Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:45, курсовая работа
Актуальность работы основывается на том факте, что правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса.
Введение
Раздел 1. Сущность и значение коммерческой информации
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия
Раздел 2. Организация защиты конфиденциальной информации
2.1.Обеспечение защиты коммерческой тайны
2.2. Особенности защиты интеллектуальной и промышленной собственности
2.3. Коммерческая тайна и персонал
2.4. Коммерческий шпионаж
Раздел 3. Обеспечение защиты коммерческой информации на примере торгово-производственная компания "Карусель"
3.1. Общая характеристика деятельности торгово-производственной компании "Карусель"
3.2. Организация зашиты коммерческой информации в ТПК Карусель»
Заключение
Список используемой литературы
В
соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации [1, ст.
139, п.1] информация составляет служебную
или коммерческую тайну в случае, когда
информация имеет действительную или
потенциальную коммерческую ценность,
в силу неизвестности ее третьим лицам,
к ней нет свободного доступа на законном
основании и обладатель информации принимает
меры к охране ее конфиденциальности.
По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки[4]:
Анализ
законодательных актов
Гражданским
кодексом Российской Федерации [1, ст. 139,
п. 1] установлено, что «сведения, которые
не могут составлять служебную или
коммерческую тайну, определяются законом
и иными правовыми актами». В
настоящее время в Российской
Федерации действует
Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года
№ 35 «О перечне сведений, которые не могут
составлять коммерческую тайну».
В
нашей стране, по оценкам специалистов,
неоправданная секретность
При излишнем засекречивании коммерческой информации рост расходов на эти цели неадекватен снижению вероятности утечки наиболее ценных сведений.
Целесообразно
охранять как коммерческую тайну
только ту часть информации предприятия,
которая обеспечивает возможность
расширять рынок сбыта
Если
государство при размещении госзаказа
на промышленном объекте считает
необходимым засекретить какую-
На практике довольно часто руководители и предприниматели не вполне четко, представляют себе, что входит в понятие «коммерческая тайна», как ее следует охранять и как результаты подобной работы могут влиять на экономическое положение предприятия.
По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Есть все основания полагать, что по мере развития рыночных отношений с присущими им конкуренцией и хозяйственным расчетом подходы к охране коммерческой тайны радикально изменятся [4].
В рыночной экономике информация является товаром и ее получение, хранение, передача и использование должны подчинятся законам товарно- денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы и защищать необходимую информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Право на тайну означает ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь предприятия и защиту его интересов при взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений. В отличие от государственных и военных секретов, коммерческая тайна является собственностью конкретного предприятия. Ее главное назначение - обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе.
В
экономике нашей страны государство
в лице своих многочисленных органов
длительное время занимало монопольное
положение в области
Утечке за рубеж интеллектуальной продукции (идей, предложений, изобретений, открытий) во многом способствовала устоявшаяся ранее в стране система присвоения ученых степеней ориентированная на число статей, опубликованных в зарубежных научных журналах. Такие «легальные» каналы утечки интеллектуальной информации были чрезвычайно широки. Затрачивая немалые средства на ее получение, мы часто «за так» отдавали, ее западным фирмам, которые имели от ее использования немалые доходы.[8]
В сегодняшних условиях рыночных конкурентных отношений утечка такой информации может негативно отразиться положении предприятия в борьбе за потребителя. Именно поэтому в настоящее время целесообразно юридически точно определить категорию и правовой статус коммерческой тайны, разработать механизм ответственности за ее разглашение. Интересы отдельных предприятий должны быть безусловно подчинены интересам страны. Параллельно с развитием приватизации и становлением предпринимательства в нашей стране необходимо создание системы, обеспечивающей продажу информации предприятия за рубеж без ущерба для государства в целом. В промышленно развитых странах такие системы есть Они предусматривают различные эффективные методы экономического воздействия на частных предпринимателей, позволяющих себе в ущерб национальным интереса страны нарушать запреты государства на экспорт; научно-технической продукции.
В
нашей стране в настоящее время
отсутствует законодательная
Экономическая безопасность предприятий нарушается прежде всего, в том случае, когда его сотрудники подрабатывают по совместительству в других местах, используя при этом документацию (методики, чертежи, программы и другую созданную на основном предприятии, но юридически не закрепленную в его собственности. А ведь именно эта интеллектуальная продукция (знания и технология) нередко составляет наиболее ценный капитал предприятия. Любой субъект хозяйственных отношений, использующий данную информацию обязан при этом заключать с предприятием договор и отдавать ему часть прибыли, получаемой от использования достижений [10]. Однако нынешняя экономическая и правовая проработка данного вопроса не позволяет предприятию – собственнику информации заявить и реализовать свои претензии.
Для
решения этой проблемы целесообразно
законодательно ограничить (а в отдельных
случаях - полностью запретить) бесплатный
доступ к опыту отдельных предприятий.
В то же время необходимо регламентировать
порядок купли-продажи
На предприятиях целесообразно укрепить соответствующие подразделения патентно-лицензионных отделов, ввести необходимых специалистов в маркетинговые службы, организовать собственными усилиями эффективную систему защиты информации.
В
перспективе на макро уровне необходимо
разработать и принять
Специалисты
научно-технических, производственных,
экономических и других служб
предприятия должны научиться правильно
и конкретно (в стоимостной форме)
оценивать предполагаемые и реальные
потери фирмы вследствие утечки информации,
относимой к категории
В наиболее общем виде потери предприятия от несоблюдения условий конфиденциальности сводятся к тому, что [6]:
Точный
стоимостный расчет совокупной величины
всех потерь достаточно сложен, трудоемок,
а иногда и невозможен из-за отсутствия
достоверных исходных данных. Поэтому
в большинстве случаев
Компенсация
перечисленных выше потерь предприятия
требует нередко значительных дополнительных
затрат, что снижает эффективность
производства в целом и возможность
успеха в конкурентной борьбе. Именно
поэтому вопросам защиты коммерческой
тайны в настоящее время
Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ[1], это информация которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.
Коммерческая тайна - это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну это ограничение государственных возможностей командовать в экономике[5].
Наиболее подробная и в то же время укрупненная классификация сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, представлена на рис. 1.
1.2 Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия.
Первым
вопросом, который необходимо решить
при организации охраны коммерческой
тайны, является определение круга
сведений, составляющих коммерческую
тайну, а также возможное
Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.