Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:10, курсовая работа
Изучение рынка труда начинается и заканчивается анализом спроса и предложения труда. Что касается спроса на рынке труда, то здесь представлены работодатели, принимающие решения о найме рабочей силы в зависимости от того состояния, в котором находятся все три рынка. Что касается предложения рабочей силы на рынке труда, то здесь представлены, работники и будущие работники, чьи решения относительно того, где работать и работать ли вообще, принимаются с учетом возможностей проводить свое время.
ГЛАВА II.
Труд как фактор производства: спрос и предложение.
Труд – это деятельность человека, устремленная на достижение определенного полезного итога. Первостепенная цель труда – произвести тот или иной результат. Под трудом как фактором производства понимаются любые интеллектуальные и физические действия, используемые людьми в процессе хозяйственной деятельности.
Период, на протяжении которого человек трудится, называется рабочим временем. Длительность рабочего времени - непостоянная величина, однако и она имеет границы.
Человек не может работать двадцать четыре часа в сутки, поэтому ему нужно время на восстановление, т. е. время для сна, отдыха и удовлетворение духовных потребностей.
Говоря о труде, нужно заострить внимание на понятиях интенсивность и производительность труда. Интенсивность труда характеризует напряженность труда, которая определяется степенью расходования физической и умственной энергии за единицу времени. В современных условиях расход физической энергии снижается, зато повышается расход умственной энергии, связанной с автоматизацией производства. Производительность труда показывает, количество изготовленной продукции за единицу времени. Особенную роль для роста производительности труда играет развитие науки и техники.
К
большим изменениям в характере
труда привела научно-техническая революция.
Труд стал квалифицированным. Физический
труд стал иметь все меньшее значение
в процессе производства, он существенно
усложняется, поскольку человеку приходится
иметь дело со сложными механизмами, работник
должен понимать суть технологического
процесса, уметь обращаться со сложным
и дорогостоящим оборудованием.
2.1. СПРОС НА ТРУД
В своей деятельности фирмы (предприятия) сочетают такие факторы производства как, капитал и труд, с тем, чтобы выпустить товары и произвести услуги, которые продаются на рынке продукта. Объем выпускаемой продукции и то, как фирмы сочетают труд и капитал, зависит от спроса на продукт, от того, сколько труда и капитала они могут получить по данным ценам, и от выбора тех технологий, которые имеются в их распоряжении. Когда мы изучаем спрос на труд, то мы хотим выяснить, каким образом число рабочих, занятых на предприятии, зависит от тех изменений, которые происходят в одном или более из трех указанных выше факторов. Рассмотрим то или иное изменение отдельно от других факторов.
Особое
внимание представляет вопрос о том,
каким образом число
Более
высокая заработная плата подразумевает
более высокую стоимость
При росте заработной платы работодатели стремятся сократить стоимость производства путем применения технологии, которая опиралась бы не на рабочую силу, а на капитал. Выходит, если заработная плата повысится, уровень занятости снизится из-за сдвига к капиталоемкому способу производства. Это воздействие может быть названо эффектом замещения, поскольку по мере роста заработной платы в процессе производства капитал заменяет рабочую силу.
Воздействие различных ставок заработной платы на уровни занятости может быть представлено в виде таблицы, где требуемое количество рабочей силы сопоставлено с уровнями заработной платы. В таблице 2.3 показана такая шкала спроса. Взаимосвязь между заработной платой и занятостью, продемонстрированная в таблице 2.3, может быть представлена в виде кривой спроса. Так, на рис. 2.6 представлена кривая спроса, образованная для данных, приведенных в таблице 2.3. Эта кривая - снижающаяся, она показывает, что по мере роста заработной платы имеет место снижение спроса на труд.
Кривая спроса на труд показывает, каким образом нужный уровень занятости, измеренный либо числом рабочих часов, либо числом работников, меняется в связи с изменениями в стоимости рабочей силы при факторах, влияющих на шкалу спроса. В эти факторы входят условия, по которым приобретается капитал, уровень спроса на продукт и существующая технология.
Если заработная плата меняется, а другие факторы нет, тогда можно рассчитывать изменения в количестве требующейся рабочей силы, передвигаясь либо вверх, либо вниз по кривой спроса.
2.1.2. Изменения в факторах, воздействующих на спрос.
Какие последствия возникнут, если произойдут изменения в одном из факторов, определяющих спрос на труд?
Во-первых, допустим, что спрос на продукт определенной отрасли промышленности возрос, т.е. при любой стоимости производства может быть продано больше товаров или услуг. Предположим, что технология и условия, на которых может быть приобретен капитал и получена рабочая сила для данной отрасли, не изменились. Уровни производства будут расти по мере того, как фирмы стремятся максимизировать прибыли, и эффект масштаба (выпуска продукции) повысит спрос на труд при любой ставке заработной платы. Эффекта замены не возникает до тех пор, пока относительные цены на капитал и на труд остаются неизменными.
Каким образом изменение в спросе на труд может быть проиллюстрировано с помощью кривой спроса? Поскольку имеющаяся технология и условия, на которых может быть приобретен капитал и получена рабочая сила, остаются неизменными, изменение в спросе на продукт приведет к росту спроса на труд при любой ставке заработной платы, которая в данный момент преобладает. Другими словами, кривая спроса на труд в целом сдвигается вправо. Этот сдвиг вправо, отмеченный на рис. 2.7 как перемещение с D на D', указывает, что при любой возможной ставке заработной платы число нужных работников выросло.
Во-вторых, предположим, что уровень спроса на продукт, технология и условия перераспределения труда остаются неизменными, но изменяется предложение капитала: цена капитала упадет на 50% в сравнении с первоначальным уровнем. Каким образом это повлияет на спрос на труд?
Следует рассмотреть эффекты масштаба и замещения. В первом случае, если цена капитала падает, то и издержки производства также падают. Сокращение издержек стимулирует рост производства, а рост повышает уровень занятости при любой ставке заработной платы. Выходит эффект масштаба при падении цены капитала ведет к росту спроса на труд при любом уровне ставок заработной платы.
Вторым следствием падения цены капитала становится эффект замещения, согласно которому компании, реагируя на дешевый капитал, берут на вооружение капиталоемкие технологии. Фирмы производят замену труда на капитал и используют меньше рабочей силы для производства одного и того же количества готовой продукции, чем раньше. При меньшем количестве нужной рабочей силы по каждой ставке заработной платы кривая спроса на труд имеет тенденцию к сдвигу влево.
Следовательно, падение цены капитала приводит к возникновению двух противодействующих эффектов в спросе на труд. Эффект масштаба смещает кривую спроса на труд вправо, а эффект замещения - влево. Как показано на рис. 2.8, может преобладать либо один, либо другой эффект. Выходит, экономическая теория не дает точного прогноза, каким образом снижение цены капитала изменяет в спрос на труд. (Повышение цены капитала ведет к такой же неопределенности в спросе на труд; в этом случае эффект масштаба сдвигает кривую спроса на труд влево, а эффект замещения - вправо.)
Важно различать сдвиг кривой спроса и его движения вдоль кривой. Кривая спроса на труд наглядно показывает потребность в рабочей силе как функцию ставки заработной платы (заработная плата отложена на одной оси, а количество необходимой рабочей силы - на другой).
Когда изменяется заработная плата, а другие факторы остаются неизменными, спрос на труд движется вдоль кривой. Но когда изменяется один из других факторов, тогда сдвигается сама кривая спроса на труд. Таким образом, когда они изменяются, доминирует различная взаимосвязь между заработной платой и уровнем занятости, это выражается в сдвиге кривой спроса на труд. Если появляется необходимость в увеличении количества труда при данной ставке заработной платы, тогда кривая спроса сдвигается вправо. Если требуется меньше труда при каждой превалирующей ставке заработной платы, тогда кривая спроса сдвигается влево.
2.1.3. Спрос рынка, отрасли и фирмы.
Спрос на труд может быть проанализирован на трех уровнях.
1. Чтобы рассмотреть спрос на труд в одной отдельно взятой фирме, следует понять, каким образом заработная плата работников влияет на их занятость у одного определенного изготовителя.
2. Для анализа воздействия роста заработной платы на занятость работников во всей промышленности нам следует использовать кривую спроса отрасли.
Вместе
с тем важно помнить, что эффекты
масштаба и замещения при изменении заработной
платы действуют в одном и том же направлении
на каждом уровне, т.е. кривые фирмы, отрасли
и рынка - все снижающиеся.
2.1.4. Долгосрочные и краткосрочные периоды.
Под краткосрочным понимается период, за который капитал фирмы остается неизменным, а единственным меняющимся параметром является труд. Под долгосрочным понимается период, в течение которого фирма может изменить любые факторы производства, в нашем случае - как капитал, так и труд, Различие между двумя этими периодами носит концептуальный характер, и оба они могут не соответствовать календарным срокам.
Так,
владельцу завода, может понадобиться
несколько лет на строительство
нового предприятия, и в этом случае
даже два года будут считаться краткосрочным
периодом. В противоположность этому владелец
маленькой фирмы, нанимающий рабочих для
расчистки подъездных путей, может обнаружить,
что капитал его фирмы резко изменился
после закупки лопат. В данном случае может
оказаться, что краткосрочный период просто
отсутствует, поскольку любое решение
касается как рабочей силы, так и капитала.
Тем не менее, несмотря на то что краткосрочный
и долгосрочный периоды не соответствуют
календарным срокам, проведение различий
между ними помогает нам более точно описывать
те силы, от которых зависит спрос на труд.
2.2. Предложение труда
Рассмотрев упрощенную модель поведения со стороны покупателя (или спроса на труд), перейдем теперь на сторону продавца (или предложения труда) на рынке. Предположим, что все работники приняли решение работать и что вопрос, который встает перед ними, это какую профессию и какого работодателя избрать.
2.2.1. Предложение на рынке труда.
Чтобы изучить сначала
Предположим, что жалование и заработная плата работников других профессий остаются постоянными, а заработная плата секретарей растет. Тогда нам следует ожидать, что появится больше людей, желающих работать секретарями. К примеру, каждый из 100 человек, оканчивающих последний класс школы, может выбрать между тем, чтобы стать либо страховым агентом, либо секретарем-референтом. Часть этих людей предпочтет стать страховыми агентами, несмотря на то, что труд секретаря оплачивается лучше. Другие захотят стать секретарями, даже если их зарплата будет ниже. Вместе с тем многие будут готовы идти либо на одну, либо на другую работу.