Коммерческая информация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы основывается на том факте, что правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса.

Содержание

Введение
Раздел 1. Сущность и значение коммерческой информации
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия
Раздел 2. Организация защиты конфиденциальной информации
2.1.Обеспечение защиты коммерческой тайны
2.2. Особенности защиты интеллектуальной и промышленной собственности
2.3. Коммерческая тайна и персонал
2.4. Коммерческий шпионаж
Раздел 3. Обеспечение защиты коммерческой информации на примере торгово-производственная компания "Карусель"
3.1. Общая характеристика деятельности торгово-производственной компании "Карусель"
3.2. Организация зашиты коммерческой информации в ТПК Карусель»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ЧЕРНОВИК (Без рамок).docx

— 168.90 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………....3  
Раздел 1. Сущность и значение коммерческой информации……………...6  
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны………...6  
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия………………………………………………………………….16  

Раздел 2. Организация защиты конфиденциальной информации……….23

2.1.Обеспечение защиты коммерческой тайны……………………………23

2.2. Особенности защиты интеллектуальной и промышленной

собственности……………………………………………………………….30

2.3. Коммерческая тайна и персонал………………………………………34 
2.4. Коммерческий шпионаж……………………………………………… 38 

Раздел 3. Обеспечение защиты коммерческой информации на примере торгово-производственная компания "Карусель"………………………..48

3.1. Общая характеристика деятельности торгово-производственной компании "Карусель"……………………………………………………….48

3.2. Организация зашиты коммерческой информации в ТПК

«Карусель»…………………………………………………………………...50 

Заключение…………………………………………………..…………….. 54 
Список используемой литературы………………………………………….57
 
 
 
 
 
 

Ведение

     В условиях становления рыночной экономики  каждое предприятие вынуждено постоянно вести конкурентную борьбу за свое существование, за прибыльное ведение дел, за свое доброе имя. Само понятие "безопасность" принимает расширенное содержание, оно включает в себя как составляющие информационно-коммерческую, юридическую и физическую безопасность. Вопросы информационно-коммерческой безопасности занимают особое место и в связи с возрастающей ролью информации в жизни общества требуют особого внимания. Успех производственной и предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценнейшим товаром, как информация. Но выгодно использовать можно лишь ту информацию, которая требуется рынку, но неизвестна ему. Поэтому в условиях ужесточения конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все в большей мере зависят от сохранности в тайне секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию.

     Плюрализм форм собственности привел к плюрализму моделей секретности. Наряду с государственными секретами в нашей стране получила право на жизнь промышленная секретность, в российском законодательстве появилось  понятие коммерческой тайны предприятия. (В законодательстве дореволюционной  России использовалось понятие "промысловая тайна" [1]).

     Понятие "безопасность" определяется как  состояние защищенности жизненно важных интересов (Закон РФ "О безопасности"). Однако в общественном сознании все  еще сильны стереотипы восприятия безопасности как исключительно относящейся  к сфере компетенции государства  и специальных органов. Отсюда традиционно "слабое" понимание специфики  этих проблем прежде всего первыми  руководителями предприятий и организаций, отнесение ими вопросов информационной безопасности к не основной деятельности. В итоге нередко вопросы защиты коммерческой тайны упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции. Такие упущения приводят к утечке коммерчески значимой информации, затрудняют определение собственника на результаты работы.

     Переход экономики на рыночные отношения, в  том числе и в вопросах интеллектуальной собственности, требует от руководителей  предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии информационной безопасности, в том числе специальной  программы по защите интеллектуальной собственности, определения подразделений  и лиц, ответственных за проведение на предприятии данной работы.

     Такая программа должна преследовать две  основные цели: обеспечение защиты уже наработанных объектов интеллектуальной собственности, имеющих коммерческую ценность, и предотвращение утраты таких объектов в будущем. При  этом следует отметить, что в отличие  от организации секретного делопроизводства, данная работа должна проводиться значительно  более гибко при соответствующей  патентно-информационной и юридической  проработке.

       Актуальность  работы основывается на том факте, что  правовой институт коммерческой тайны  является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления  предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей  важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших  видов товара на рынке. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить ее получение третьими липами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствия для бизнеса.

       Объект  исследования курсовой работы являются гражданско-правовые отношения в  области защиты коммерческой информации.

       Предмет исследования курсовой работы - коммерческая информация на примере торгово-производственной компании "Карусель".

       Цель  курсовой работы - рассмотреть понятие  коммерческой информации и способы ее защиты.

       Задачи  курсовой работы:

  • рассмотреть сущность и значение коммерческой информации;
  • проанализировать порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия ;
  • рассмотреть обеспечение защиты коммерческой тайны;
  • рассмотреть организацию защиты коммерческой информации на примере торгово-производственной компании "Карусель".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Сущность и значение коммерческой информации

     1.1 Понятие коммерческой  информации и коммерческой  тайны

     Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в  современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий  определенную ценность. Для предпринимателя  зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение  которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает  угрозы безопасности предпринимательской  деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать  эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в  защите.

     Информация, используемая в предпринимательской  деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленная и коммерческая[4]. К промышленной относится: информация о технологии и способе производства, технических открытиях и изобретениях, “ноу-хау”, конструкторская документация, программное обеспечение и т.п. Коммерческая информация – о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр.

     Вся эта информация представляет различную  ценность для самого предпринимателя  и, соответственно, ее разглашение может  привести (либо не привести) к угрозам  экономической безопасности различной степени тяжести.

     Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

  1. информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;
  2. информация ограниченного доступа – только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);
  3. информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

     Информация  относящаяся ко второй и третьей  группам является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении.

     Конфиденциальная  информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть  этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

     Коммерческая  тайна предприятия - это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической  информацией, управлением, финансами  др., разглашение (передача, утечка) которых  может нанести ущерб его интересам. Такова общая характеристика категории «коммерческая тайна» предприятия, определенная законодательно [4].

     Обобщение различных точек зрения отечественных  и зарубежных авторов позволяет  дать расширенную трактовку этой весьма сложной категории. В наиболее общем виде она включает информацию [5]:

  • о торговых отношениях фирм;
  • об организации и размерах оборота средств;
  • о состоянии рынка сбыта;
  • о банковских операциях;
  • о поставщиках и потребителях;
  • о содержании патентов;
  • о структуре капиталов;
  • о планах инвестиций;
  • о заключенных контрактах;
  • о формировании цены на товар;
  • о размере прибыли и объеме производства.

     Производственная тайна включает информацию: 
о способах производства и технологии

  • об организации труда
  • о технических открытиях и изобретениях
  • о целях и характере исследовательских работ.

     Целесообразно также в общем объеме коммерческой информации выделять два основных блока. Согласно этому подходу, к категории  научно-технической и технологической  информации относятся сведения о  конструкции машин и оборудования, используемых материалах, методах и  способах производства, дизайне, программном обеспечении ЭВМ и др. [5]

     К категории деловой информации относятся:

  • финансы предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность, прибыль, себестоимость продукции и др.);
  • стратегические и тактические планы развития производства, в том числе с использованием новых технологий, изобретений, ноу-хау;
  • планы и объемы реализации продукции (планы маркетинга, характер и объем торговых операций, уровень цен, складские запасы);
  • анализ конкурентоспособности своей продукции, эффективности экспорта и импорта, предполагаемое время выхода на рынок;
  • планы рекламной деятельности;
  • списки торговых и других клиентов, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положение, условиях контрактов и др.;
  • методы и организация управления;
  • собственная оценка характера и репутации персонала и предприятия;
  • система организации труда.

     При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны  следует учитывать два обстоятельства.

     Во-первых, на практике возможны случаи, когда  под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и  документы, свидетельствующие о  фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном  уровне создать специальную систему  регулирования взаимоотношений  предприятия и контролирующих его  органов.

     Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать  информацию становится невыгодно с  экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и  спрос. В отдельных промышленно  развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и  переработка информации в различных  видах.

Информация о работе Коммерческая информация