Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:10, курсовая работа
Изучение рынка труда начинается и заканчивается анализом спроса и предложения труда. Что касается спроса на рынке труда, то здесь представлены работодатели, принимающие решения о найме рабочей силы в зависимости от того состояния, в котором находятся все три рынка. Что касается предложения рабочей силы на рынке труда, то здесь представлены, работники и будущие работники, чьи решения относительно того, где работать и работать ли вообще, принимаются с учетом возможностей проводить свое время.
Регулирование на этапе образования доходов. Основными видами доходов населения на стадии их образования являются оплата труда и предпринимательский доход.
Регулирующее воздействие на оплату труда осуществляется через: минимальный размер оплаты труда (МРОТ); ставки и коэффициенты единой тарифной сетки (ЕТС); ставки МРОТ в отраслевых тарифных соглашениях; систему налогов и ставок и льгот, в налогооблагаемую базу которых входит фонд оплаты труда. На предпринимательский доход воздействуют система налогов и льгот малого бизнеса, антимонопольные регуляторы.
Особое
место в этом перечне занимает
МРОТ. Он определяет меру оплаты труда,
обеспечивающую воспроизводство
Налоговая нагрузка на труд, помимо прямых налогов, регулирующих доходы работающих и расходы предпринимателя на труд, включает целый ряд налогов, в налогооблагаемой базе которых присутствует ФОТ: НДС, ФОТ, спецналог, транспортный, на содержание милиции, на содержание образовательных учреждений и ряд сборов и пошлин. К ФОТ привязаны платежи в социальные внебюджетные фонды. Минимальная заработная плата участвует как в формировании ФОТ, так и далеко не всегда поддающихся учету и регулированию льгот по налогообложению.
Доля доходов консолидированного бюджета от налогообложения заработной платы и ФОТ составляла в 1993 г. 32%, 1994 г. - 34,5, 1995 26,7% (табл.1).
В ходе реформ происходило снижение налогового пресса на сверхнормативный ФОТ с двукратного минимума оплаты труда ( 1992 г.) до шестикратного (1995 г.), а также снижение ставки НДС. Чтобы компенсировать потери бюджетных доходов, увеличивался налог на ФОТ через косвенное налогообложение, росла ставка налога на прибыль, соответственно на сверхнормативный ФОТ, был введен целый рад местных налогов и сборов на содержание социальной инфраструктуры.
Через МРОТ тормозился процесс сжатия налогооблагаемой базы двух прямых регуляторов: подоходного налога и налога на сверхнормативный ФОТ. Индексация минимальной оплаты труда все больше отставала от темпа инфляции, что видно из соотношения ее с прожиточным минимумом, которое с 33, 8% в 1992 г. снизилось до 25,9% в 1993 г., 18,1 - в 1994 г., 14,3% - в 1995 г.
При почти неизменной шкале налогообложения доходов физических лиц и, неизменном способе взимания его "у источника" дохода, росло налоговое бремя на доходы низкооплачиваемых работников. В результате доля обязательных платежей в расходах самой низкодоходной части населения не только не снизилась, но даже увеличилась с 4,7% в 1992 г. до 6,5% в 1994г.
Основная часть налогового пресса приходится не на заработную плачу работника, а на ФОТ. Бесплатные услуги населению не находят (точнее не должны находить)' отражения в денежных доходах населения. Почти синхронно идут процессы сжатия основного источника доходов населения и бюджета.
Отказ от нормативного метода обоснования расходов на бесплатные услуги 1ению, развитие здравоохранения, образования, культуры
Поскольку заработная плата бюджетникам является защищенной статьей бюджета, Принятый порядок вступает в противоречие с основной целью регулирования доходов населения на стадии перераспределения, ускоряет процесс вытеснения бесплатных услуг платными, которые для большей части населения недоступны.
Чем выше доходы населения, тем больше оно получает от перераспределения доходов.
Результатом использования механизма государственного регулирования явись:
- резкая дифференциация уровня оплаты труда для отраслей с разным уровнем трудоемкости
чем ниже среднеотраслевая (региональная) заработная плата, тем выше в дифференциации;
- постепенное нарастание процесса ухода "в тень" и рост задержек в оплате труда.
Совершенно очевидно, что задержки в оплате труда не только снижают и без того низкие доходы у большинства населения, но и значительно увеличивают дифференциацию доходов населения.
- постепенное снижение уровня налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные социальные фонды.
Итак, круг замыкается: удерживается рост заработной платы, сдерживаются рост доходов государства, далее замедляется рост доходов населения и соответственно спрос на конечную продукцию и накопления населения. Разорвать замкнутый круг взаимозависимости доходов государства и доходов населения можно только в звене - оплата наемного труда.
Причиной неравенства доходов теперь является не только дифференциация оплаты труда, но и наличие собственности у ограниченного числа физических лиц, которая становится также источником получения дохода. Почти половина населения оказалась очень бедной, так как уровень их материальной обеспеченности ниже прожиточного минимума, а треть населения составляет просто бедный люд их прожиточный минимум во многом ниже стандарта, т. е. ниже минимально потребительского бюджета.
После 1992 г. происходит активный рост доли бедных даже в границах совсем низкого уровня. Появились наряду с "новыми русскими", которые представляют богатых, "новые бедные", т. е. слои населения, которые по своему социальному статусу раньше никогда ими не были и не могли быть. Фактически нет среднего класса. Те кто по прежним меркам мог обеспечить формирование среднего класса (интеллигенция, высококвалифицированные рабочие, военная элита), оказались также за чертой минимального потребительского бюджета.
Совершенствование политики доходов и оплаты труда: некоторые предложения. Механизм государственного регулирования доходов населения должен строится с учетом принципов позволяющих:
-
стимулировать трудовую
-
исключать возможность
В экономической программе федерального правительства повышение доходов населения должно стать целью, а не следствием.
На доходы населения в той или иной степени воздействуют экономические и административные меры, предпринимаемые органами управления. Из них следует выделить регуляторы первого порядка, влияние которых на оплату труда и доходы населения наиболее значимо. К таким регуляторам относятся: социальные гарантии, предоставляемые государством населению; налоги, налогооблагаемая база которых включает любую составляющую доходов населения; норматив социальных услуг, предоставляемых каждому жителю бесплатно; система законодательных норм, ограничивающих монополию крупных предпринимателей на рынке и стимулирующих индивидуальное предпринимательство и малый бизнес.
Рассмотрим основные из них.
Минимальные социальные гарантии государства населению: минимальный уровень оплаты труда, ставка первого разряда бюджетной тарифной сетки, минимальный уровень социальных трансфертов - различаются экономическим держанием и назначением. Практика их использования должна соответствовать содержанию. В противном случае они теряют способность выполнять свою основную функцию - гарантировать прожиточный минимум.
Льгота по необлагаемому минимуму подоходного налога, как и прочие, не должна измеряться минимальной зарплатой. Нормировать льготу следует по шкале налогообложения, которая может пересматриваться независимо от индексации минимума по зарплате. В этом случае доходы госбюджета не будут прямо зависеть от частоты и степени проведения индексации.
Оплата
труда государственных
Существует еще один вид льгот, которые можно отнести к разряду минимальных гарантий - это районные коэффициенты оплаты труда. Изменившимся производственно-экономическим отношениям не соответствует та система поддержки занятости в северных регионах, которая сохранилась практически неизменно с дореформенного времени. Она нуждается в коренной реконструкции. Прежде всего, требует ревизии в контексте рассматриваемого вопроса проблема удвоения льгот: по оплате труда, подоходному налогу, социальным трансфертам.
Теперь,
когда масштабы неуплаты налогов
приобрели катастрофические размеры,
федеральное правительство
Без реформы всей налоговой системы перенести налоговую нагрузку с ФОТ на «доходы населения невозможно. Необходим постепенный переход.
Можно использовать другой методический подход к взиманию подоходного налога с физических лиц, который носит название стимулирующего, или негативного Налог взимается с дохода (а не с оплаты труда), достигающего определенного уровня. Для получающих доход ниже этого уровня налог не взимается, наоборот, производится доплата в форме бюджетного социального трансферта. Налог сохраняет побудительный мотив зарабатывать больше при любом уровне дохода.
Неэффективность многих программ социальной помощи, направленных на уменьшение неравенства и бедности, достаточно очевидна. Без создания всеобщей компьютерной базы данных о доходах населения государственное их регулирование не может стать эффективным.
В интересах создания более гибкой системы регулирования оплаты труда и его доли в доходах населения при условии одномоментной налоговой реформы, сообразно:
- снизить, а точнее, свести до минимума общую налоговую нагрузку на ФОТ.
-
равномерно распределять часть налогов,
стимулирующих экономное использование
ресурсного потенциала страны по трем
его составляющим: капитал, труд, природный
ресурс.
-
свести к минимуму применение косвенных
налогов, механизм действия
которых в масштабах отечественной экономики
и системы управления немобилен, плохо
отслеживается с точки зрения результативности
их воздействия на конкретную группу производств.
- отдать часть налоговых полномочий (с правом выбора налогооблагаемой базы) на региональный уровень.
- изменить методику и технологию сбора налогов.
Политика федерального центра в социальной сфере влияет на снижение номинальных и реальных доходов населения прямым и косвенным способом.
Прямой - через бюджетную тарифную сетку, первые разряды которой ниже прожиточного минимума, в результате, в числе работающих с зарплатой прожиточного минимума (таких 35% всех занятых в экономике) свыше 60 составляют работники отраслей социальной сферы. Косвенный - через дезорганизацию системы управления и финансирования всего социального комплекса, в результате, услуги социального характера перестали быть общедоступными, а некоторое замещение бесплатных услуг платными "уходит в тень" и не регулируется государством.
При низкой зарплате самих работников цельных отраслей процесс не может получить развития.
Мерой по повышению доходов
работающего населения может
стать программа
-
наличие фондовых рынков, подчиняющихся
строгим правилам биржевой торговли;