Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:10, курсовая работа
Изучение рынка труда начинается и заканчивается анализом спроса и предложения труда. Что касается спроса на рынке труда, то здесь представлены работодатели, принимающие решения о найме рабочей силы в зависимости от того состояния, в котором находятся все три рынка. Что касается предложения рабочей силы на рынке труда, то здесь представлены, работники и будущие работники, чьи решения относительно того, где работать и работать ли вообще, принимаются с учетом возможностей проводить свое время.
- информационная открытость деятельности предприятия;
- банки, заинтересованные в развитии новых форм финансирования, так как частично администрации компаний придется прибегать к кредитам для приобретения своих акций;
- компетентные консультанты;
- поддержка государства в виде законодательства, гарантирующего защиту прав работников-акционеров и защиту их доходов, получаемых в результате реструктуризации зарплаты от дополнительного налогообложения.
Ввиду
продолжающегося процесса приватизации
и нарастающей задолженности
по зарплате, было бы ошибкой не использовать
благоприятный для этого
Самым действенным методом повышения доходов населения через социальные трансферты является социальное страхование.
Социальное страхование является формой социальной защиты, выполняющей одновременно функции социальной поддержки населения и стимулирования его трудовой деятельности. Только легальные формы занятости дают право на страховую помощь в случае болезни, безработицы, старости. Поэтому сразу отсекаются от страховой защиты те слои активного населения, которые либо вообще не работают либо работают без оформления трудовых отношений.
Для государства выгоды социального страхования заключаются, во-первых, в стимулировании трудовой активности и в легализации, как трудовой деятельности, так и заработка. Во-вторых, они связаны с ответственностью за социальную защиту работающих. В-третьих, задача сохранения временно свободных средств и потребность их капитализации создают предпосылки для постоянного притока инвестиционных ресурсов.
Доходы населения, получаемые в виде дивидендов, статистика относит к предпринимательскому доходу, который уподоблен "черному ящику", куда включаются все поступления, не относящиеся к заработной плате и социальным трансфертам. Спектр предпринимательских доходов не структурирован и в таком виде не поддается регулированию, хотя именно он растет самыми быстрыми темпами.
Стратегия воздействия на доходы населения должна строиться, исходя из оценки возможных моделей развития страны. Опыт стран, прошедших путь интеграции в мировую экономику, свидетельствует о двух моделях развития:
а) "демократической", основанной на максимально широком использовании "человеческого капитала", реализации своего потенциала большинством граждан, исключающая появление значительных социальных групп "отверженных”.
б) "аристократической", основанной на резкой социально-экономической дифференциации, преемственности социального статуса, на резкой дифференциации возможностей для отдельных слоев и групп населения, в основе которых лежит раздел собственности в период первоначального накопления капитала. Вторая модель развития характерна для стран, обладающих значительными природными ресурсами, пользующимися высоким спросом на мировом рынке. Наличие таких ресурсов позволяет без особых усилий и приложения научно-технического и интеллектуального потенциала участвовать в международном разделении труда. Такая модель развития надолго вводит страну в разряд стран третьего мира.
Экономика России уже вступила на путь становления аристократической модели развития. Дешевая рабочая сила, ориентация на сырьевой потенциал - первоначальные отличительные признаки ее уже наличиствуют.
"Демократическая"
модель развития еще не
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В самом общем виде рынок труда – это экономическое отношение спроса и предложения рабочей силы.
Рынок рабочей силы – совокупность экономических отношений между собственниками рабочей силы – свободными гражданами – и покупателями этой рабочей силы – предпринимателями.
Основными элементами рынка труда являются спрос и предложение, стоимость и цена рабочей силы.
Спрос – количество рабочей силы, которое работодатель готов и в состоянии купить по некоторой цене в течение определённого времени.
Основными факторами, влияющими на спрос, являются увеличение спроса на производимые этим трудом продукты или услуги, производительность данного вида труда, изменение цен на другие вводимые факторы производства.
Величина предложения – это численность людей, работающих по найму или ищущих такую работу.
Предложение рабочей силы характеризуется численностью и составом людей (по полу и возрасту, образованию, профессиям, квалификации и другим необходимым характеристикам), способных к труду и заинтересованных в получении работы на условиях найма.
Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.
Однако достижение этой
Рыночной экономике соответствует рынок труда, уже создаются правовые основы для раскрепощения человека труда от зависимости и подчинения тоталитарным структурам. Но это только начало пути к свободе труда. Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы. Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда. В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.
В
данной работе я попробовал дать анализ
как научно-теоретического, так и
практического аспекта
Итак, можно с уверенностью сказать о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.
В работе был также поставлен вопрос о необходимости вмешательства государства в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.).
В
нашей же экономике с присущим
ей крупным государственным