Коммерческая информация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы основывается на том факте, что правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса.

Содержание

Введение
Раздел 1. Сущность и значение коммерческой информации
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия
Раздел 2. Организация защиты конфиденциальной информации
2.1.Обеспечение защиты коммерческой тайны
2.2. Особенности защиты интеллектуальной и промышленной собственности
2.3. Коммерческая тайна и персонал
2.4. Коммерческий шпионаж
Раздел 3. Обеспечение защиты коммерческой информации на примере торгово-производственная компания "Карусель"
3.1. Общая характеристика деятельности торгово-производственной компании "Карусель"
3.2. Организация зашиты коммерческой информации в ТПК Карусель»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ЧЕРНОВИК (Без рамок).docx

— 168.90 Кб (Скачать)

     К внешним мероприятиям относятся следующие. Изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность, собирать информацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. При необходимости производится изучение связей сотрудников частной фирмы. Выясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, не относятся ли они к конкурирующей фирме или к преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либо противозаконные действия, необходимо информировать соответствующий правоохранительный орган [14]. Тем самым пресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частной фирме. По возможности желательно установить, в чем суть этого интереса и кому понадобилась та или иная информация. Не повторится ли он в будущем, т.е. что можно ожидать от конкурента (не исключено и преступных элементов).

     В ходе осуществления внутренних мероприятий  по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в  частное предприятие. Изучаются  их анкетные данные, поведение по месту  жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные  и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился  ли в конфликте с законом (судимость, административные задержания, связь  с преступным миром). В ходе анализа  собранных материалов выясняется, нет  ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно может проводиться  тестирование лица для выяснения моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины ухода. После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается.

     Периодически  или в зависимости от поведения  продолжают изучаться и анализироваться  его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не исключено, что конкурент  может специально направить своих  людей для устройства на работу в  интересующее его предприятие с  целью получения о нем ценных сведений [11].

     Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников [10]. В мотивационной основе совершаемых  поступков лежит корысть(получить значительную сумму денег) или месть(не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к предпринимательской  информации. В этой связи, целесообразно  обращать внимание на лиц, которые в  процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. При возникновении серьезных подозрений о недобросовестности сотрудника по отношению к фирме, предпочтительнее с ним расстаться.

     Компьютеризация предпринимательских структур, накопление с ее помощью различной информации привлекает как конкурентов, так и преступников. Зачастую лица, желающие воспользоваться этой информацией, находятся среди обслуживающего персонала, а это уже проблема внутренней безопасности. Задача службы безопасности своевременно выявить среди обслуживающего персонала тех сотрудников, которые вынашивают намерения использовать имеющиеся в их распоряжении сведения для продажи другим лицам или использовать в своих личных целях для получения выгоды. Помимо действия в интересах конкурента, могут совершиться и действия, преследуемые по закону: мошенничество, саботаж, повреждение ЭВМ [14].

     Если  исходить из зарубежного опыта, то с  волной компьютерных преступлений, пока для нас новых и, не в полном объеме, пока урегулированных на законодательном  уровне, нам придется столкнуться  в недалеком будущем. Субъектами этих преступлений, как правило являются высокообразованные специалисты, имеющие  доступ к секретным программам, шифрам, кодам. В банковских системах, например, совершается мошенничество (снимаются деньги со счетов клиентов вымышленным лицом, занимаются спекуляцией, используя банковский капитал, на валютных биржах, оплачивают собственные счета и т. д.). Развитию данного вида преступлений способствует также и то, что фирмы и банки не стремятся оглашать факты компьютерных краж, чтобы не отпугнуть клиентов. Преступники, зная такое положение, шантажируют владельцев банков, угрожают раскрыть секретные коды и шифры, что может повлечь миллионы расходов для их замены. Только на расследование государственными, частными службами компьютерных ошибок банков приходится тратить около 20 млрд. долларов в год [5].

     Предприятия, располагающие ценной информацией, должны хранить ее в специальных  несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери ключей от них  или передачи на хранение другим лицам, даже из числа особо доверенных.

     Зарубежные  фирмы, например, используют для хранения секретной информации сейфы (шкафы), открываемые с помощью специальной  магнитной карты или других сложных  сигнальных электронных устройств. Следует отметить, что и эта  мера значительно затрудняет к ним  доступ. Особенно при наличии комплекса  защитных (физических и технических) мер здания, где расположен сейф, иное хранилище.

     Осуществление специальных внутренних и внешних  мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. В этой связи, предпринимателю целесообразно обращаться за помощью к частным детективным фирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться и собственные службы безопасности. Здесь предприниматель сам решает, что ему выгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать частные службы безопасности к ее защите. Вопрос состоит в том, какой из убытков меньший: при утечке секретов или их охране.

     Зарубежные  крупные и состоятельные фирмы  вводят в свой штат дополнительную должность - сотрудника, занимающегося  противодействием хищению ценной информации. Другие же фирмы постоянно или  периодически пользуются услугами частных  служб, специализирующихся на сыске и охране. Штатная численность этих служб насчитывает десятки тысяч сотрудников. Тенденция роста их рядов не сокращается. В действиях частных служб и полиции возникают противоречия, но их пытаются уладить с помощью закона или на паритетной основе. Существует договоренность об обмене информацией, если на охраняемой территории совершается преступление [10].

     В Российской Федерации принят Закон  “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, который содержит положения о  сыскной и охранной частной деятельности. Оценивая данный закон с критических  позиций, следует указать и на такие положения, заслуживающие  внимания, как оказание детективами  на возмездной договорной основе помощи гражданам и организациям независимо от их форм собственности. Перечисляются  виды разрешаемых и запрещаемых  услуг, которые могут оказывать  субъекты негосударственной детективной  и охранной деятельности: сыщики и  охранники.

     В частности, Закон предусматривает  возможность создания акционерными обществами собственных служб безопасности, которые, среди других задач, призваны вести «...изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;...установление обстоятельств...недобросовестной конкуренции..., а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну....»

     Подводя итоги, следует отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые  применяют похитители. Использование  для защиты секретов частных фирм самых сложных электронных устройств  позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, широко получивший в мировой практике название промышленный (коммерческий) шпионаж.

     В экономической литературе, исследующей  развитие предпринимательской деятельности, обращается внимание на поддержание  этики честной коммерческой деятельности. В ходе же конкурентной борьбы как  неотъемлемого элемента рыночного  хозяйствования использование промышленного шпионажа нельзя отнести к этическим видам деловых взаимоотношений предпринимателей.

     Однако  рыночно-конкурентная деятельность немыслима, как показывает зарубежная практика, без экономического, производственного, научно-технического и других видов  шпионажа. Самый благоприятный общественно-экономический  климат для развития предпринимательства  не сможет предотвратить банкротства, если в результате удачной шпионской  акции будут похищены секретные  для фирмы 
(компании) сведения. Шпионаж - это тень рыночно-конкурентной деятельности, двигатель для одних фирм и тормоз для других.

     В дополнение к сказанному, на каждом предприятии при создании системы  защиты информации необходимо правильно  организовать [6]:

    1. учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий (особенно опытных образцов);
    2. порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.);
    3. контроль за средствами копирования и размножения документов;
    4. защиту коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники;
    5. охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений;
    6. контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.

     Основные  элементы защиты коммерческой тайны  предприятия представлены в таблице 1. 
 
 
 
 

Таблица 1 
Основные элементы защиты коммерческой тайны предприятия

 
МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
 
1
 
2
 
Регламентированный перечень сведений, относимых к коммерческой тайне  предприятия
 
Система контроля за средствами копирования  и размножения документов
 
Система учета и охраны новых  материалов и продукции
 
Порядок защиты коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники
 
Система охраны территории предприятия, его основных зданий и сооружений
 
Порядок использования открытых каналов  связи при передачи конфиденциальной информации
 
Система контроля за посещением предприятия  посторонними лицами
 
Система мотивации и обучения персонала  предприятия способам защиты коммерческой тайны
 
Порядок делопроизводства с документами, содержащими коммерческую тайну
 
Специализированные службы по защите коммерческой тайны предприятия

 

2.2. Особенности защиты интеллектуальной и промышленной собственности

Права на авторский знак

     Защита  прав на товарный знак осуществляется в случае нарушения, под которым  понимается несанкционированное использование  обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком для маркировки товаров  или услуг того же рода в период и на территории действия регистрации  товарного знака. Таким образом, достаточно совершения любого из перечисленных  в Законе о товарных знаках действий, чтобы возникла необходимость в  защите прав на товарные знаки.

     Для возникновения ответственности  лица, нарушившего права владельца  исключительного права на товарный знак, достаточно самого факта нарушения. Однако если ущерб имели место, то в этом случае правообладатель на товарный знак имеет право требовать их возмещения в полном объеме (включая упущенную выгоду).

     В соответствии со статьей 12 ГК РФ со 46 Закона “О товарных знаках” защита гражданских  прав от незаконного использования  товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или  взыскания причиненных убытков  осуществляется также путем:

  • Публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
  • Удаления товарного знака с контрафактных товаров за счет нарушителя;
  • Удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок, в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению, в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения[8].

     Иски  о нарушении прав на товарный знак могут быть предъявлены несколькими  нарушителями одновременно, однако любой  из них несет ответственность  за свои неправомерные действия, нарушающие исключительные права. При этом каждый нарушитель возмещает те убытки, которые  причинены его неправомерными действиями. Так, например, в случае предложения  к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения правообладателя, нарушителями являются одновременно и изготовитель, и продавец.

Информация о работе Коммерческая информация