Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:45, курсовая работа
Актуальность работы основывается на том факте, что правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса.
Введение
Раздел 1. Сущность и значение коммерческой информации
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия
Раздел 2. Организация защиты конфиденциальной информации
2.1.Обеспечение защиты коммерческой тайны
2.2. Особенности защиты интеллектуальной и промышленной собственности
2.3. Коммерческая тайна и персонал
2.4. Коммерческий шпионаж
Раздел 3. Обеспечение защиты коммерческой информации на примере торгово-производственная компания "Карусель"
3.1. Общая характеристика деятельности торгово-производственной компании "Карусель"
3.2. Организация зашиты коммерческой информации в ТПК Карусель»
Заключение
Список используемой литературы
Осуществление
последней может принимать
Термин «шпионаж» (с прилагательными: «экономический», «промышленный», «коммерческий», «научно-технический») означает активные действия, направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц [4].
Экономический шпионаж более широкое понятие, которое охватывает и такие его подвиды, как промышленный, производственный, научно-технический, коммерческий шпионаж. Обладание тайной одним лицом вызывает к ней интерес другого лица, для удовлетворения которого совершаются действия, направленные на завладение ею с целью получить определенную материальную или иную выгоду. Лицо, участвующее в подобной деятельности, имеет общеизвестное название “шпион”. В предпринимательстве конкурентная борьба невозможна без получения информации. Стремления получить сведения в условиях закрытого к ним доступа законным путем порождает неизбежно недобросовестную конкуренцию, т.е. объективную потребность шпионить за конкурентом. Без владения информацией о действиях конкурента, предполагаемом спросе на продукцию, перспективных научных разработках трудно, а порой и невозможно быть конкурентоспособным. Возникает два тесно взаимосвязанных обстоятельства [4]:
a) предприниматель вынужден выступать в качестве защитника своих секретов (ценной информации);
b) предприниматель вынужден в целях конкуренции добывать (воровать, покупать) чужие защищаемые секреты, то, что не защищается, особой ценности в рассматриваемом плане не имеет.
Возникает вопрос о том, как рассматривать промышленный (коммерческий) шпионаж с позиций действующего законодательства. В литературе о промышленном шпионаже за рубежом отмечается, что рассматриваемая деятельность вовсе не считается преступной и не влечет уголовной ответственности. Если в процессе хищения секретной информации предприятию, учреждению или сотрудникам причиняется ущерб, то уголовному наказанию виновное лицо повергается именно за последнее деяние, а не за сам факт хищения ценнейших сведений. В принципе такой поход является правильным, поскольку сам предприниматель не заинтересован в том, что когда он будет совершать хищение материалов, а заниматься этим он вынужден в силу рыночной деятельности, то будет находиться под угрозой применения к нему уголовного наказания. Предпочтительнее обратить внимание на охрану своих тайн, чем прибегать к уголовно-правовой защите.
В этих целях более подробно рассмотрим признаки, характеризующие промышленный шпионаж. К ним относятся [10]:
Субъектами промышленного (коммерческого) шпионажа могут быть граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, относящиеся и не относящиеся к сотрудникам предпринимательских предприятий, учреждений, фирм. Исполнителем шпионажа может выступать непосредственно предприниматель, сотрудники собственной службы безопасности, частных детективных сыскных фирм или отдельные лица, действующие в частном порядке. Поиск и овладение промышленной, коммерческой информацией осуществляется, в одних случаях, по заданию заказчика, в других - по собственной инициативе для последующей ее продажи заинтересованным лицам.
Анализ
зарубежной практики показывает, что
у частных служб безопасности,
специализирующихся на хищении чужих
секретов, имеется значительная по
числу клиентура заказчиков и
покупателей. Например, в
Великобритании одно из частных сыскных
агентств, наряду с расследованием фактов
о промышленном шпионаже, обеспечением
безопасности предприятий и фирм, занимается
также добыванием (хищением) информации
о конкурентных частных предприятиях.
Подобные фирмы не стремятся особо конспирировать,
скрывать свою деятельность. Их координаты
имеются в специальных справочниках. В
настоящее время в странах рыночной экономики
действуют сотни и тысячи агентств и десятки
тысяч промышленных шпионов [5].
Подобные агентства начинают образовываться и действовать и на территории Российской Федерации. Однако резкий рост таких служб следует ожидать только в условиях сформировавшейся рыночно-конкурентной экономики, аналогичной западным странам.
По вполне понятным причинам выдать секреты могут и сотрудники фирмы. Если лицам, не работающим на предприятии, необходимо преодолевать физические и технические препятствия для проникновения к секретам, то работникам фирмы не требуется прилагать подобные усилия. Тайной информацией они уже обладают или имеют возможности собрать ее. Мотивацией таких действий могут служить корысть, месть и т.д. Поэтому при формировании коллектива сотрудников необходимо учитывать, кому из них доверять свои тайны, а кому нет. Решают этот вопрос сами предприниматели. Так, сотрудники общеизвестного АНТа на страницах газет довольно подробно делятся информацией о том, как они занимались внутренней безопасностью своего кооператива [10]. Вначале принимали к себе на работу только тех, кого знали лично и могли им доверять. Расширение штата сотрудников увеличивало опасность утечки информации. Поэтому руководством АНТа принимается решение о создании специального подразделения - департамента по проверке людей, поступавших к ним на работу. На кандидатов заводились досье, в которых концентрировались результаты их изучения и проверок. Проверяемые могли знакомиться с досье на себя. Трудно пока вести речь о том, что любой предприниматель может иметь такие же возможности или создать их. Но подход к защите своих секретов у них был правильный и их опыт может использоваться другими фирмами с учетом своих возможностей и потребностей.
Следующим признаком, характеризующим шпионаж, является предмет посягательства, т.е. информация, которая представляет ценность для ее обладателя и закрыта к доступу посторонних лиц. Носители такой информации самые разнообразные: документы, чертежи, схемы, патенты, дискеты, кассеты, в которых содержатся научные исследования. бухгалтерские материалы, контракты, планы и решения руководства предпринимательских фирм. Предметом промышленного шпионажа может быть не только информация предпринимательских фирм, но и государственных предприятий и учреждений.
Определенные
трудности возникают при
Промышленная
же тайна может включаться в перечни
государственных секретов, а может
и не относиться к ним. Посягательство
на секреты государственных
Следующим
признаком промышленного
К
средствам получения секретов относятся
различные технические системы.
Если у нас пока основными владельцами
разведывательных технических средств
являются специальные государственные
органы (службы), то на Западе они находятся
в пользовании и частных лиц.
Это позволяет предпринимателям
широко использовать средства электронной
разведки в получении необходимой информации.
Снятие ее с телефонных переговоров, ЭВМ,
помещений, где ведутся секретные беседы,
и т.д. Применение тех или иных средств
зависит от информации, которую намеревается
получить субъект. Один вид информации
может быть похищен, другой прослушан,
третий - сфотографирован или сделаны
зарисовки, четвертый записан на магнитофон,
пятый - снят кинокамерой и т.д.
Иногда используется комплекс специальных
мер по ее получению. В зависимости от
вида получения информации принимаются
соответствующие меры защиты. Например,
существуют приборы, с помощью которых
можно с расстояния до 500 м лазерным лучом
снимать речевую информацию за счет вибрации
оконных стекол.
В ответ, для предотвращения утечки информации таким способом, немецкая фирма Сименс начала выпуск специальных оконных рам, ослабляющих на 110дБ проникновение электромагнитных излучений в определенных диапазонах [6].
Новым приоритетом в современных условиях для разведывательных и контрразведывательных сообществ становятся сведения экономического характера. Поэтому напрашивается вывод о том, что интерес к определенным видам частной и государственной экономической информации на территории Российской Федерации (включая деятельность наших фирм и за рубежом) будет проявляться не только со стороны частных служб безопасности, но и иностранных спецслужб (разведок).
Прямая защита предпринимательских структур не относится к функциям контрразведывательных служб. Западные фирмы тратят на защиту своей информации 15 % своих доходов. У нас вести речи о такой защите пока рано. Вместе с тем предприниматель в России не стремится в случае необходимости обращаться к государственным правоохранительным органам.
Говоря о возможных методах получения коммерческой информации о других предприятиях, необходимо подчеркнуть, что 90—95% всей необходимой информации может быть получено легальными методами. Остальную информацию (как правило, наиболее ценную и тщательно охраняемую) дает промышленный шпионаж с такими присущими ему методами, как похищение документов и образцов новой продукции, шантаж, подкуп сотрудников конкурирующей фирмы, подслушивание разговоров, съемка и оптическое наблюдение, несанкционированное подключение к системам связи и вычислительным сетям, засылка и вербовка агентов и даже физическая ликвидация конкурентов или их предприятий [9].
Одновременно
с развитием промышленного
Достаточно
подробно специфические вопросы
использования технических
К числу наиболее доступных легальных источников получения информации можно отнести:
Систематизация и анализ такой информации требуют от предприятия больших затрат материальных и трудовых ресурсов. Нередко этим занимаются специально созданные службы, поскольку объемы информации велики, а ее достоверность иногда вызывает сомнение.