором. Директор подчинен общему собранию участников и назначается им сроком на пять лет.

     Директор  ООО «Карусель» может:

     - без доверенности действовать  от имени общества, в том числе  представлять его интересы и  совершать сделки;

     - выдавать доверенности на право  представительства от имени общества, в том числе доверенности с  правом передоверия;

     - издавать приказы о назначении  на должности работников, об их  переводе и увольнении, применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания;

     - осуществлять иные полномочия, не отнесенные федеральными законами или уставом к компетенции общего собрания участников общества. 

    1. Организация зашиты коммерческой информации в ТПК  «Карусель»

     Коммерческой  тайной являются специально скрываемые по соображениям коммерческой безопасности экономические сведения и интересы о тех или иных сторонах производственной, управленческой, финансово-хозяйственной  и научно-технической работе организации  или предприятия, необходимость  охраны которых напрямую обусловлена  условиями жесткой конкуренции  на рынке, а также потенциальными угрозами экономической безопасности.

     Коммерческая  тайна проявляется  в форме определенных строго охраняемых коммерческих секретов - ими могут быть сведения в электронном виде, документы и чертежи, рабочие схемы изделий и оборудования. Обеспечение защиты коммерческой тайны в ТПК «Карусель» возлагается на службы безопасности организации, которые жестко и постоянно контролируют ее сохранность от преднамеренного выведывания, хищения, или утечки (в том числе случайной, непредвиденной или непреднамеренной - например, по халатности персонала предприятия).

     Носители  коммерческой служебной информации - это собственники и руководители организации.

     Организации и предприятия, засекречивая коммерческую торговую информацию, должны руководствоваться  не только принципами собственной информационной безопасности, но и учитывать такой  фактор, как экономическая выгода. Условия развитого рынка требуют  насыщенной торговой рекламы производимой или реализуемой продукции (услуг), а сверхмерное засекречивание деятельности вполне может вызвать недополучение (а иногда весьма ощутимые потери) прибыли от торговых операций. Поэтому защиты от хищения либо утечки требуют сведения о финансово-хозяйственном положении  организаци, перспективные деловые ориентиры и планы запуска в производство новейшей продукции, списки клиентов предприятия, информация о проведенных маркетинговых исследованиях, организационно-товарооборотные схемы, подробная информация о собственном персонале и прочие деловые данные.

     Торгово-производственная компания «Карусель» обеспечивает охрану заключенных ей контрактов, которые, в свою очередь, они  хранятся в недоступном для посторонних месте у назначенного администрацией ответственного лица. Подлинники и копии контрактов (договоров) выдаются строго под расписку и только при письменном разрешении-согласовании руководителем организации. Исчезновение подлинников договорной документации может вызвать значительные затруднения при отстаивании и доказательстве положений и условий, прописанных в ней, в случаях возникновения хозяйственных споров и разрешения этих споров в арбитраже или суде. При некоторых обстоятельствах охране подлежит не только заключенный контракт (его содержательно-текстовая составляющая), но и сам факт того, что сторонами была заключена коммерческая сделка.

     Чтобы обеспечить надлежащую защиту коммерческой тайны следует неукоснительно соблюдать  определенные правила и положения:

  • нужен строгий контроль и учет допуска сотрудников к секретной документации (это касается и документов в электронном виде);
  • контроль за секретным документооборотом и делопроизводством в целом должны осуществлять ответственные сотрудники торгового предприятия, наделенные соответствующими полномочиями и обязанностями;
  • собственник или руководитель торгового учреждения должен издать и утвердить инструкцию о порядке работы с секретными и служебными документами, с этой инструкцией нужно ознакомить имеющий к ним доступ персонал - под роспись;
  • крайне необходим повседневный контроль за порядком соблюдения персоналом торгового предприятия письменных обязательств о неразглашении сведений, представляющих собой коммерческую тайну предприятия торговли.

     Во  всех случаях является необходимой  хорошо продуманная система денежного  и морального поощрения сотрудников, которые имеют доступ к служебной  или секретной информации. Об этом моменте в охране коммерческой тайны  часто забывают, хотя он является одним  из самых действенных методов  ее защиты.

     Руководитель обязан осуществлять текущий личный контроль за отделами внутренней безопасности и служебного (секретного) делопроизводства (документооборота).

     Способов надежной защиты, которая составляет коммерческую тайну, существует немало. Например, разработку документов, которые содержат важные (секретные или служебные) сведения, нужно поручать сотрудникам, которые неоднократно проверены и заслужили доверие своей безупречной работой и преданностью. Количество экземпляров готовящихся документов нужно предельно минимизировать. Следует помнить, что при копировании (размножении) документов копировально-множительные устройства должны быть под надежным визуальным контролем ответственного лица. Под личным контролем назначенных ответственных лиц нужно уничтожать испорченные или неактуальные копии служебных (секретных) документов. То же самое относится к копирке и красящим лентам.

     Для пересылки информации, являющейся секретной  или служебной, нужно выбирать наиболее безопасный и надежный в плане  обеспечения информационной безопасности способ.

     С целью охраны секретной и служебной  информации от ее хищения или пропажи (по злому умыслу или неумышленно) руководство ТПК «Карусель» применяют технические средства физической защиты (решетки на окнах, металлические двери, сложные замки, видеонаблюдение). Однако не следует забывать , что эти технические средства следует использовать в сочетании со специальными мероприятиями административного плана (режим секретности, пропускная система, физическая охрана/вахта сотрудниками отдела безопасности). Отлично зарекомендовали себя современные технические охранные средства и специальное оборудование, которые являются сложными акустическими, электромеханическими, радиотехническими и прочими устройствами.

     Коммерческая  тайна в торговле - вопрос наисерьезнейший. Сколько потерь понесли производители  и торговцы, теряя информацию и  в результате технической (технологической) разведки конкурентов, и в результате недобросовестности собственных сотрудников, продающих секреты колоссальной важности за мизерные деньги, и в результате халатности. Методы защиты коммерческой тайны весьма разнообразны, какие применять на практике - дело собственника или руководителя предприятия торговли. Важно помнить главное - методы ее защиты должны быть действенными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коммерческая информация