Коммерческая информация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы основывается на том факте, что правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса.

Содержание

Введение
Раздел 1. Сущность и значение коммерческой информации
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия
Раздел 2. Организация защиты конфиденциальной информации
2.1.Обеспечение защиты коммерческой тайны
2.2. Особенности защиты интеллектуальной и промышленной собственности
2.3. Коммерческая тайна и персонал
2.4. Коммерческий шпионаж
Раздел 3. Обеспечение защиты коммерческой информации на примере торгово-производственная компания "Карусель"
3.1. Общая характеристика деятельности торгово-производственной компании "Карусель"
3.2. Организация зашиты коммерческой информации в ТПК Карусель»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ЧЕРНОВИК (Без рамок).docx

— 168.90 Кб (Скачать)

     Осуществление последней может принимать самые  различные формы, в том числе  и такие, как хищение или сбор чужой информации, которая носит  общеизвестное название шпионаж. Об этой области деятельности у подавляющего большинства людей сложилось  довольно стереотипное представление, основанное на художественной литературе, кино- и телефильмах. И не возникало  необходимости в более глубоком изучении этого явления. Тем не менее  подходы к такому общественному  явлению, как шпионаж, в условиях рыночно- конкурентной деятельности резко  меняются, ибо лицам, занимающимся предпринимательством, уже приходится, ибо лицам, занимающимся предпринимательством, уже приходится сталкиваться с этой проблемой. С  одной стороны, они вынуждены  защищать свои секреты (ценную информацию), а с другой - пытаться завладеть  секретами конкурента, чтобы выжить в рыночном противоборстве. Цель данного  раздела изложить отдельные вопросы, характеризующие понятие шпионажа, его виды и способы осуществления  и тем самым оказать практическое содействие лицам, прямо или косвенно причастным к предпринимательской  деятельности.

     Термин  «шпионаж» (с прилагательными: «экономический», «промышленный», «коммерческий», «научно-технический») означает активные действия, направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц [4].

     Экономический шпионаж более широкое понятие, которое охватывает и такие его  подвиды, как промышленный, производственный, научно-технический, коммерческий шпионаж. Обладание тайной одним лицом  вызывает к ней интерес другого  лица, для удовлетворения которого совершаются действия, направленные на завладение ею с целью получить определенную материальную или иную выгоду. Лицо, участвующее в подобной деятельности, имеет общеизвестное  название “шпион”. В предпринимательстве конкурентная борьба невозможна без получения информации. Стремления получить сведения в условиях закрытого к ним доступа законным путем порождает неизбежно недобросовестную конкуренцию, т.е. объективную потребность шпионить за конкурентом. Без владения информацией о действиях конкурента, предполагаемом спросе на продукцию, перспективных научных разработках трудно, а порой и невозможно быть конкурентоспособным. Возникает два тесно взаимосвязанных обстоятельства [4]:

a) предприниматель  вынужден выступать в качестве  защитника своих секретов (ценной информации);

b) предприниматель  вынужден в целях конкуренции  добывать (воровать, покупать) чужие защищаемые секреты, то, что не защищается, особой ценности в рассматриваемом плане не имеет.

     Возникает вопрос о том, как рассматривать  промышленный (коммерческий) шпионаж  с позиций действующего законодательства. В литературе о промышленном шпионаже за рубежом отмечается, что рассматриваемая деятельность вовсе не считается преступной и не влечет уголовной ответственности. Если в процессе хищения секретной информации предприятию, учреждению или сотрудникам причиняется ущерб, то уголовному наказанию виновное лицо повергается именно за последнее деяние, а не за сам факт хищения ценнейших сведений. В принципе такой поход является правильным, поскольку сам предприниматель не заинтересован в том, что когда он будет совершать хищение материалов, а заниматься этим он вынужден в силу рыночной деятельности, то будет находиться под угрозой применения к нему уголовного наказания. Предпочтительнее обратить внимание на охрану своих тайн, чем прибегать к уголовно-правовой защите.

     В этих целях более подробно рассмотрим признаки, характеризующие промышленный шпионаж. К ним относятся [10]:

  • субъект (кто может заниматься данным видом деятельности)
  • предмет (на что посягается промышленный и иной шпионаж)
  • способ, средство (действия, с помощью которых осуществляется овладение закрытыми сведениями)
  • адресат (кто выступает заказчиком).

     Субъектами  промышленного (коммерческого) шпионажа могут быть граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, относящиеся и не относящиеся к сотрудникам предпринимательских предприятий, учреждений, фирм. Исполнителем шпионажа может выступать непосредственно предприниматель, сотрудники собственной службы безопасности, частных детективных сыскных фирм или отдельные лица, действующие в частном порядке. Поиск и овладение промышленной, коммерческой информацией осуществляется, в одних случаях, по заданию заказчика, в других - по собственной инициативе для последующей ее продажи заинтересованным лицам.

     Анализ  зарубежной практики показывает, что  у частных служб безопасности, специализирующихся на хищении чужих  секретов, имеется значительная по числу клиентура заказчиков и  покупателей. Например, в 
Великобритании одно из частных сыскных агентств, наряду с расследованием фактов о промышленном шпионаже, обеспечением безопасности предприятий и фирм, занимается также добыванием (хищением) информации о конкурентных частных предприятиях. Подобные фирмы не стремятся особо конспирировать, скрывать свою деятельность. Их координаты имеются в специальных справочниках. В настоящее время в странах рыночной экономики действуют сотни и тысячи агентств и десятки тысяч промышленных шпионов [5].

     Подобные  агентства начинают образовываться и действовать и на территории Российской Федерации. Однако резкий рост таких служб следует ожидать  только в условиях сформировавшейся рыночно-конкурентной экономики, аналогичной  западным странам.

     По  вполне понятным причинам выдать секреты могут и сотрудники фирмы. Если лицам, не работающим на предприятии, необходимо преодолевать физические и технические препятствия для проникновения к секретам, то работникам фирмы не требуется прилагать подобные усилия. Тайной информацией они уже обладают или имеют возможности собрать ее. Мотивацией таких действий могут служить корысть, месть и т.д. Поэтому при формировании коллектива сотрудников необходимо учитывать, кому из них доверять свои тайны, а кому нет. Решают этот вопрос сами предприниматели. Так, сотрудники общеизвестного АНТа на страницах газет довольно подробно делятся информацией о том, как они занимались внутренней безопасностью своего кооператива [10]. Вначале принимали к себе на работу только тех, кого знали лично и могли им доверять. Расширение штата сотрудников увеличивало опасность утечки информации. Поэтому руководством АНТа принимается решение о создании специального подразделения - департамента по проверке людей, поступавших к ним на работу. На кандидатов заводились досье, в которых концентрировались результаты их изучения и проверок. Проверяемые могли знакомиться с досье на себя. Трудно пока вести речь о том, что любой предприниматель может иметь такие же возможности или создать их. Но подход к защите своих секретов у них был правильный и их опыт может использоваться другими фирмами с учетом своих возможностей и потребностей.

     Следующим признаком, характеризующим шпионаж, является предмет посягательства, т.е. информация, которая представляет ценность для ее обладателя и закрыта к  доступу посторонних лиц. Носители такой информации самые разнообразные: документы, чертежи, схемы, патенты, дискеты, кассеты, в которых содержатся научные  исследования. бухгалтерские материалы, контракты, планы и решения руководства  предпринимательских фирм. Предметом  промышленного шпионажа может быть не только информация предпринимательских  фирм, но и государственных предприятий  и учреждений.

     Определенные  трудности возникают при определении  промышленной тайны предприятий, фирм, компаний со смешанным капиталом. Например, частный и государственный капитал; государственный и иностранный  частный капитал; отечественный  и иностранный частный капитал. Неизбежно столкновение интересов  нашего и иностранного собственника как между собой, так и с  государством. В последнем случае необходимо учитывать наличие государственной (военной) тайны, служебной тайны, иных сведений, определяемых уголовным законом, а также промышленную тайну. Сведения, составляющие государственные секреты, перечислены в специальных нормативных  актах, утверждаемых Российским правительством. На их основании издаются ведомственные  акты, определяющие виды секретов, подлежащих охране.

     Промышленная  же тайна может включаться в перечни  государственных секретов, а может  и не относиться к ним. Посягательство на секреты государственных предприятий  и учреждений преследуется уголовным  законом, тогда как предпринимательские  секреты уголовным законом не защищены. Например, способ производства и заварки чая для государства  не представляет ценности, а для  предпринимателя - это фирменный  секрет, на котором держится все  его предприятие.

     Следующим признаком промышленного шпионажа является способ его осуществления. Действия по завладению информацией  проходят скрытно (тайно) от окружения, путем их хищения, сбора, покупки, выдачи. Не исключается и уничтожение, искажение  или саботирование по использованию  информации. Цель - не дать владельцу возможности использовать ее для получения выгоды, быть конкурентоспособным.

     К средствам получения секретов относятся  различные технические системы. Если у нас пока основными владельцами  разведывательных технических средств  являются специальные государственные  органы (службы), то на Западе они находятся  в пользовании и частных лиц. Это позволяет предпринимателям широко использовать средства электронной  разведки в получении необходимой информации. Снятие ее с телефонных переговоров, ЭВМ, помещений, где ведутся секретные беседы, и т.д. Применение тех или иных средств зависит от информации, которую намеревается получить субъект. Один вид информации может быть похищен, другой прослушан, третий - сфотографирован или сделаны зарисовки, четвертый записан на магнитофон, пятый - снят кинокамерой и т.д. 
Иногда используется комплекс специальных мер по ее получению. В зависимости от вида получения информации принимаются соответствующие меры защиты. Например, существуют приборы, с помощью которых можно с расстояния до 500 м лазерным лучом снимать речевую информацию за счет вибрации оконных стекол.

     В ответ, для предотвращения утечки информации таким способом, немецкая фирма Сименс начала выпуск специальных оконных  рам, ослабляющих на 110дБ проникновение  электромагнитных излучений в определенных диапазонах [6].

     Новым приоритетом в современных условиях для разведывательных и контрразведывательных сообществ становятся сведения экономического характера. Поэтому напрашивается вывод о том, что интерес к определенным видам частной и государственной экономической информации на территории Российской Федерации (включая деятельность наших фирм и за рубежом) будет проявляться не только со стороны частных служб безопасности, но и иностранных спецслужб (разведок).

     Прямая защита предпринимательских структур не относится к функциям контрразведывательных служб. Западные фирмы тратят на защиту своей информации 15 % своих доходов. У нас вести речи о такой защите пока рано. Вместе с тем предприниматель в России не стремится в случае необходимости обращаться к государственным правоохранительным органам.

     Говоря  о возможных методах получения  коммерческой информации о других предприятиях, необходимо подчеркнуть, что 90—95% всей необходимой информации может быть получено легальными методами. Остальную информацию (как правило, наиболее ценную и тщательно охраняемую) дает промышленный шпионаж с такими присущими ему методами, как похищение документов и образцов новой продукции, шантаж, подкуп сотрудников конкурирующей фирмы, подслушивание разговоров, съемка и оптическое наблюдение, несанкционированное подключение к системам связи и вычислительным сетям, засылка и вербовка агентов и даже физическая ликвидация конкурентов или их предприятий [9].

     Одновременно  с развитием промышленного шпионажа постоянно совершенствуются разнообразные  средства защиты тайны предпринимателей. Так, например, в промышленно развитых странах в последние годы постоянно  наращивает объемы производства индустрия  по выпуску специальных технических  средств защиты входа в служебные  помещения. При этом используются такие  прогрессивные новшества, как системы  кодируемых карточек, биометрические системы, реагирующие на голос, подпись, отпечатки пальцев, узоры кровеносных  сосудов сетчатки глаза.

     Достаточно  подробно специфические вопросы  использования технических средств  защиты коммерческой тайны своего предприятия  и технических способов несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации конкурентов, освещены в  литературе.

     К числу наиболее доступных легальных  источников получения информации можно отнести:

  • устные выступления работников предприятия - на различных конференциях, семинарах и т.п.;
  • открытые публикации предприятия и его отдельных работников;
  • экспонаты различных ярмарок, выставок и презентаций;
  • данные товарных и фондовых бирж;
  • объявления об имеющихся вакансиях, конкурсах на замещение должностей и др.

     Систематизация  и анализ такой информации требуют  от предприятия больших затрат материальных и трудовых ресурсов. Нередко этим занимаются специально созданные службы, поскольку объемы информации велики, а ее достоверность иногда вызывает сомнение.

Информация о работе Коммерческая информация