Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:45, курсовая работа
Актуальность работы основывается на том факте, что правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса.
Введение
Раздел 1. Сущность и значение коммерческой информации
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия
Раздел 2. Организация защиты конфиденциальной информации
2.1.Обеспечение защиты коммерческой тайны
2.2. Особенности защиты интеллектуальной и промышленной собственности
2.3. Коммерческая тайна и персонал
2.4. Коммерческий шпионаж
Раздел 3. Обеспечение защиты коммерческой информации на примере торгово-производственная компания "Карусель"
3.1. Общая характеристика деятельности торгово-производственной компании "Карусель"
3.2. Организация зашиты коммерческой информации в ТПК Карусель»
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Сущность и значение коммерческой
информации……………...6
1.1. Понятие коммерческой информации
и коммерческой тайны………...6
1.2. Порядок отнесения коммерческих
сведений к коммерческой тайне предприятия…………………………………………………
Раздел 2. Организация защиты конфиденциальной информации……….23
2.1.Обеспечение защиты коммерческой тайны……………………………23
2.2. Особенности защиты интеллектуальной и промышленной
собственности……………………………………………
2.3. Коммерческая
тайна и персонал………………………………………34
2.4. Коммерческий шпионаж………………………………………………
38
Раздел 3. Обеспечение защиты коммерческой информации на примере торгово-производственная компания "Карусель"………………………..48
3.1.
Общая характеристика деятельности торгово-производственной
компании "Карусель"……………………………………………………
3.2. Организация зашиты коммерческой информации в ТПК
«Карусель»……………………………………………………
Заключение………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………….57
Ведение
В условиях становления рыночной экономики каждое предприятие вынуждено постоянно вести конкурентную борьбу за свое существование, за прибыльное ведение дел, за свое доброе имя. Само понятие "безопасность" принимает расширенное содержание, оно включает в себя как составляющие информационно-коммерческую, юридическую и физическую безопасность. Вопросы информационно-коммерческой безопасности занимают особое место и в связи с возрастающей ролью информации в жизни общества требуют особого внимания. Успех производственной и предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценнейшим товаром, как информация. Но выгодно использовать можно лишь ту информацию, которая требуется рынку, но неизвестна ему. Поэтому в условиях ужесточения конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все в большей мере зависят от сохранности в тайне секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию.
Плюрализм форм собственности привел к плюрализму моделей секретности. Наряду с государственными секретами в нашей стране получила право на жизнь промышленная секретность, в российском законодательстве появилось понятие коммерческой тайны предприятия. (В законодательстве дореволюционной России использовалось понятие "промысловая тайна" [1]).
Понятие
"безопасность" определяется как
состояние защищенности жизненно важных
интересов (Закон РФ "О безопасности").
Однако в общественном сознании все
еще сильны стереотипы восприятия безопасности
как исключительно относящейся
к сфере компетенции
Переход экономики на рыночные отношения, в том числе и в вопросах интеллектуальной собственности, требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии информационной безопасности, в том числе специальной программы по защите интеллектуальной собственности, определения подразделений и лиц, ответственных за проведение на предприятии данной работы.
Такая
программа должна преследовать две
основные цели: обеспечение защиты
уже наработанных объектов интеллектуальной
собственности, имеющих коммерческую
ценность, и предотвращение утраты
таких объектов в будущем. При
этом следует отметить, что в отличие
от организации секретного делопроизводства,
данная работа должна проводиться значительно
более гибко при
Актуальность
работы основывается на том факте, что
правовой институт коммерческой тайны
является неотъемлемым атрибутом рыночной
экономики. В процессе осуществления
предпринимательской
Объект исследования курсовой работы являются гражданско-правовые отношения в области защиты коммерческой информации.
Предмет исследования курсовой работы - коммерческая информация на примере торгово-производственной компании "Карусель".
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие коммерческой информации и способы ее защиты.
Задачи курсовой работы:
Раздел 1. Сущность и значение коммерческой информации
1.1 Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.
Информация, используемая в предпринимательской деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленная и коммерческая[4]. К промышленной относится: информация о технологии и способе производства, технических открытиях и изобретениях, “ноу-хау”, конструкторская документация, программное обеспечение и т.п. Коммерческая информация – о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр.
Вся эта информация представляет различную ценность для самого предпринимателя и, соответственно, ее разглашение может привести (либо не привести) к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести.
Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:
Информация
относящаяся ко второй и третьей
группам является конфиденциальной
и имеет ограничения в
Конфиденциальная информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.
Коммерческая
тайна предприятия - это не являющиеся
государственными секретами сведения,
связанные с производством, технологической
информацией, управлением, финансами
др., разглашение (передача, утечка) которых
может нанести ущерб его
Обобщение различных точек зрения отечественных и зарубежных авторов позволяет дать расширенную трактовку этой весьма сложной категории. В наиболее общем виде она включает информацию [5]:
Производственная
тайна включает информацию:
о способах производства и технологии
Целесообразно
также в общем объеме коммерческой
информации выделять два основных блока.
Согласно этому подходу, к категории
научно-технической и
К категории деловой информации относятся:
При
отнесении той или иной информации
к категории коммерческой тайны
следует учитывать два
Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.
Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.